Вторичные санкции: бой с тенью
3 165

Вторичные санкции: бой с тенью

Попытки российских компаний переориентироваться на «параллельный импорт», торговать в обход основных пакетов санкций недружественных стран, используя теневые финансовые механизмы, стимулировали политику вторичных санкций.


22 декабря 2023 года президент США Джо Байден подписал указ, разрешающий применять вторичные санкции для зарубежной банковской системы, институты которой обслуживают секторы российской экономики, пребывающие под гнетом санкций. В начале 2024 года активные шаги правительства США, направленные на введение вторичных санкций против стран и отдельных субъектов экономической деятельности, стали приносить реальные плоды и создали серьезные трудности российским компаниям в преодолении заградительных барьеров.

Вторичные санкции затронули несколько чувствительных для российской экономики направлений: банковские расчеты, параллельный импорт для компаний, связанных с ВПК, а также экспорт нефтепродуктов.

Опасения о введении правительством США вторичных санкций в отношении банков, которые проводили платежи российских компаний, стали причиной блокировки двусторонних расчетов финансовыми организациями Китая Турции и ОАЭ и закрытия счетов российских юридических и физических лиц. Олий Мажлис (парламент) Узбекистана принял специальный закон о запрете банковских операций в стране для подсанкционных участников экономической жизни.

Власти КНР к возможностям вторичных санкций отнеслись очень серьезно и порекомендовали своим компаниям быть осторожными в сделках с российскими партнерами. Переходить «красные линии» в этом вопросе госструктуры КНР не намерены и скорее откажут российскому бизнесу, чем подставят под удар свои национальные интересы.

На данный момент вторичные санкции не стали переломным моментом в давлении на Россию. Официальные лица КНР уверяют в том, что будут предприняты все возможные шаги для преодоления проблем в финансовом секторе и двусторонней торговле. При этом на официальном уровне были сделаны заверения в осуществлении платежей для физических лиц и неподсанкционных компаний.

Согласно информации Reuters, сложности возникли с обслуживанием счетов российских нефтяных компаний, поставляющие топливо в Турцию. Однако поставки не прекратились, и судя по всему, потребовалось две-три недели для поиска обходного варианта переводом денег для оплаты поставок российской нефти в Турцию. Также сохранились возможности осуществления платежей по определенным категориям товаров и услуг. Тем не менее, поставки из Турции санкционных товаров стали сокращаться, причиной стала боязнь турецких поставщиков оказаться в «черных списках».

С одной стороны, механизмы контроля за соблюдением санкций вызывают разногласия в оценке их правомерности по отношению к третьим странам, что не мешает еврочиновникам и американским сенаторам разрабатывать законодательную базу.

С другой стороны, китайские, индийские и даже европейские компании продолжают покупать российские товары, прежде всего нефтепродукты, стремясь не упустить значительные прибыли, которые дают цены с дисконтом к рынку и условия ценового потолка.

Эксперты указывают на наличие возможностей обхода вторичных санкций по аналогии с адаптацией к основным пакетам: проведение платежей через третьи страны (преимущественно Восточноазиатского региона), использование цифровых финансовых активов, увеличение нагрузки на неподсанкционные банки, использование посредников.

Это увеличивает организационные и финансовые издержки, хотя активно прорабатываются варианты использования альтернативных финансовых механизмов. На данном этапе в России идет разработка законодательных механизмов регулирования использования цифровых валют и ЦФА в международных расчетах.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас