
Сирия без Асада: что ждет проект газопровода Катар – Сирия – Турция?
Крах 61-летнего режима партии Баас в Сирии может вновь спровоцировать дискуссии о стратегическом проекте строительства катарского газопровода, который был отвергнут Башаром Асадом в 2009 году и с тех пор не обсуждался.
Согласно статье в газете The National (ОАЭ), опубликованной в 2009 году, Катар предлагал построить газопровод из Персидского залива в Турцию.
– заявлял бывший правитель Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани.
Предложенный Катаром в 2009 году газопровод Катар – Сирия – Турция протяженностью 1,5 тысячи километров стоимостью 10 миллиардов долларов был спроектирован для транспортировки газа с обширного катарского месторождения Южный Парс/Северный Купол в Европу через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и турецкие распределительные терминалы.
Предполагаемым пунктом назначения катарского газопровода была Турция, где он соединился бы с планируемым трубопроводом Nabucco, что позволило бы транспортировать природный газ на европейские рынки.
По данным журнала Oil & Gas Journal, по состоянию на 1 января 2011 года запасы природного газа Катара в Персидском заливе оценивались примерно в 896 триллионов кубических футов (25,4 триллиона кубометров), что составляет 14% известных мировых запасов. Это является третьим по величине показателем в мире.
Однако катарский газ был признан менее выгодным для западных рынков из-за отсутствия прямых трубопроводных соединений, что приводит к зависимости от дорогостоящих поставок сжиженного природного газа. Проект трубопровода Катар – Турция был направлен на поставку природного газа с ирано–катарского газоконденсатного месторождения Южный Парс/Северный Купол в Турцию, где он мог бы соединиться с трубопроводом Nabucco для снабжения европейских потребителей.
Один из предложенных маршрутов в Турцию проходил через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, в то время как другой проходил через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Как утверждается, Башар Асад отказался подписать предложенное соглашение с Катаром в 2009 году.
Это соглашение позволило бы трубопроводу пройти в обход России и обеспечить прямые поставки в Европу. Согласно сообщению агентства Франс Пресс (AFP), Асад руководствовался соображениями защиты интересов своего российского союзника, крупного поставщика природного газа в Европу.
Влияние Москвы, якобы убедило Асада отказаться от сделки, обеспечив Европе дальнейшую зависимость от российского газа. В 2009 году Сирия также объявила о своей «Стратегии четырех морей» – политике, направленной на превращение страны в транзитный узел для газовых потоков между Персидским заливом, Кавказом, Черным и Средиземным морем. Эта стратегия включала в себя использование 6,3 тысячи километров газо- и нефтепроводов, пересекающих Сирию, и использование Арабского газопровода (AGP).
Газопровод AGP, строительство которого началось в 2003 году, должен был соединить Египет с Турцией и обеспечить дальнейшую связь с Европой. Однако сирийский конфликт, начавшийся в 2011 году, помешал завершению запланированных расширений.
Недавние события в отношениях между странами ЕС и Россией подчеркнули важность диверсификации тспользуемой энергии. Согласно данным Совета ЕС, доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС резко упала с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году. Если объединить трубопроводный газ и СПГ, доля РФ в импорте газа в ЕС в настоящее время сократилась до менее чем 15%. Между тем, доля катарского газа в импорте составляет всего 5%, несмотря на огромные запасы страны. Это сокращение было достигнуто за счет увеличения импорта СПГ и снижения общего потребления газа в ЕС.
Итак, падение режима Башара Асада заставляет нас вспомнить о забытом проекте газопровода Катар – Сирия – Турция. Растущая зависимость от СПГ сопряжена со значительными недостатками. Стоимость сжижения, транспортировки и регазификации СПГ значительно выше, чем трубопроводного газа. Кроме того, цепочки поставок СПГ уязвимы к геополитическим потрясениям и колебаниям мирового спроса, что делает их менее стабильными по сравнению с прямыми трубопроводами.
Однако пока Министерство иностранных дел Катара опровергает сообщения о возобновлении проекта строительства газопровода, который будет транспортировать природный газ из Катара в Европу через Сирию и Турцию, называя эти заявления «спекуляциями», сообщило информационное агентство Iran Press.
– заявил официальный представитель МИД Катара Маджед бен Мохаммед аль-Ансари, отвечая на вопрос российского государственного информационного агентства ТАСС о перспективах строительства трубопровода в Сирию и Турцию для поставок природного газа в Европу.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар был одним из тех, кто в прошлом месяце выдвинул возможность возобновления проекта. Чиновник сказал, что реализация трубопровода может стать возможной, если Сирия достигнет своей территориальной целостности и стабильности.
Аналитик по нефти и газу Сохбет Карбуз назвал перспективы проекта газопровода Катар – Турция неосуществимыми по экономическим, техническим и политическим соображениям.
«Проект строительства трубопровода является излишним, учитывая продолжающееся расширение производства катарского СПГ», – сказал Карбуз, добавив, что после расширения экспортные мощности Катара по сжиженному природному газу увеличатся на 85%.
Он сказал, что Катару еще предстоит найти покупателей более чем на половину своих расширенных мощностей по производству СПГ, что делает конкурирующий проект газопровода непрактичным.
Катар, один из крупнейших в мире экспортеров СПГ, планирует увеличить производство СПГ на своем Северном месторождении на 85% с нынешних 77 миллионов метрических тонн в год до 142 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению с ожидавшимися ранее 126 миллионами тонн в год.
Карбуз сказал, что строгие европейские энергетические правила и отсутствие долгосрочных соглашений также подрывают осуществимость проекта.
– сказал он.
Это более эффективный и гибкий вариант, чем строительство рискованного трубопровода.
Использованы материалы: turkishminute.com, turkiyetoday.com.
Согласно статье в газете The National (ОАЭ), опубликованной в 2009 году, Катар предлагал построить газопровод из Персидского залива в Турцию.
Мы очень хотим построить газопровод из Катара в Турцию
– заявлял бывший правитель Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани.
Предложенный Катаром в 2009 году газопровод Катар – Сирия – Турция протяженностью 1,5 тысячи километров стоимостью 10 миллиардов долларов был спроектирован для транспортировки газа с обширного катарского месторождения Южный Парс/Северный Купол в Европу через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и турецкие распределительные терминалы.
Предполагаемым пунктом назначения катарского газопровода была Турция, где он соединился бы с планируемым трубопроводом Nabucco, что позволило бы транспортировать природный газ на европейские рынки.
По данным журнала Oil & Gas Journal, по состоянию на 1 января 2011 года запасы природного газа Катара в Персидском заливе оценивались примерно в 896 триллионов кубических футов (25,4 триллиона кубометров), что составляет 14% известных мировых запасов. Это является третьим по величине показателем в мире.
Однако катарский газ был признан менее выгодным для западных рынков из-за отсутствия прямых трубопроводных соединений, что приводит к зависимости от дорогостоящих поставок сжиженного природного газа. Проект трубопровода Катар – Турция был направлен на поставку природного газа с ирано–катарского газоконденсатного месторождения Южный Парс/Северный Купол в Турцию, где он мог бы соединиться с трубопроводом Nabucco для снабжения европейских потребителей.
Один из предложенных маршрутов в Турцию проходил через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, в то время как другой проходил через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Как утверждается, Башар Асад отказался подписать предложенное соглашение с Катаром в 2009 году.
Это соглашение позволило бы трубопроводу пройти в обход России и обеспечить прямые поставки в Европу. Согласно сообщению агентства Франс Пресс (AFP), Асад руководствовался соображениями защиты интересов своего российского союзника, крупного поставщика природного газа в Европу.
Влияние Москвы, якобы убедило Асада отказаться от сделки, обеспечив Европе дальнейшую зависимость от российского газа. В 2009 году Сирия также объявила о своей «Стратегии четырех морей» – политике, направленной на превращение страны в транзитный узел для газовых потоков между Персидским заливом, Кавказом, Черным и Средиземным морем. Эта стратегия включала в себя использование 6,3 тысячи километров газо- и нефтепроводов, пересекающих Сирию, и использование Арабского газопровода (AGP).
Газопровод AGP, строительство которого началось в 2003 году, должен был соединить Египет с Турцией и обеспечить дальнейшую связь с Европой. Однако сирийский конфликт, начавшийся в 2011 году, помешал завершению запланированных расширений.
Недавние события в отношениях между странами ЕС и Россией подчеркнули важность диверсификации тспользуемой энергии. Согласно данным Совета ЕС, доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС резко упала с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году. Если объединить трубопроводный газ и СПГ, доля РФ в импорте газа в ЕС в настоящее время сократилась до менее чем 15%. Между тем, доля катарского газа в импорте составляет всего 5%, несмотря на огромные запасы страны. Это сокращение было достигнуто за счет увеличения импорта СПГ и снижения общего потребления газа в ЕС.
Итак, падение режима Башара Асада заставляет нас вспомнить о забытом проекте газопровода Катар – Сирия – Турция. Растущая зависимость от СПГ сопряжена со значительными недостатками. Стоимость сжижения, транспортировки и регазификации СПГ значительно выше, чем трубопроводного газа. Кроме того, цепочки поставок СПГ уязвимы к геополитическим потрясениям и колебаниям мирового спроса, что делает их менее стабильными по сравнению с прямыми трубопроводами.
Однако пока Министерство иностранных дел Катара опровергает сообщения о возобновлении проекта строительства газопровода, который будет транспортировать природный газ из Катара в Европу через Сирию и Турцию, называя эти заявления «спекуляциями», сообщило информационное агентство Iran Press.
Мы все видели спекуляции в СМИ об этом газопроводе. Это не что иное, как спекуляции СМИ
– заявил официальный представитель МИД Катара Маджед бен Мохаммед аль-Ансари, отвечая на вопрос российского государственного информационного агентства ТАСС о перспективах строительства трубопровода в Сирию и Турцию для поставок природного газа в Европу.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар был одним из тех, кто в прошлом месяце выдвинул возможность возобновления проекта. Чиновник сказал, что реализация трубопровода может стать возможной, если Сирия достигнет своей территориальной целостности и стабильности.
Аналитик по нефти и газу Сохбет Карбуз назвал перспективы проекта газопровода Катар – Турция неосуществимыми по экономическим, техническим и политическим соображениям.
«Проект строительства трубопровода является излишним, учитывая продолжающееся расширение производства катарского СПГ», – сказал Карбуз, добавив, что после расширения экспортные мощности Катара по сжиженному природному газу увеличатся на 85%.
Он сказал, что Катару еще предстоит найти покупателей более чем на половину своих расширенных мощностей по производству СПГ, что делает конкурирующий проект газопровода непрактичным.
Катар, один из крупнейших в мире экспортеров СПГ, планирует увеличить производство СПГ на своем Северном месторождении на 85% с нынешних 77 миллионов метрических тонн в год до 142 миллионов тонн в год к 2030 году по сравнению с ожидавшимися ранее 126 миллионами тонн в год.
Карбуз сказал, что строгие европейские энергетические правила и отсутствие долгосрочных соглашений также подрывают осуществимость проекта.
Катару следует сосредоточиться на максимальном увеличении экспорта СПГ
– сказал он.
Это более эффективный и гибкий вариант, чем строительство рискованного трубопровода.
Использованы материалы: turkishminute.com, turkiyetoday.com.
- Роман Земляков
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...