
Пока нет транзита: газопровод «Ямал-Европа» заработал в обратном направлении
Природный газ по транснациональному трубопроводу «Ямал-Европа» пошел в реверсном режиме, то есть вместо поставок газа в ЕС из России через Польшу, топливо начало поступать в обратном направлении, из Германии в Польшу. Об этом свидетельствуют данные немецкого газотранспортного оператора Gascade.
Внимание к данному важному направлению поставок российского газа в ЕС приковано последние несколько дней, так как его использование «Газпромом» в этот период было сведено почти к нулю. Российский монополист сначала не стал бронировать мощности трубопровода, работающего исключительно по рыночным правилам, отчего прокачка значительно снизилась, и возобладала реноминация перед номинацией клиентов в «прямом» направлении (пока нет прямого транзита). Иными словами, вектор потока топлива в трубе может меняться в зависимости от наличия более высоких номинальных заявок в том или ином направлении.
Теперь же, когда с утра вторника физический поток газа по «Ямал-Европе» в прямом направлении был остановлен, автоматически возобладали реноминационные заявки клиентов: был запущен реверс топлива из Германии в Польшу. Все это привело к резкому скачку стоимости «голубого» топлива на европейском рынке. Газ подорожал до 2300 долларов за тысячу кубометров. Впрочем, с недавних пор разве что дальние вспышки сверхновых звезд не влияют на цену сырья в ЕС, а уж остановка одной из основных экспортных магистралей приводит к этому негативному эффекту практически автоматом.
Можно предположить, что обратная прокачка газа не будет долгосрочным и стойким процессом, так как реверс топлива весьма невыгодная и крайняя мера (это подтвердят, к примеру, украинцы). С учетом каждодневного удорожания сырья, с наложением на итоговую высокую стоимость двукратного обложения транспортным тарифом (для физического реверса), а также нехваткой газа в самой Германии, клиенты в Польше также могут отказаться от поставок, как отказались от услуг поставщиков потребители в Германии от заявок для «Газпрома».
Из сложившейся ситуации напрашивается лишь один вывод: перестало быть идиомой выражение, что Европа вредит самой себе – это стало реальностью. Ее стремление к диверсификации, к «разнообразию» поставщиков и свободному рынку газа приводит всякий раз к катастрофе там, где эти поползновения Брюсселя воплощаются в жизнь. Трубопровод «Ямал-Европа», подчиненный европейским правилам анбандлинга и диверсификации (стараниями Варшавы), постоянно демонстрирует нестабильность и проблемность. В то время как другие экспортные газопроводы для поставок сырья из РФ, не полностью или вообще не подчиняющиеся законодательству ЕС, с успехом работают на полную мощность.
Внимание к данному важному направлению поставок российского газа в ЕС приковано последние несколько дней, так как его использование «Газпромом» в этот период было сведено почти к нулю. Российский монополист сначала не стал бронировать мощности трубопровода, работающего исключительно по рыночным правилам, отчего прокачка значительно снизилась, и возобладала реноминация перед номинацией клиентов в «прямом» направлении (пока нет прямого транзита). Иными словами, вектор потока топлива в трубе может меняться в зависимости от наличия более высоких номинальных заявок в том или ином направлении.
Теперь же, когда с утра вторника физический поток газа по «Ямал-Европе» в прямом направлении был остановлен, автоматически возобладали реноминационные заявки клиентов: был запущен реверс топлива из Германии в Польшу. Все это привело к резкому скачку стоимости «голубого» топлива на европейском рынке. Газ подорожал до 2300 долларов за тысячу кубометров. Впрочем, с недавних пор разве что дальние вспышки сверхновых звезд не влияют на цену сырья в ЕС, а уж остановка одной из основных экспортных магистралей приводит к этому негативному эффекту практически автоматом.
Можно предположить, что обратная прокачка газа не будет долгосрочным и стойким процессом, так как реверс топлива весьма невыгодная и крайняя мера (это подтвердят, к примеру, украинцы). С учетом каждодневного удорожания сырья, с наложением на итоговую высокую стоимость двукратного обложения транспортным тарифом (для физического реверса), а также нехваткой газа в самой Германии, клиенты в Польше также могут отказаться от поставок, как отказались от услуг поставщиков потребители в Германии от заявок для «Газпрома».
Из сложившейся ситуации напрашивается лишь один вывод: перестало быть идиомой выражение, что Европа вредит самой себе – это стало реальностью. Ее стремление к диверсификации, к «разнообразию» поставщиков и свободному рынку газа приводит всякий раз к катастрофе там, где эти поползновения Брюсселя воплощаются в жизнь. Трубопровод «Ямал-Европа», подчиненный европейским правилам анбандлинга и диверсификации (стараниями Варшавы), постоянно демонстрирует нестабильность и проблемность. В то время как другие экспортные газопроводы для поставок сырья из РФ, не полностью или вообще не подчиняющиеся законодательству ЕС, с успехом работают на полную мощность.
- Николай Грицай
- ПАО "Газпром" (gazprom.ru/press/media/2016/turkey/)
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....