Экономическое обозрение

Большой интерес к Каспийскому морю: перспективы развития экономического сотрудничества в регионе

Большой интерес к Каспийскому морю: перспективы развития экономического сотрудничества в регионе
Азербайджан и Россия на днях провели консультации по вопросам Каспийского моря. С азербайджанской стороны в них участвовал заместитель министра иностранных дел республики Халаф Халафов, который одновременно является и специальным представителем президента Азербайджана Ильхама Алиева по вопросам границы и Каспийского моря, а от имени России выступал посол по особым поручениям МИД и специальный представитель президента России по делимитации и демаркации госграницы РФ с государствами-членами СНГ Михаил Петраков. Сначала – официальная информация: в пресс-релизе довольно сухо рассказывается о том, что на встрече обсуждалась реализация Конвенции о правовом статусе Каспия, меры по подготовке к следующему саммиту, проекты соглашений об отраслевом сотрудничестве. Но что стоит за этими сухими строчками?


Каспийское море представляет интерес для России и многих других стран региона (и не только региона) по следующим причинам: большие запасы природных ресурсов, включая нефть и газ; стратегическое расположение на пути на Ближний Восток; возможность быстрой морской транспортировки грузов из стран Центральной Азии в страны Восточной Европы. В то же время, Прикаспийский регион – поле пересечения интересов России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана. В последнее время здесь заметна рука еще одного важного игрока – Турции. Хотя Турция не имеет выхода к Каспийскому морю, приверженность принципу «один народ, две страны», декларируемая Реджепом Эрдоганом, позволяет Анкаре вполне ощутимо присутствовать на Каспии через Азербайджан.

Для России важно как не допустить чрезмерного влияния Турции в Прикаспийском регионе, так и способствовать развитию экономической инфраструктуры Каспия. В первую очередь, Россию интересуют не нефть и газ, которых много и у самой России, а логистические возможности Каспия и здесь сотрудничество с Азербайджаном очень интересно, поскольку через азербайджанское побережье пролегает путь в Иран.

Развитие логистики Каспия связано со строительством и модернизацией транспортно-торговой инфраструктуры, в том числе портов и терминалов. Важно обеспечить быстрое и безбарьерное прохождение границ, что позволит сократить сроки поставки товаров в страны региона или через страны региона.

Отдельный вопрос – туристическая отрасль. Каспийское море значительно меньше освоено российскими туристами, нежели Черное море. Между тем, определенный потенциал у Каспийского моря есть, если наладить туристический поток как на российское, так и на азербайджанское побережье. В Москве, например, рассматривают перспективы развития круизного туризма по маршруту «Каспий – Волга». К 2030 году Россия рассчитывает привлекать на Каспий до 1 миллиона туристов, но для достижения этой цели также необходимо взаимодействие с Азербайджаном и другими странами региона.

Вложения в инфраструктуру Каспия для России могут быть весьма оправданными, особенно если обеспечить грамотное привлечение сторонних инвестиций, причем не столько американских или европейских, сколько инвестиций со стороны азиатских стран – Китая, Индии, Пакистана, которые также могут быть заинтересованы в развитии каспийской логистики.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен

«Ивановский завод тяжелого станкостроения» вернули государству [is-owner] Аукцион[/is-owner]

«Ивановский завод тяжелого станкостроения» вернули государству

Арбитражный суд Ивановской области принял решение обратить в пользу Российской Федерации акции «Ивановского завода тяжелого станкостроения» (ИЗТС)....
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 5 902
Отечественная авионика планирует вернуть былую славу [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Отечественная авионика планирует вернуть былую славу

В государственной корпорации «Ростех» заявили, что отечественная электроника для авиации уже в строю. Для подтверждения своих слов они показали видео с одного...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 2 422
«Дочка» ММК запустила новое производство крепежных изделий [is-owner] Аукцион[/is-owner]

«Дочка» ММК запустила новое производство крепежных изделий

В компании «ММК-Метиз» (входит в состав «Магнитогорского металлургического комбината») открылось новое производство импортозамещающих крепежных изделий и...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 1 463
3,2 миллиарда рублей вложат в запуск производства медицинского стекла в Саранске [is-owner] Аукцион[/is-owner]

3,2 миллиарда рублей вложат в запуск производства медицинского стекла в Саранске

Группа компаний «Гласс Декор» собирается вложить более трех миллиардов рублей в строительство нового предприятия на территории особой экономической зоны...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Производство амфибийной техники запускают в Красноярске [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Производство амфибийной техники запускают в Красноярске

Компания «Альянссервис» реализует на площадке «Красноярского электровагоноремонтного завода» (КрЭВРЗ) крупный инвестиционный проект по выпуску амфибийной...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 1 283
Новый завод отжима растительных масел открылся в Татарстане [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Новый завод отжима растительных масел открылся в Татарстане

На территории Алексеевского района Республики Татарстан ввели в эксплуатацию новое предприятие, которое специализируется на отжиме растительных масел. Стоит...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 908
Экономическая болезнь ФРГ стремительно распространяется на весь ЕС [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Экономическая болезнь ФРГ стремительно распространяется на весь ЕС

Благодаря проамериканским ставленникам в Европе, США отвели ЕС роль основного плательщика за свое дальнейшее глобальное доминирование на планете. Американское...
[author-avatar][/author-avatar] topcor.ru
  • 464