
Сирия без Асада: что ждет проект газопровода Катар – Сирия – Турция?
Крах 61-летнего режима партии Баас в Сирии может вновь спровоцировать дискуссии о стратегическом проекте строительства катарского газопровода, который был отвергнут Башаром Асадом в 2009 году и с тех пор не обсуждался.
Согласно статье в газете The National (ОАЭ), опубликованной в 2009 году, Катар предлагал построить газопровод из Персидского залива в Турцию.
– заявлял бывший правитель Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани.
Предложенный Катаром в 2009 году газопровод Катар – Сирия – Турция протяженностью 1,5 тысячи километров стоимостью 10 миллиардов долларов был спроектирован для транспортировки газа с обширного катарского месторождения Южный Парс/Северный Купол в Европу через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и турецкие распределительные терминалы.
Предполагаемым пунктом назначения катарского газопровода была Турция, где он соединился бы с планируемым трубопроводом Nabucco, что позволило бы транспортировать природный газ на европейские рынки.
По данным журнала Oil & Gas Journal, по состоянию на 1 января 2011 года запасы природного газа Катара в Персидском заливе оценивались примерно в 896 триллионов кубических футов (25,4 триллиона кубометров), что составляет 14% известных мировых запасов. Это является третьим по величине показателем в мире.
Однако катарский газ был признан менее выгодным для западных рынков из-за отсутствия прямых трубопроводных соединений, что приводит к зависимости от дорогостоящих поставок сжиженного природного газа. Проект трубопровода Катар – Турция был направлен на поставку природного газа с ирано–катарского газоконденсатного месторождения Южный Парс/Северный Купол в Турцию, где он мог бы соединиться с трубопроводом Nabucco для снабжения европейских потребителей.
Один из предложенных маршрутов в Турцию проходил через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, в то время как другой проходил через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Как утверждается, Башар Асад отказался подписать предложенное соглашение с Катаром в 2009 году.
Это соглашение позволило бы трубопроводу пройти в обход России и обеспечить прямые поставки в Европу. Согласно сообщению агентства Франс Пресс (AFP), Асад руководствовался соображениями защиты интересов своего российского союзника, крупного поставщика природного газа в Европу.
Влияние Москвы, якобы убедило Асада отказаться от сделки, обеспечив Европе дальнейшую зависимость от российского газа. В 2009 году Сирия также объявила о своей «Стратегии четырех морей» – политике, направленной на превращение страны в транзитный узел для газовых потоков между Персидским заливом, Кавказом, Черным и Средиземным морем. Эта стратегия включала в себя использование 6,3 тысячи километров газо- и нефтепроводов, пересекающих Сирию, и использование Арабского газопровода (AGP).
Газопровод AGP, строительство которого началось в 2003 году, должен был соединить Египет с Турцией и обеспечить дальнейшую связь с Европой. Однако сирийский конфликт, начавшийся в 2011 году, помешал завершению запланированных расширений.
Недавние события в отношениях между странами ЕС и Россией подчеркнули важность диверсификации тспользуемой энергии. Согласно данным Совета ЕС, доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС резко упала с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году. Если объединить трубопроводный газ и СПГ, доля РФ в импорте газа в ЕС в настоящее время сократилась до менее чем 15%. Между тем, доля катарского газа в импорте составляет всего 5%, несмотря на огромные запасы страны. Это сокращение было достигнуто за счет увеличения импорта СПГ и снижения общего потребления газа в ЕС.
Итак, падение режима Башара Асада заставляет нас вспомнить о забытом проекте газопровода Катар – Сирия – Турция. Растущая зависимость от СПГ сопряжена со значительными недостатками. Стоимость сжижения, транспортировки и регазификации СПГ значительно выше, чем трубопроводного газа. Кроме того, цепочки поставок СПГ уязвимы к геополитическим потрясениям и колебаниям мирового спроса, что делает их менее стабильными по сравнению с прямыми трубопроводами.
Однако пока Министерство иностранных дел Катара опровергает сообщения о возобновлении проекта строительства газопровода, который будет транспортировать природный газ из Катара в Европу через Сирию и Турцию, называя эти заявления «спекуляциями», сообщило информационное агентство Iran Press.
– заявил официальный представитель МИД Катара Маджед бен Мохаммед аль-Ансари, отвечая на вопрос российского государственного информационного агентства ТАСС о перспективах строительства трубопровода в Сирию и Турцию для поставок природного газа в Европу.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар был одним из тех, кто в прошлом месяце выдвинул возможность возобновления проекта. Чиновник сказал, что реализация трубопровода может стать возможной, если Сирия достигнет своей территориальной целостности и стабильности.
Аналитик по нефти и газу Сохбет Карбуз назвал перспективы проекта газопровода Катар – Турция неосуществимыми по экономическим, техническим и политическим соображениям.
«Проект строительства трубопровода является излишним, учитывая продолжающееся расширение производства катарского СПГ», – сказал Карбуз, добавив, что после расширения экспортные мощности Катара по сжиженному природному газу увеличатся на 85%.
Он сказал, что Катару еще предстоит найти покупателей более чем на половину своих расширенных мощностей по производству СПГ, что делает конкурирующий проект газопровода непрактичным.
Катар, один из крупнейших в мире экспортеров СПГ, планирует увеличить производство СПГ на своем Северном месторождении на 85% с нынешних 77 миллионов метрических тонн в год до 142 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению с ожидавшимися ранее 126 миллионами тонн в год.
Карбуз сказал, что строгие европейские энергетические правила и отсутствие долгосрочных соглашений также подрывают осуществимость проекта.
– сказал он.
Это более эффективный и гибкий вариант, чем строительство рискованного трубопровода.
Использованы материалы: turkishminute.com, turkiyetoday.com.
Согласно статье в газете The National (ОАЭ), опубликованной в 2009 году, Катар предлагал построить газопровод из Персидского залива в Турцию.
Мы очень хотим построить газопровод из Катара в Турцию
– заявлял бывший правитель Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани.
Предложенный Катаром в 2009 году газопровод Катар – Сирия – Турция протяженностью 1,5 тысячи километров стоимостью 10 миллиардов долларов был спроектирован для транспортировки газа с обширного катарского месторождения Южный Парс/Северный Купол в Европу через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и турецкие распределительные терминалы.
Предполагаемым пунктом назначения катарского газопровода была Турция, где он соединился бы с планируемым трубопроводом Nabucco, что позволило бы транспортировать природный газ на европейские рынки.
По данным журнала Oil & Gas Journal, по состоянию на 1 января 2011 года запасы природного газа Катара в Персидском заливе оценивались примерно в 896 триллионов кубических футов (25,4 триллиона кубометров), что составляет 14% известных мировых запасов. Это является третьим по величине показателем в мире.
Однако катарский газ был признан менее выгодным для западных рынков из-за отсутствия прямых трубопроводных соединений, что приводит к зависимости от дорогостоящих поставок сжиженного природного газа. Проект трубопровода Катар – Турция был направлен на поставку природного газа с ирано–катарского газоконденсатного месторождения Южный Парс/Северный Купол в Турцию, где он мог бы соединиться с трубопроводом Nabucco для снабжения европейских потребителей.
Один из предложенных маршрутов в Турцию проходил через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, в то время как другой проходил через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Как утверждается, Башар Асад отказался подписать предложенное соглашение с Катаром в 2009 году.
Это соглашение позволило бы трубопроводу пройти в обход России и обеспечить прямые поставки в Европу. Согласно сообщению агентства Франс Пресс (AFP), Асад руководствовался соображениями защиты интересов своего российского союзника, крупного поставщика природного газа в Европу.
Влияние Москвы, якобы убедило Асада отказаться от сделки, обеспечив Европе дальнейшую зависимость от российского газа. В 2009 году Сирия также объявила о своей «Стратегии четырех морей» – политике, направленной на превращение страны в транзитный узел для газовых потоков между Персидским заливом, Кавказом, Черным и Средиземным морем. Эта стратегия включала в себя использование 6,3 тысячи километров газо- и нефтепроводов, пересекающих Сирию, и использование Арабского газопровода (AGP).
Газопровод AGP, строительство которого началось в 2003 году, должен был соединить Египет с Турцией и обеспечить дальнейшую связь с Европой. Однако сирийский конфликт, начавшийся в 2011 году, помешал завершению запланированных расширений.
Недавние события в отношениях между странами ЕС и Россией подчеркнули важность диверсификации тспользуемой энергии. Согласно данным Совета ЕС, доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС резко упала с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году. Если объединить трубопроводный газ и СПГ, доля РФ в импорте газа в ЕС в настоящее время сократилась до менее чем 15%. Между тем, доля катарского газа в импорте составляет всего 5%, несмотря на огромные запасы страны. Это сокращение было достигнуто за счет увеличения импорта СПГ и снижения общего потребления газа в ЕС.
Итак, падение режима Башара Асада заставляет нас вспомнить о забытом проекте газопровода Катар – Сирия – Турция. Растущая зависимость от СПГ сопряжена со значительными недостатками. Стоимость сжижения, транспортировки и регазификации СПГ значительно выше, чем трубопроводного газа. Кроме того, цепочки поставок СПГ уязвимы к геополитическим потрясениям и колебаниям мирового спроса, что делает их менее стабильными по сравнению с прямыми трубопроводами.
Однако пока Министерство иностранных дел Катара опровергает сообщения о возобновлении проекта строительства газопровода, который будет транспортировать природный газ из Катара в Европу через Сирию и Турцию, называя эти заявления «спекуляциями», сообщило информационное агентство Iran Press.
Мы все видели спекуляции в СМИ об этом газопроводе. Это не что иное, как спекуляции СМИ
– заявил официальный представитель МИД Катара Маджед бен Мохаммед аль-Ансари, отвечая на вопрос российского государственного информационного агентства ТАСС о перспективах строительства трубопровода в Сирию и Турцию для поставок природного газа в Европу.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар был одним из тех, кто в прошлом месяце выдвинул возможность возобновления проекта. Чиновник сказал, что реализация трубопровода может стать возможной, если Сирия достигнет своей территориальной целостности и стабильности.
Аналитик по нефти и газу Сохбет Карбуз назвал перспективы проекта газопровода Катар – Турция неосуществимыми по экономическим, техническим и политическим соображениям.
«Проект строительства трубопровода является излишним, учитывая продолжающееся расширение производства катарского СПГ», – сказал Карбуз, добавив, что после расширения экспортные мощности Катара по сжиженному природному газу увеличатся на 85%.
Он сказал, что Катару еще предстоит найти покупателей более чем на половину своих расширенных мощностей по производству СПГ, что делает конкурирующий проект газопровода непрактичным.
Катар, один из крупнейших в мире экспортеров СПГ, планирует увеличить производство СПГ на своем Северном месторождении на 85% с нынешних 77 миллионов метрических тонн в год до 142 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению с ожидавшимися ранее 126 миллионами тонн в год.
Карбуз сказал, что строгие европейские энергетические правила и отсутствие долгосрочных соглашений также подрывают осуществимость проекта.
Катару следует сосредоточиться на максимальном увеличении экспорта СПГ
– сказал он.
Это более эффективный и гибкий вариант, чем строительство рискованного трубопровода.
Использованы материалы: turkishminute.com, turkiyetoday.com.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Прибалтика не приходит в себя после выхода из энергокольца с Россией
Прибалтика продолжает испытывать более высокие цены на электроэнергию после выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией. Оптовая стоимость на рынке...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Железнодорожный прорыв: в РФ встал на рельсы новый электропоезд «Финист»
В России начал курсировать электропоезд нового поколения. Современный состав рассчитан на сотни пассажиров и оснащён всеми удобствами для безопасных и...

Штраф за баню: в РФ рассказали о новом порядке регистрации дачных построек
В России ввели штрафы за неоформленные строения на дачном участке. Юрист рассказал о новых требованиях для владельцев бань....

Крупнейший в Европе ангар для обслуживания самолетов открылся в Самаре
В самарском аэропорту «Курумоч» открыли крупнейший в Европе пневмокаркасный ангар для техобслуживания самолетов. Реализацией проекта занималась компания...

Заполняют пробелы в рабсиле: мигрантов из КНДР везут в РФ тысячами
В Южной Корее заявили, что КНДР использует студенческие визы, чтобы отправлять в РФ дешёвую рабочую силу. Тысячи северокорейцев отравились в Россию для...

Чтобы загнать в угол Россию, США и Украина красиво облапошили друг друга
Америка и Украина нашли друг в друге родственные души: и те и другие измеряют свою крутость исключительно на основе виртуальных перемог на страницах СМИ и в...

Электричество в России взлетит в цене уже через пару месяцев
Лето 2025 года принесет россиянам новый удар по бюджету — с 1 июля тарифы на электроэнергию подорожают сразу на 12,6%, а еще через год ждет очередное повышение...