Экономическое обозрение

Украинские власти опасаются того, что без транзита российского газа интерес к Украине потеряет вся Европа

Украинские власти опасаются того, что без транзита российского газа интерес к Украине потеряет вся Европа
Консорциум инвесторов, вошедших в правление компании-оператора Nord Stream 2 AG трубопровода «Северного потока-2», во исполнение требований правительства Германии начал процедуру анбандлинга. При всей странной непонятности этого названия оно означает всего лишь юридическое разграничение между собственником трубы и поставщиком сырья. И первым действием, логично, стало выделение из оператора СП-2 независимой компании по управлению 54-километровым участком газопровода по дну Балтийского моря и инфраструктуры в Любмине, с офисом в городе Шверин. Управлять она будет трубой в немецких территориальных водах.


Новое юридическое лицо получило название Gas for Europe GMBH (G4E). Теперь наряду с оператором и этой компанией, газопровод СП-2 будет дожидаться передачи активов от материнского филиала дочернему подразделению для завершения разделения, что должно исправить замечания регулятора BnA из Германии. Однако допущенные к процессу сертификации украинцы в лице «Нафтогаза» остались сильно недовольны подходом России к решению проблемы получения разрешений трубопроводом. Ещё бы... Украина может полностью потерять транзит газа из России в Евросоюз.

Если быть откровенным, то на Украине не скрывают, что опасаются «прямоты» действий Nord Stream 2 AG, который понимает анбандлинг столь буквально. Как бы там ни было, глава «Нафтогаза» Юрий Витренко называет подобные действия (законные!) «манипуляциями». Весьма странный подход, когда критикуется законодательно обоснованные решения и акты российских владельцев трубопровода. Конечно, для украинцев любой поступок, приближающий выполнение требований регулятора будет «странным», казаться манипулятивным и «незаконным». Но Киев не хочет держать себя в руках и признать, что противостоять медленному, но упорному вхождению в жизнь Европы газопровода СП-2, больше не может.

Украинцев раздражает даже название нового юридического лица. Оно им кажется насмешливым. И уставной фонд всего лишь в один миллион евро. Но заявления украинской стороны больше напоминают всхлипывания обиженного ребенка, а не серьезные замечания. И вот почему.

Как говорит Витренко, якобы правила анбандлинга должны быть применены для всей протяженности в 1200 километров трубопровода, а не только 54 «последних» километров. Ведь у «трубы нет интерконнекторов». И менеджер «Нафтогаза» абсолютно прав – не имеющий перемычек и ответвлений СП-2 при образовании нового управляющего лица получит контролирующую «пробку» или своеобразный юридический «вентиль» как раз на входе в Германию (иных вовсе нет), что окажет судьбоносное влияние на всю трубу. А смысл анбандлинга как раз и заключается в рассредоточении функций управления инфраструктурой и бизнеса, чтобы имелось влияние на конечные поставки сырья. Что Nord Stream 2 AG самостоятельно и сделал – передал все полномочия на финальном, важнейшем участке трубы независимой компании. Так что все действительно последовательно и законно.

Украинские власти просто опасаются того, что без транзита газа интерес к Украине потеряет вся Европа, а то и весь мира. Получается, что сегодня всё внимание к себе Украина старается привлекать либо заявлениями о якобы российской угрозе, либо словами о крайней важности украинской газотранспортной системы для Европы.

Впрочем, искать логику у непримиримых врагов нового трубопровода, очевидно, бесполезно. Киев будет против любого поступка российской стороны, видя в нем подвох, а, точнее, опасность своему положению. Однако чиновники из Украины забывают, что ЕК привлекла их к процессу ради использования в качестве средства против РФ, как «торпеду», и только с этой функцией они справляются на отлично.

Автор:

Использованы фотографии: © Nord Stream 2 / Nikolai Ryutin

Мы в Мы в Яндекс Дзен