
Польша собирается прекратить транзит российского газа и «отобрать» трубопровод «Ямал-Европа»
Согласно недавно опубликованному польским оператором Gaz-System плану развития своей ГТС на десять лет, участок газопровода «Ямал-Европа», идущий по территории Польши, будет «переключен» на прокачку газа в обратном направлении, то есть с запада на восток. Таким образом российская труба будет почти полностью «полонизирована». Это связано с тем, что Варшава собирается отказаться от российского топлива и полностью перейти на другие источники.
Появление подобных планов читалось давно. Польша на много лет вперед законтрактовала дорогой американский СПГ в немыслимых объемах, и его надо пытаться куда-нибудь поставлять, поскольку самим полякам он не по карману и его слишком много. Терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске по приему грузов СПГ уже готовы и «ожидают» лишь инфраструктурных перемен в стране. Также на подходе многострадальный «национальный» проект «Балтийский газопровод», который полностью выкачает и без того истощенные месторождения в Норвегии.
В общем, в Польше будет много сырья в ближайшее время, и российское ей, как утверждается, ни к чему, поэтому разработаны планы по «удешевлению» процесса развития транспортной инфраструктуры, по которой можно попытаться (именно попытаться, а не точно поставлять, так как еще необходимо найти клиентов для сверхдорого топлива) качать газ «куда-то» на восток.
Очевидно, чтобы осуществить подобные планы, польский оператор инвестирует средства в постройку небольших, коротких трубопроводов-интерконнекторов, которые «врежут» по всему пути следования трубы «Ямал-Европа», что позволит подавать в газопровод топливо с Балтики и с СПГ-терминалов и прокачивать его «вспять». Иными словами, к 2022 году, когда транзит из России будет прекращен, Польша уже будет закачена американским сырьем под завязку, ей просто жизненно необходимо будет «отобрать» у России ее газопровод (транзитные мощности) и основываясь на положениях Третьего энергопакета Евросоюза, использовать «Ямал-Европа» в своих целях. Но возможно ли это?
Однако уже сейчас у Варшавы в перспективе вырисовываются несколько серьезных проблем с воплощением задуманного в реальности. Во-первых, оператору ГТС надо будет или выкупить долю «Газпрома» в трубопроводе, чтобы использовать его мощности полностью, или смириться с тем, что транзит российского газа и после 2022 года будет продолжаться в Западную Европу, что приведет к необходимости использовать украинский вариант «виртуального реверса» в трубе. Также придется модернизировать и расширять мощности подземных хранилищ, так как подобный реверс не обходится без компенсационных резервуаров, в которых газ «меняет прописку».
И «вишенкой» на торте является поиск потенциальных покупателей дорогого польского сырья на востоке, куда повернутый вспять «Ямал-Европа» будет его поставлять.
Появление подобных планов читалось давно. Польша на много лет вперед законтрактовала дорогой американский СПГ в немыслимых объемах, и его надо пытаться куда-нибудь поставлять, поскольку самим полякам он не по карману и его слишком много. Терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске по приему грузов СПГ уже готовы и «ожидают» лишь инфраструктурных перемен в стране. Также на подходе многострадальный «национальный» проект «Балтийский газопровод», который полностью выкачает и без того истощенные месторождения в Норвегии.
В общем, в Польше будет много сырья в ближайшее время, и российское ей, как утверждается, ни к чему, поэтому разработаны планы по «удешевлению» процесса развития транспортной инфраструктуры, по которой можно попытаться (именно попытаться, а не точно поставлять, так как еще необходимо найти клиентов для сверхдорого топлива) качать газ «куда-то» на восток.
Очевидно, чтобы осуществить подобные планы, польский оператор инвестирует средства в постройку небольших, коротких трубопроводов-интерконнекторов, которые «врежут» по всему пути следования трубы «Ямал-Европа», что позволит подавать в газопровод топливо с Балтики и с СПГ-терминалов и прокачивать его «вспять». Иными словами, к 2022 году, когда транзит из России будет прекращен, Польша уже будет закачена американским сырьем под завязку, ей просто жизненно необходимо будет «отобрать» у России ее газопровод (транзитные мощности) и основываясь на положениях Третьего энергопакета Евросоюза, использовать «Ямал-Европа» в своих целях. Но возможно ли это?
Однако уже сейчас у Варшавы в перспективе вырисовываются несколько серьезных проблем с воплощением задуманного в реальности. Во-первых, оператору ГТС надо будет или выкупить долю «Газпрома» в трубопроводе, чтобы использовать его мощности полностью, или смириться с тем, что транзит российского газа и после 2022 года будет продолжаться в Западную Европу, что приведет к необходимости использовать украинский вариант «виртуального реверса» в трубе. Также придется модернизировать и расширять мощности подземных хранилищ, так как подобный реверс не обходится без компенсационных резервуаров, в которых газ «меняет прописку».
И «вишенкой» на торте является поиск потенциальных покупателей дорогого польского сырья на востоке, куда повернутый вспять «Ямал-Европа» будет его поставлять.
- Николай Грицай
- europolgaz.com.pl
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Почему энергетика Украины живее всех живых даже после ракетных ударов
Украинская энергетика, питающая оборонную промышленность, в том числе, производство дронов и безэкипажных катеров ВСУ, причиняющих ущерб нашей стране,...

Уран под водой: затопление урановых шахт Украины
Председатель независимого профсоюза горняков Украины называет ситуацию на урановых шахтах в Кировоградской области критической. Укрэнерго обесточило шахты,...

«Госуслуги» сделают жизнь проще: получение налогового вычета больше не проблема
В России к началу 2026 года запланированы значительные изменения в процедуре оформления налогового вычета при продаже недвижимости и транспорта. Об этом...

Nissan возвращается в Россию?
Заглядывая в будущее, японский автоконцерн Nissan Motor, похоже, решил сделать хоть какую-то попытку заявить о себе в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на...

Сохранение советского наследия: в РФ начнут производство деталей для Як-42
Российское авиастроение продолжает наращивать потенциал и диверсифицировать производство. Завод «Сокол» получил одобрение на выпуск важных компонентов для...

Китай готов обрушить мировой автопром: дело в металлах
США, Европа и Япония бьют тревогу. Китай создал дефицит редкоземельных металлов для автомобильной промышленности – и уже есть первые пострадавшие: Ford и...

Колоссальные убытки «ОДК-Кузнецов»: космос под угрозой
Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав государственной корпорации «Ростех», продолжает сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями. По...

Удар по гиганту: в РЖД показали тревожные цифры сокращения перевозок
Российские железные дороги опубликовали статистику грузоперевозок. Общее количество жд-доставок уменьшилось, что сигнализирует о замедлении экономической...

Легенда под угрозой: спад продаж может убить завод сельхозтехники в РФ
Крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники переживает тяжёлое время. Сильное сокращение продаж может впоследствии привести к...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Освоение Арктики: транзит по Севморпути востребован не только Китаем
Уже в текущем году, по оценке «Ростатома», ожидается 50-процентный рост перевозок грузов иностранными компаниями по СМП. С 2023 г. Китай выступает одним из...

Как Якутия становится водородным флагманом России?
Якутия, один из самых холодных регионов России, неожиданно для многих стала «горячей точкой» на мировой карте водородной энергетики. Далеко, холодно, проблемы...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...

Путин выполнит обещание: Олигархи нацеливаются на «жирный» завод
ЧЭМК, отравляющий город, выводят из Челябинска, завод построят на новом месте...

Обрежут западные крылья: в Аэрофлоте предложили шок-меры для авиапрома
«Аэрофлот» выдвинул инициативу о введении обязательной доли закупок самолетов российского производства для авиакомпаний, эксплуатирующих зарубежные модели....