Экономическое обозрение

Несколько доводов о том, почему Европа твёрдо решила «замёрзнуть»

Несколько доводов о том, почему Европа твёрдо решила «замёрзнуть»
Все разговоры о том, что в Европе газовый кризис, а также активные поиски виновных (хотя, впрочем, без фактов обвинен «Газпром») призваны служить лишь одной цели - увести в сторону внимание от простого факта, что кризис наполовину рукотворен, а его последствия в некотором роде даже желанны.


В пользу этой теории говорят несколько очевидных доводов. Во-первых, от газа никто отказываться не собирается, но если попытаться обойтись без «шоковой терапии» в деле энергоперехода, то, как и в случае с зависимостью мировой экономики от нефти, с «газовой иглы» макроэкономика никогда не слезет. Представляется неоспоримым факт, что необходима встряска ради ускорения столь важного для Европы энергоперехода. Топливный дефицит и возникший вследствие этого кризис призван «научить» жить без угля, газа и генерации на мазуте. Своеобразные учения, по типу военных, проводимых в мирное время, однако имеющих определенные позитивные последствия для непосредственной экстремальной ситуации.

Именно поэтому столь строго караются судом ЕС все попытки буквально выжить этой зимой за счет угля или мазута, например, как это было с Польшей и наложенным на нее штрафом за возвращение к каменному топливу. Без сомнения, показательный процесс. Очевидно, что такое своеволие разрушает логику управляемого процесса хаоса на энергорынке, эксперимент по устроению которого слишком дорого обходится ЕС. Кстати, в России на официальном уровне также полагают, что нынешний кризис является детищем ускоренного энергетического перехода. С такой мыслью выступил глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Во-вторых, выглядит как насмешка над «стремлением» решить проблему обеспечения Европы газом назначение сертификатором «Северного потока-2» его главного врага – польского национального энергетического концерна PGNiG с привлечением его немецкого дочернего филиала PGNiG Supply&Trading GmbH. Это не просто не ускорит введение нового трубопровода в эксплуатацию, а скорее даже сильно замедлит или вовсе сделает это невозможным. Причем впустил «лису в курятник» никто иной, как Берлин, участвующий в проекте СП-2, официально заявляющий, что поддерживает необходимость газопровода. Впрочем, Германия поддерживает, но и спешить не будет, по описанным выше причинам: трубопровод же не исчезнет через год даже не заполненный сырьем.

В общем, Европа решила научиться жить без старых видов топлива резко и без сожаления. Ровно так, как учатся плавать – с разбегу с головой. Но для этого ей придется грядущей зимой «замёрзнуть», на что, судя по всему, Брюссель вполне готов и идет на крайние меры и последствия, чтобы довести рискованную игру до конца. Собственно говоря, момент выбран удачно: экономика и без газового кризиса находится «на дне» из-за карантинных мер «ковидного» 2020 года. Ничего страшного, если ей придется оправляться от двух бед единожды, чем два раза терпеть падения и взлеты от схожих причин.

Автор:

Использованы фотографии: gazprom.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен