
Правительство РФ не спешит повышать приоритет перевозок нефтепродуктов
В свете недавних обсуждений, касающихся перевозок нефтепродуктов по железной дороге, правительство России обозначило свою позицию: на сегодняшний день нет острой необходимости в переводе этих перевозок из шестой в третью категорию очередности. Вице-премьер РФ Александр Новак пояснил, что такая мера будет рассмотрена только в случае возникновения серьезных проблем с вывозом топлива и возможным дефицитом на внутреннем рынке, сообщает издание «Коммерсант».
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...

Впереди «черный» август для рубля
Несмотря на то что рубль в первой половине 2025 года показал впечатляющее укрепление, эксперты предупреждают: август может стать испытанием для национальной...

Загнать молодежь на завод: в РФ нашли необычный способ спасти производства
Новая инициатива депутатов Госдумы должна решить проблему дефицита кадров в стране. Парламентарии обратили внимание на молодёжь...

«Бензиновых королей» припугнули
Правительство дало понять магнатам, что с огнем на АЗС играть не надо...