
«Норникель» и «БелАЗ»: новый поворот в горной технике
В мире, где технологии и горные недра сталкиваются с современными вызовами, компания «Норникель» и белорусский производитель «БелАЗ» подписали соглашение о сотрудничестве, которое обещает принести свежие решения в производство подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин (ПДМ). На первый взгляд, это событие может показаться рутинным, но давайте рассмотрим его чуть глубже.
Российская действительность и дефицит тематики
Сегодня среднегодовая потребность российских добывающих компаний в горной технике составляет около 300 единиц. Однако, как показывает практика, что-то вроде собственного производства в значительных масштабах осталось на уровне «штучного предложения». Доступные аналоги из дружественных стран не всегда подходят для эксплуатации в суровых условиях российского Севера. Да и цена ремонта говорит потенциальному покупателю, что она сопоставима со стоимостью новой машины. Помните, как хорошо было раньше, когда все работало и продвигалось без этих трудностей?
В последние годы российский рынок горной добычи демонстрирует активный интерес к новому оборудованию – в частности, к карьерным самосвалам. Нарастающий спрос на современную технику становится все более заметным, и, похоже, старичкам нашего парка карьерных самосвалов не хватает драйва. По утверждению директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслава Михайлова, 11% парка самосвалов – это машины, выпущенные до 2011 года. И если честно, пора задуматься, чем мы их кормим.
Соглашение: шаг к спасению?
Соглашение между «Норникелем» и «БелАЗом», подписанное 24 января, открывает новый горизонт для обеих компаний. В рамках этого сотрудничества предполагается не только запуск производства подземных самосвалов и ПДМ, но и проработка вопросов капитального ремонта и обслуживания машин, а также поставок запчастей. Как один известный персонаж говорил: «Все в ваших руках», так и здесь – у нас есть возможность за короткий срок наладить производство машин, которые будут служить верой и правдой на рудниках.
По данным компании «Интерлизинг», прирост объемов нового бизнеса в сфере карьерной техники за 11 месяцев 2024 года составил 30%. Завидные результаты. Это словно гонка за новым автомобилем, в которой старики остались позади. И, как считает эксперт, такой тренд сохранится в ближайшие годы – будет меняться не только техника, но и наш подход к ее эксплуатации.
Однако с введением в эксплуатацию новых моделей в кабинет к руководителям горнодобывающих предприятий приходит не только радость, но и ряд проблем, особенно в северных регионах. Как показывает практика, качество китайского оборудования психологически сопоставимо с «сюрпризом в коробке»: не всегда можно предугадать, что ждет тебя под капотом. В вопросах производительности и технических характеристиках замещенная техника нередко оставляет желать лучшего. Вопрос остается открытым: нужна ли нам такая «батарейка», которая не совсем подходит к российскому климату?
Задачи и потребности
Николай Уткин, первый вице-президент компании «Норникель», подчеркивает, что горнодобывающие предприятия РФ сегодня остро нуждаются в технике и запчастях. Около половины от всех потребностей приходится именно на долю «Норникеля». Более того, по оценкам экспертов, российский рынок карьерных самосвалов в 2024 году обойдется в колоссальные 1,8 тысячи единиц, при этом 96% этой суммы занимают импортные поставки, включая белорусскую технику. Остается лишь надеяться, что при этом не всплывут дополнительные платежи. Проблема в том, что капитальный ремонт таких машин может затянуться. Так, генеральный директор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов подчеркивает, что стоимость этого самого капремонта может превышать цену новой единицы техники. В таких условиях замена старой техники на новую становится не только трендом, но и необходимостью.
Усовершенствования и адаптация
Теперь давайте поговорим о том, как «Норникель» будет влиять на производственные процессы «БелАЗа». Сами посудите: компания, имеющая такой опыт, будет ставить четкие задачи перед инженерами-изобретателями из Беларуси. Это определенно ускорит процесс попадания новой техники на рынок, что в условиях напряженной конкуренции крайне важно. Если раньше для вывода нового образца требовались годы, то теперь, возможно, это будет занимать меньше времени. Исходя из этого, проект белорусского производителя «БелАЗ» совместно с «Норникелем» выглядит весьма перспективно. Предоставляемые субсидии на покупку техники увеличивают шансы на успешную интеграцию нового оборудования на рынке. И, судя по всему, это самое важное.
Новые горизонты для «БелАЗа»
Безусловно, для «БелАЗа» это прекрасная возможность освоить новую линейку техники, ведь до сих пор компания была сосредоточена на горной технике для наземных работ. Генеральный директор «БелАЗа» Сергей Лесин признает, что это сотрудничество может сделать предприятие более универсальным игроком на рынке и значительно расширить его потенциал. Таким образом, спрос на карьерную технику продолжает расти, несмотря на все подводные камни. Популярность новой техники будет только увеличиваться. Хотя конкуренция вполне способна подбросить нам неожиданные сюрпризы. Взаимосвязь между качеством, стоимостью и надежностью станет важным фактором в выборе, и потребители точно не упустят возможность приобрести лучший для них вариант.
Импорт и российская реальность
Не будем забывать и о том, что рынок горной техники в России в значительной степени зависит от импорта, в основном из Китая. Постепенно отечественные производители стараются побороть эту зависимость. Однако у нас только два крупных производителя горно-шахтной техники – «Шадринский автоагрегатный завод» и завод «Горные машины», которые сейчас не в состоянии удовлетворить требования всей отрасли.
В общем, сотрудничество между «Норникелем» и «БелАЗом» выглядит как надежное решение для преодоления текущих трудностей в горнодобывающей отрасли России. Тем не менее, не стоит забывать о реальных потребностях, а также о долгом пути, который еще предстоит преодолеть, чтобы осуществить задуманное на практике. Так что, кто знает, может быть, уже через несколько лет мы будем с гордостью говорить о российской горной технике, которая, наконец, способна побороть не только «модернизированные» китайские аналоги, но и выйти на международный уровень.
Российская действительность и дефицит тематики
Сегодня среднегодовая потребность российских добывающих компаний в горной технике составляет около 300 единиц. Однако, как показывает практика, что-то вроде собственного производства в значительных масштабах осталось на уровне «штучного предложения». Доступные аналоги из дружественных стран не всегда подходят для эксплуатации в суровых условиях российского Севера. Да и цена ремонта говорит потенциальному покупателю, что она сопоставима со стоимостью новой машины. Помните, как хорошо было раньше, когда все работало и продвигалось без этих трудностей?
В последние годы российский рынок горной добычи демонстрирует активный интерес к новому оборудованию – в частности, к карьерным самосвалам. Нарастающий спрос на современную технику становится все более заметным, и, похоже, старичкам нашего парка карьерных самосвалов не хватает драйва. По утверждению директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслава Михайлова, 11% парка самосвалов – это машины, выпущенные до 2011 года. И если честно, пора задуматься, чем мы их кормим.
Соглашение: шаг к спасению?
Соглашение между «Норникелем» и «БелАЗом», подписанное 24 января, открывает новый горизонт для обеих компаний. В рамках этого сотрудничества предполагается не только запуск производства подземных самосвалов и ПДМ, но и проработка вопросов капитального ремонта и обслуживания машин, а также поставок запчастей. Как один известный персонаж говорил: «Все в ваших руках», так и здесь – у нас есть возможность за короткий срок наладить производство машин, которые будут служить верой и правдой на рудниках.
По данным компании «Интерлизинг», прирост объемов нового бизнеса в сфере карьерной техники за 11 месяцев 2024 года составил 30%. Завидные результаты. Это словно гонка за новым автомобилем, в которой старики остались позади. И, как считает эксперт, такой тренд сохранится в ближайшие годы – будет меняться не только техника, но и наш подход к ее эксплуатации.
Однако с введением в эксплуатацию новых моделей в кабинет к руководителям горнодобывающих предприятий приходит не только радость, но и ряд проблем, особенно в северных регионах. Как показывает практика, качество китайского оборудования психологически сопоставимо с «сюрпризом в коробке»: не всегда можно предугадать, что ждет тебя под капотом. В вопросах производительности и технических характеристиках замещенная техника нередко оставляет желать лучшего. Вопрос остается открытым: нужна ли нам такая «батарейка», которая не совсем подходит к российскому климату?
Задачи и потребности
Николай Уткин, первый вице-президент компании «Норникель», подчеркивает, что горнодобывающие предприятия РФ сегодня остро нуждаются в технике и запчастях. Около половины от всех потребностей приходится именно на долю «Норникеля». Более того, по оценкам экспертов, российский рынок карьерных самосвалов в 2024 году обойдется в колоссальные 1,8 тысячи единиц, при этом 96% этой суммы занимают импортные поставки, включая белорусскую технику. Остается лишь надеяться, что при этом не всплывут дополнительные платежи. Проблема в том, что капитальный ремонт таких машин может затянуться. Так, генеральный директор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов подчеркивает, что стоимость этого самого капремонта может превышать цену новой единицы техники. В таких условиях замена старой техники на новую становится не только трендом, но и необходимостью.
Усовершенствования и адаптация
Теперь давайте поговорим о том, как «Норникель» будет влиять на производственные процессы «БелАЗа». Сами посудите: компания, имеющая такой опыт, будет ставить четкие задачи перед инженерами-изобретателями из Беларуси. Это определенно ускорит процесс попадания новой техники на рынок, что в условиях напряженной конкуренции крайне важно. Если раньше для вывода нового образца требовались годы, то теперь, возможно, это будет занимать меньше времени. Исходя из этого, проект белорусского производителя «БелАЗ» совместно с «Норникелем» выглядит весьма перспективно. Предоставляемые субсидии на покупку техники увеличивают шансы на успешную интеграцию нового оборудования на рынке. И, судя по всему, это самое важное.
Новые горизонты для «БелАЗа»
Безусловно, для «БелАЗа» это прекрасная возможность освоить новую линейку техники, ведь до сих пор компания была сосредоточена на горной технике для наземных работ. Генеральный директор «БелАЗа» Сергей Лесин признает, что это сотрудничество может сделать предприятие более универсальным игроком на рынке и значительно расширить его потенциал. Таким образом, спрос на карьерную технику продолжает расти, несмотря на все подводные камни. Популярность новой техники будет только увеличиваться. Хотя конкуренция вполне способна подбросить нам неожиданные сюрпризы. Взаимосвязь между качеством, стоимостью и надежностью станет важным фактором в выборе, и потребители точно не упустят возможность приобрести лучший для них вариант.
Импорт и российская реальность
Не будем забывать и о том, что рынок горной техники в России в значительной степени зависит от импорта, в основном из Китая. Постепенно отечественные производители стараются побороть эту зависимость. Однако у нас только два крупных производителя горно-шахтной техники – «Шадринский автоагрегатный завод» и завод «Горные машины», которые сейчас не в состоянии удовлетворить требования всей отрасли.
В общем, сотрудничество между «Норникелем» и «БелАЗом» выглядит как надежное решение для преодоления текущих трудностей в горнодобывающей отрасли России. Тем не менее, не стоит забывать о реальных потребностях, а также о долгом пути, который еще предстоит преодолеть, чтобы осуществить задуманное на практике. Так что, кто знает, может быть, уже через несколько лет мы будем с гордостью говорить о российской горной технике, которая, наконец, способна побороть не только «модернизированные» китайские аналоги, но и выйти на международный уровень.
- Павел Журавлев
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

У экс-чиновника Минсельхоза РФ изъяли квартиры и Harley-Davidson
Кунцевский районный суд Москвы сделал шаг, который, похоже, изменит не только карьеру Михаила Александрова, бывшего главы ФГБУ «Госсорткомиссия», но и его...

В России запускают в серийное производство полноприводный самосвал БАЗ
В России появится новый игрок в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков. На выставке COMTRANS International 2024 на стенде АО «Романов» были представлены...

Нефтегазовые доходы: РФ избавляется со клейма «страны-бензоколонки»
В первые три месяца 2025 года нефтегазовые доходы федерального бюджета России показали не самые лучшие результаты: они сократились на 9,8% по сравнению с...

Авиация ликует: Госдума одобрила «мокрый» лизинг для внешних перелётов
«Мокрый» лизинг официально утвердили в России для использования в международной авиации. Госдума одобрила аренду самолётов с экипажем у иностранных компаний...

Ярославцы запускают новую модель легендарного трактора Т-150К
В Ярославле стартовало производство новой версии легендарного трактора Т-150 «Ярославец» Я-250СХ. В условиях снижения доли импортных сельскохозяйственных машин...

«Кофемания» больше не подаст посетителям стакан воды: ФАС встала на сторону сети
В водовороте новостей из мира общественного питания Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) решила заглянуть в кафе и рестораны сети «Кофемания»....

Эльвира Набиуллина раскрыла данные, как сработала высокая ключевая ставка
3 апреля 2025 года Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании профильных комитетов Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета...

Китайский металл подводит, российский – на высоте
Россия должна отстоять свои экономические интересы в торговых отношениях с КНР. Сейчас к этому появились новые предпосылки: после поднятия торговых пошлин со...

«Росатом» запускает новое урановое месторождение в Курганской области
Горнорудный дивизион государственной корпорации «Росатом» объявил о добытии первого урана на Добровольном месторождении, находящемся в Курганской области....

Имущество руководителя алюминиевого завода арестовали в Хакасии
Суд в Хакасии решил наложить арест на имущество одного из руководителей «Саяногорского алюминиевого завода» (входит в состав компании «Русал») на сумму более...

Исчезающее наследие: суд изымает акции «Петербургского нефтяного терминала»
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение, которое стало испытанием для истории «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) и его...

«Какими же надо быть мразями»: Стешин о коррупции на стройке в ДНР
Несмотря на рапорты чиновников, проблема водоснабжения Донецка до сих пор не решена, жители столицы ДНР получают воду по жесткому графику, причем, жидкость из...

Масштабный сброс госдолга: Трампу напомнили, кто в доме хозяин
Президент США Дональд Трамп оказался под жестким давлением. На глазах у всего мира главе Штатов показали, где пролегает его личная «красная линия», за которую...

Дешевая нефть вынуждает Россию достать из обоймы последний патрон
Сергей Ветчинин: Гонка предложения между экспортерами — новая реальность...

Серьезное испытание: Россию зальёт дешевыми товарами
С 9 апреля 2025 года США ввели рекордные пошлины на китайские товары — до 104%. Это решение стало частью новой торговой стратегии Дональда Трампа, который...

Скоро в небе: S7 запустит производство собственного нового самолёта Tango
В России начнут производство новых легкомоторных самолётов. Модель предназначена для авиации в труднодоступных регионах страны и уже привлекла интерес...