
Правительство РФ не спешит повышать приоритет перевозок нефтепродуктов
В свете недавних обсуждений, касающихся перевозок нефтепродуктов по железной дороге, правительство России обозначило свою позицию: на сегодняшний день нет острой необходимости в переводе этих перевозок из шестой в третью категорию очередности. Вице-премьер РФ Александр Новак пояснил, что такая мера будет рассмотрена только в случае возникновения серьезных проблем с вывозом топлива и возможным дефицитом на внутреннем рынке, сообщает издание «Коммерсант».
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

США получат Северный поток-2
В деловой прессе в последние недели активно обсуждают слух о скором запуске газопровода Северный поток-2. Особую остроту моменту добавляет тот факт, что...

Самозапрет на кредиты стал ловушкой для части россиян
С недавнего времени мошенники начали использовать новый способ обмана граждан через самозапрет на кредиты, который заработал в России с 1 марта 2025 года....

Китайские нефтяные компании и отказ от российской нефти: что происходит?
В марте 2025 года произошли значительные изменения на нефтяном рынке, которые могут оказать серьезное влияние не только на российскую экономику, но и на...

Сколько зарабатывает средний класс в России?
Социологи, исследователи ВШЭ оценили заработок среднего класса в России в 75 тысяч рублей, а ежемесячные расходы их семей – в 83 тысячи рублей. Такие данные...

В Сибири возрождается центр тяжелого машиностроения
В Емельяновском районе Красноярского края полным ходом идет возведения Центра тяжелого машиностроения. Данный проект призван возродить традиции промышленного...

Льготную ипотеку могут распространить еще на 8 миллионов семей
В правительстве Российской Федерации обсуждается вопрос о расширении программы семейной ипотеки. На кого может распространиться новый формат государственной...

Российский рынок труда: приоритеты будут меняться
В последние несколько лет российский рынок труда претерпел значительные изменения. Этот процесс обусловлен не только глобальными экономическими трендами, но и...

На территории ОЭЗ «Авангард» открылся первый завод
Несколькими днями ранее на площадке особой экономической зоны (ОЭЗ) «Авангард» в Советском округе Омска открылось первое предприятие. Завод принадлежит...

Компания «Полюс» ставит производственные рекорды
Российская золотодобывающая компания «Полюс» отчиталась о производственных итогах завершившегося календарного года. Оказалось, что многие экономические...

Тайное оружие Урала ударило по Европе больнее, чем танки из Нижнего Тагила
Санкции работают в обе стороны. Запад отказался от российского газа, но начал больше покупать удобрений...

Пилотный проект «Бюро 1440»: российский ответ на Starlink
Российская аэрокосмическая компания «Бюро 1440», входящая в состав «ИКС Холдинга», готовит к запуску весьма захватывающий пилотный проект – обеспечение связи...

Маркетплейсы убивают экономику: WB и OZON назвали причиной дикой инфляции
В РФ выявили неожиданную причину роста инфляции. По мнению эксперта, в небывалом росте цен на товары виноваты интернет-сервисы продаж...

Первый в России высокоскоростной поезд: шаг к новым технологиям
Скорость, эффективность и современные технологии – ключевые аспекты, которые влияют на будущее пассажирских перевозок. В связи с этим состоялось важное событие...

Сотни тысяч непроданных машин уйдут за копейки
На многие новые авто, ждущие покупателей аж с 2023 года, уже просто не выпускают запчасти...

В чём причина аварии на АЭС в Финляндии?
В Финляндии на атомной электростанции «Олкилуото-3» 7 марта произошла утечка около 100 куб. м теплоносителя (охлаждающей воды). В сообщении пресс-службы...

Особые экономические зоны РФ в отчаянии: Алабуга завозит мигрантов тысячами
«Алабуга» решила почти в 10 раз увеличить количество узбекских мигрантов. В ОЭЗ также принимают сотрудников из Вьетнама, Бирмы и КНДР...