США ввели санкции против добычи лития в России
В пятницу все заголовки новостей начали гудеть о том, что США ввели санкции против ООО «Полярный литий» – совместного предприятия компании «Норникель» и государственной корпорации «Росатом» по освоению Колмозерского литиевого месторождения в Мурманской области. Видимо, кто-то в Вашингтоне вспомнил, что литий – это не только название минерала, но и маленький элемент, который поднимает цену на электричество до небес. В общем, разберемся, чем же так не угодил «Полярный литий» своим конкурентам.
Колмозерское месторождение: сюрприз от Севера
По словам подопечных Минфина США, Колмозерское месторождение – это не просто очередное поле для шуток о сырьевой экономике. Данное месторождение считается крупнейшим в России, обладая запасами лития на 39 лет. Все начинается с того, что проектная мощность предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития, выходящего на 45 тысяч тонн в год. А с учетом того, что литий активно используется в производстве аккумуляторов для электромобилей, тут можно видеть, как в углу с замиранием сердца ждут своих запасов производители аккумуляторов.
Итак, ожидаемая стоимость проекта установлена на уровне 91 миллиард рублей, а для всех любителей красивых цифр стоит упомянуть, что NPV проекта составляет 4,3 миллиарда рублей с темпом доходности (IRR) в 19%. Настоящий «золотой дождь», если верить математике, так сказать.
Литий: потрясающий металл с волшебным дуновением
Но что же такое литий, который так привлекает внимание? Он самый легкий металл в мире, и его использование в производстве аккумуляторов зашкаливает: около 74% добываемого лития уходит именно на это. В то же время литий является важнейшим компонентом для портативных устройств, таких как смартфоны и ноутбуки. И пока мы мечтаем о гаджетах с длинным сроком службы, мир сходит с ума из-за нехватки этого ключевого ингредиента.
К слову, с 1997 года в России литий не добывают. Вопрос «почему?» уже остался в тени, когда в 2022 году наши соседи – Чили и Аргентина – заморозили свои поставки. Кажется, импорт и дешевизна были недостаточно привлекательными, чтобы возобновить свои собственные разработки, а теперь Россия осознано остается под грузом обязательств в производстве литий-ионных аккумуляторов.
Боливия выходит вперед
Но не стоит забывать и о внешних игроках на этом поле. Боливия, похоже, решила взять на себя ответственность за глобальный состав лития. Они подвели итоги тендера на разработку двух месторождений – Койпаса и Уюни. И кто же выиграл? Правильно, дочернее предприятие крупнейшего производителя аккумуляторов, компания CATL и китайская горнорудная компания. Хотели бы мы видеть «Росатом» на этом конкурсе? Возможно, но уже не сегодня.
Сложности с литием, как показала ситуация, являются глобальными. Китай, который только что превратился в лидера по производству электромобилей, тоже столкнулся с дефицитом, потому что не успевает за собственным же спросом. Грустная ирония, не так ли? Теперь вся мировая экономика бессовестно зависима от этого мелкого металла, а мы все продолжаем делиться его ресурсами как в старом анекдоте — «доставайте мечи, кто не против, будем выяснять, кто возглавит рынок!».
Итак, что будет дальше?
Как видно, санкции против «Полярного лития» могут заметно повлиять на будущее отечественного производства и поставок лития, но в то же время, быстро ответить на вопрос «что делать?» не получится. Не забывайте, что электроника не прощает ошибок, а батареи требуют как минимум стабильного снабжения. Поэтому, как бы не радовались западные страны, не стоит забывать о том, что от обычного паркета до суперкомпьютеров всем им нужны литий-ионные аккумуляторы, как воздух.
Литий: ключевой металл для будущего России
Литий стал настоящим «золотом» XXI века, основным компонентом аккумуляторов для электромобилей и источником энергии для зеленых технологий. С потребностью России, которая составляет порядка 2 тысяч тонн этого металла в год, и значительными запасами, литий представляет собой важный ресурс для страны, однако его освоение сталкивается с рядом трудностей.
Запасы и конкурентные преимущества
По данным Геологической службы США, прогнозные запасы лития в России почти достигают отметки в 1 миллион тонн. Однако освоение месторождений может оказаться менее выгодным по сравнению с Колумбией и Южной Америкой. Например, Боливия имеет запасы в 21 миллион тонн, Аргентина – 18 миллионов тонн, а Чили – 9,8 миллиона тонн. Конкуренция за ресурсы усиливается, и многие страны спешат развивать свои месторождения, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Проекты в России: на пути к самостоятельности
На фоне остановки поставок лития из Южной Америки, в апреле 2022 года компания «Норникель» объявила о создании совместного предприятия с «Росатомом» на Колмозерском месторождении в Мурманской области. Это месторождение, содержащее пегматиты, обладает значительными запасами лития (18,9% от общих запасов в стране).
Кроме того, «Иркутская нефтяная компания» и «Газпром» планируют запуск проекта по добычи лития из минерализованных подземных вод в Иркутской области. Эти инициативы могут значительно улучшить ситуацию с обеспечением страны литийными ресурсами и снизить зависимость от импорта.
Рынок лития: бурный рост и перспективы
С начала 2020 года рынок литий-ионных батарей заметно увеличился, в ответ на рост спроса на электромобили и усилия западных стран по переходу к углеродной нейтральности. Стоимость карбоната лития, используемого в аккумуляторах, возросла в 10 раз с начала 2021 года и достигла исторического рекорда в 85 тысяч долларов за тонну в 2022 году. Этот рост цен продолжается на фоне непрекращающегося увеличения спроса.
С начала пандемии количество электромобилей в мире увеличилось втрое, достигнув 30 миллионов единиц к концу 2022 года. Развитые страны задают тренды – в Норвегии электромобили составляют 80% от общего объема продаж автомобилей, в Германии такая доля достигла 55%. Более всего электрического транспорта продается в Китае, где местная компания BYD стала ведущим производителем, обогнав Tesla.
Вызовы и возможности
Российские запасы лития открывают перед страной новые возможности для развития экономики и укрепления энергетической независимости. Однако для достижения успеха необходимо не только освоить месторождения, но также наладить эффективную инфраструктуру поставок и производства. В то время как конкуренты по всему миру активно развивают свои месторождения, Россия должна действовать решительно, чтобы не упустить шанс стать важным игроком на рынке лития и литий-ионных батарей в ближайшие годы.
Колмозерское месторождение: сюрприз от Севера
По словам подопечных Минфина США, Колмозерское месторождение – это не просто очередное поле для шуток о сырьевой экономике. Данное месторождение считается крупнейшим в России, обладая запасами лития на 39 лет. Все начинается с того, что проектная мощность предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития, выходящего на 45 тысяч тонн в год. А с учетом того, что литий активно используется в производстве аккумуляторов для электромобилей, тут можно видеть, как в углу с замиранием сердца ждут своих запасов производители аккумуляторов.
Итак, ожидаемая стоимость проекта установлена на уровне 91 миллиард рублей, а для всех любителей красивых цифр стоит упомянуть, что NPV проекта составляет 4,3 миллиарда рублей с темпом доходности (IRR) в 19%. Настоящий «золотой дождь», если верить математике, так сказать.
Литий: потрясающий металл с волшебным дуновением
Но что же такое литий, который так привлекает внимание? Он самый легкий металл в мире, и его использование в производстве аккумуляторов зашкаливает: около 74% добываемого лития уходит именно на это. В то же время литий является важнейшим компонентом для портативных устройств, таких как смартфоны и ноутбуки. И пока мы мечтаем о гаджетах с длинным сроком службы, мир сходит с ума из-за нехватки этого ключевого ингредиента.
К слову, с 1997 года в России литий не добывают. Вопрос «почему?» уже остался в тени, когда в 2022 году наши соседи – Чили и Аргентина – заморозили свои поставки. Кажется, импорт и дешевизна были недостаточно привлекательными, чтобы возобновить свои собственные разработки, а теперь Россия осознано остается под грузом обязательств в производстве литий-ионных аккумуляторов.
Боливия выходит вперед
Но не стоит забывать и о внешних игроках на этом поле. Боливия, похоже, решила взять на себя ответственность за глобальный состав лития. Они подвели итоги тендера на разработку двух месторождений – Койпаса и Уюни. И кто же выиграл? Правильно, дочернее предприятие крупнейшего производителя аккумуляторов, компания CATL и китайская горнорудная компания. Хотели бы мы видеть «Росатом» на этом конкурсе? Возможно, но уже не сегодня.
Сложности с литием, как показала ситуация, являются глобальными. Китай, который только что превратился в лидера по производству электромобилей, тоже столкнулся с дефицитом, потому что не успевает за собственным же спросом. Грустная ирония, не так ли? Теперь вся мировая экономика бессовестно зависима от этого мелкого металла, а мы все продолжаем делиться его ресурсами как в старом анекдоте — «доставайте мечи, кто не против, будем выяснять, кто возглавит рынок!».
Итак, что будет дальше?
Как видно, санкции против «Полярного лития» могут заметно повлиять на будущее отечественного производства и поставок лития, но в то же время, быстро ответить на вопрос «что делать?» не получится. Не забывайте, что электроника не прощает ошибок, а батареи требуют как минимум стабильного снабжения. Поэтому, как бы не радовались западные страны, не стоит забывать о том, что от обычного паркета до суперкомпьютеров всем им нужны литий-ионные аккумуляторы, как воздух.
Литий: ключевой металл для будущего России
Литий стал настоящим «золотом» XXI века, основным компонентом аккумуляторов для электромобилей и источником энергии для зеленых технологий. С потребностью России, которая составляет порядка 2 тысяч тонн этого металла в год, и значительными запасами, литий представляет собой важный ресурс для страны, однако его освоение сталкивается с рядом трудностей.
Запасы и конкурентные преимущества
По данным Геологической службы США, прогнозные запасы лития в России почти достигают отметки в 1 миллион тонн. Однако освоение месторождений может оказаться менее выгодным по сравнению с Колумбией и Южной Америкой. Например, Боливия имеет запасы в 21 миллион тонн, Аргентина – 18 миллионов тонн, а Чили – 9,8 миллиона тонн. Конкуренция за ресурсы усиливается, и многие страны спешат развивать свои месторождения, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Проекты в России: на пути к самостоятельности
На фоне остановки поставок лития из Южной Америки, в апреле 2022 года компания «Норникель» объявила о создании совместного предприятия с «Росатомом» на Колмозерском месторождении в Мурманской области. Это месторождение, содержащее пегматиты, обладает значительными запасами лития (18,9% от общих запасов в стране).
Кроме того, «Иркутская нефтяная компания» и «Газпром» планируют запуск проекта по добычи лития из минерализованных подземных вод в Иркутской области. Эти инициативы могут значительно улучшить ситуацию с обеспечением страны литийными ресурсами и снизить зависимость от импорта.
Рынок лития: бурный рост и перспективы
С начала 2020 года рынок литий-ионных батарей заметно увеличился, в ответ на рост спроса на электромобили и усилия западных стран по переходу к углеродной нейтральности. Стоимость карбоната лития, используемого в аккумуляторах, возросла в 10 раз с начала 2021 года и достигла исторического рекорда в 85 тысяч долларов за тонну в 2022 году. Этот рост цен продолжается на фоне непрекращающегося увеличения спроса.
С начала пандемии количество электромобилей в мире увеличилось втрое, достигнув 30 миллионов единиц к концу 2022 года. Развитые страны задают тренды – в Норвегии электромобили составляют 80% от общего объема продаж автомобилей, в Германии такая доля достигла 55%. Более всего электрического транспорта продается в Китае, где местная компания BYD стала ведущим производителем, обогнав Tesla.
Вызовы и возможности
Российские запасы лития открывают перед страной новые возможности для развития экономики и укрепления энергетической независимости. Однако для достижения успеха необходимо не только освоить месторождения, но также наладить эффективную инфраструктуру поставок и производства. В то время как конкуренты по всему миру активно развивают свои месторождения, Россия должна действовать решительно, чтобы не упустить шанс стать важным игроком на рынке лития и литий-ионных батарей в ближайшие годы.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Ложь мешает развиваться стране: в РФ заявили о провале гражданской авиации
Российская авиационная промышленность оказалась не готова к выполнению поставленных задач. Глава комиссии Ространснадзора заявил, что в стране полностью...
Газовые надежды России: «Сила Сибири – 2» и реалии восточного экспорта
В 2000-х годах Россия громогласно объявила о своем намерении продлить свои газовые горизонты в Азию, задумав новый трубопровод – «Сила Сибири – 2». Душевных...
Роберт Кийосаки: «Здравствуй, кризис!»
Известный инвестор и автор нашумевшей книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки снова в ударе. На своей странице в одной из крупных социальных сетей он...
На ТМЗ идет подготовка к производству новой серии двигателей
Дочернее предприятие компании «Камаз» в Ярославской области ПАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ) готовит к выпуску новую серию двигателей с улучшенными...
Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next
Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новое...
Из истории советского авиастроения: первый полёт Ил-62
В 60-е годы в СССР объём перевозок грузов и пассажиров нарастал год от года. В связи с этим авиация настоятельно требовала создания самолёта, который бы...
Кому Болгария хочет продать завод «Лукойла»
Казахстанская нефтегазовая компания «КазМунайГаз» может стать одним из претендентов на приобретение нефтеперерабатывающего завода «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» в...
«Ослабление мощи США!» - у Рокфеллеров недовольны российско-китайским SWIFT
«Потенциально позволяет обойти способность США отслеживать определенные виды платежей и ослабляет одну из опор американской мощи»...
Свидетельства неслучайной экокатастрофы в Керчи: вскрылись факты нарушений
СМИ вскрыли новые факты о вопиющих нарушениях владельцев танкера «Волгонефть-212». Список виновников ЧП в Керченском проливе может значительно увеличиться...
Сибирский гидроразрыв: Россия начала свою «сланцевую» революцию
Флот ГРП, способный гнать горизонтальные шурфы — это лишь начало...
Китай ввел в эксплуатацию крупнейшую ГАЭС в мире
Китай достроил последний двенадцатый энергоблок и полностью ввел в эксплуатацию крупнейшую в своем роде гидроаккумулирующую электростанцию (ГАЭС), еще больше...
Ни мотора, ни крыла: вместо отечественных самолетов — воздушные замки
Импортозамещение в авиапроме возможно только при мобилизационном режиме...
Железные собаки РЖД: современные четвероногие помощники на путях
В мире, где технологии стремительно развиваются, «Российские железные дороги» (РЖД) решили не оставаться в стороне и внедрить в свою работу настоящих железных...
В Газпроме тяжелые времена: стало известно, сколько сотрудников «под нож»
В «Газпроме» готовятся массовые увольнения на фоне экономических сложностей. Персонал центрального аппарата могут сократить почти вдвое...
Российские танкеры в ловушке: США перекрыли экспорт нефти в Китай
Российские танкеры с нефтью застряли в восточных водах Китая. Причиной простаивания суден стала санкционная политика США, направленная против РФ...
Шасси для Америки: Россия променяла «Суперджеты» на Boeing
Военные самолёты мы делаем лучше всех, а с пассажирскими лайнерами есть вопросы...