Результат капиталовложений в данную отрасль смело можно охарактеризовать выражением «деньги на ветер», трактовка которого будет верной в любом варианте, поскольку миллиардные инвестиции в декарбонизацию не только не принесли дохода, но и поставили многих европейских вкладчиков перед угрозой банкротства.
К примеру, издание Süddeutsche Zeitung, оперируя материалами исследований немецкой общественной организации Finanzwende, заявляет, что многие эко-инвестиции являются, по своей сути, провальными. Об этом красноречиво свидетельствует анализ данных финансирования проектов в сфере защиты климата за 10 лет, согласно которому в означений период потери составили почти 2 миллиарда евро.
На грани финансового краха оказались многие компании, рискнувшие связать свою деятельность с производством и продажей ветряных электростанций. Например, потери крупнейшего энергетического кооператива Германии Prokon составили 600 миллионов евро. Не мене «впечатляющими» являются результаты деятельности компании UDI, занимающейся финансированием ВИЭ – ее убыток исчисляется 150 миллионами евро. Ущерб компании производителя ветряных турбин Windreich составляет 100 миллионов евро.
Süddeutsche Zeitung видит основной причиной столь плачевного положения в сфере производства и использования ветроэнергетических установок высокую долю «серого» рынка капитала и предоставление инвесторам информации, не отображающей реального положения дел и возможных рисков в данной отрасли.
Тем не менее подобный подход является не совсем верным, ведь рынок «серого» капитала существовал до появления идей по декарбонизации, а возможности современных средств коммуникации предоставляют возможности по сбору достаточно большого спектра информации самого различного рода. Да, навязчивая реклама «зеленой энергетики», звучащая сегодня в Европе, что называется «из каждого утюга» и ее «обожествление» на государственном уровне, безусловно сыграли свою роль в оболванивании потенциальных инвесторов. Однако, главные причины, скорее всего, не в этом.
Более вероятным фактором убыточности «зеленой отрасли» в том числе и производства ветроэнергетических установок является, в первую очередь, неоправданный оптимизм инвесторов относительно прибыльности данной сферы деятельности. Так называемые «экологические капиталовложения» действительно связаны с большим количеством рисков.
Не стоит забывать, что получение электроэнергии за счет природных источников – ветра, воды, геотермальной энергии и тому подобного во многом подобна попытке сорвать джекпот в азартной игре. Ведь данный вид деятельности находится, по сути, в абсолютной зависимости от довольно-таки непредсказуемых капризов природы. Наступил штиль – и все ветрогенераторы превращаются в совершенно бесполезные груды металла. Нет солнца – и толку от заряжаемых от него аккумуляторных батарей нет ровно никакого.
Кроме того, требующая весьма солидных капиталовложений, ВУИЭ являются делом с крайне длительным сроком окупаемости. При этом (опять-таки, благодаря насаждаемым буквально силком «зеленым стандартам») конкуренция в данном сегменте нарастает намного быстрее, чем увеличивается его доходность. Более того, чем дальше, тем громче звучат голоса въедливых скептиков, утверждающих, что те же ветрогенераторы на так уж и полезны для природы, не настолько экологичны, как это представлялось изначально.
Согласно данным социологических опросов, примерно половина жителей той же Германии категорически против соседства с добывающими электричество «ветряками». Ну, не нравятся они им, не вызывают доверия. А тем временем уже начинают обнародоваться исследования, авторы которых утверждают, что лопасти этих генераторов несут смертельную угрозу для пернатых – особенно оказавшись на пути их сезонных миграций. Не случится ли в итоге так, что «породившие» бум ветрогенерации экоактивисты ее же и «похоронят»? Вполне возможный вариант.
Человечество, сломя голову ринувшееся «зеленым курсом», судя по всему, лишь начинает подсчитывать собственные убытки от торопливости и чрезмерного энтузиазма. Как видим, счет уже сегодня идет на миллиарды. То ли еще будет…

Латвия нашла железный аргумент для разрыва с Россией
Законодатели Рижской думы хотят доказать, что от Москвы им «ничего не нужно»...