
Правительство РФ не спешит повышать приоритет перевозок нефтепродуктов
В свете недавних обсуждений, касающихся перевозок нефтепродуктов по железной дороге, правительство России обозначило свою позицию: на сегодняшний день нет острой необходимости в переводе этих перевозок из шестой в третью категорию очередности. Вице-премьер РФ Александр Новак пояснил, что такая мера будет рассмотрена только в случае возникновения серьезных проблем с вывозом топлива и возможным дефицитом на внутреннем рынке, сообщает издание «Коммерсант».
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
Оценка текущей ситуации
По мнению правительства, предложения о повышении приоритета перевозок нефтепродуктов поступают как от нефтяных компаний, так и от Министерства энергетики РФ. Однако, на данный момент, все происходит в рамках действующих Правил недискриминационного доступа (ПНД). Если возникнут реальные проблемы со снабжением и отгрузкой нефтепродуктов с заводов, что может повлиять на рынок и подорвать производство, ситуацию проанализируют и определят меры поддержки.
В прошлом: успехи и ограничения
Необходимо отметить, что в прошлом году временное изменение очередности привело к увеличению перевозок нефтепродуктов. С марта 2023 года нефтепродуктам была присвоена третья категория приоритета, что, по оценкам ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) способствовало росту погрузок на 2,7 миллиона тонн. Однако это решение не является устойчивым, так как на текущий момент нефтяные грузы не попадают под указ президента, что мешает им рассчитывать на аналогичную категорию и в рамках новых ПНД.
Текущие объемы перевозок
Согласно данным ОАО РЖД, в январе 2025 года на сети было погружено 17,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 0,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В условиях низкой базы января 2024 года наблюдается рост экспорта в восточном направлении, хотя в феврале погрузка топлива значительно сократилась – на 9,9%, достигнув отметки в 15,5 миллиона тонн.
Проблемы, преодолевающие очередность
Как замечают участники рынка, очередность перевозок нефтепродуктов сейчас не является самой актуальной проблемой. По словам одного из операторов, занимающихся транспортировкой, у них возникали затруднения с приемом нефтепродуктов от НПЗ, что было связано с отказами ОАО РЖД в приеме к перевозке или задержками с отгрузками. Это подтверждает, что далеко не все проблемы в перевозках связаны с очередностью.
Перспективы отрасли
Пока правительство не рассматривает изменения в правилах перевозок нефтепродуктов, важно обращать внимание на другие аспекты, влияющие на рынок. В случае возникновения дефицита или других негативных последствий для внутреннего рынка, возможно, будут предприняты дополнительные меры для обеспечения бесперебойного снабжения.
В заключение хочется сказать, что текущая ситуация с перевозками нефтепродуктов по железной дороге требует внимательного анализа, однако правительство не спешит вносить кардинальные изменения в очередность. Операторы и участники рынка сосредоточены скорее на улучшении процессов взаимодействия с ОАО РЖД и разрешении текущих проблем, нежели на изменении официальной очередности перевозок. На этом фоне будет интересно следить за дальнейшим развитием ситуации и потенциальными шагами со стороны контролирующих организаций.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Турецкой АЭС «Росатома» ставят палки в колеса, замедляя работы на трех блоках
Из-за задержки с поступлением $ 7 млрд замедляется строительство трех энергоблоков АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Как сообщает «Московский комсомолец —...

В России выпустили модернизированный сельскохозяйственный трактор КРТ-240
Компания «Ригель АВ-Белгород» представила новую модель трактора КРТ-240. Познакомиться с новинкой представители агропрома смогли на выставке «Золотая Нива...

Интерес соседей России к Волге простирается аж до Черного моря
Как-то уходит в сторону, что сверхинтенсивные нефтегазовые разработки в казахстанском секторе Каспия, сопредельном с волжской дельтой и российским сектором...

Российские работодатели начали отказываться от эйджизма
Хорошая новость для людей пожилого возраста, которые хотят сменить место работы или не желают уходить на заслуженный отдых: растет спрос на возрастных...

Сохранение советского наследия: в РФ начнут производство деталей для Як-42
Российское авиастроение продолжает наращивать потенциал и диверсифицировать производство. Завод «Сокол» получил одобрение на выпуск важных компонентов для...

Китай готов обрушить мировой автопром: дело в металлах
США, Европа и Япония бьют тревогу. Китай создал дефицит редкоземельных металлов для автомобильной промышленности – и уже есть первые пострадавшие: Ford и...

Ваш банковский перевод заблокирован: в РФ усилили контроль за гражданами
С 1 июня 2025 года в России вступили в силу изменения в законе о противодействии легализации преступных доходов. Теперь Росфинмониторинг получил право...

Колоссальные убытки «ОДК-Кузнецов»: космос под угрозой
Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав государственной корпорации «Ростех», продолжает сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями. По...

Удар по гиганту: в РЖД показали тревожные цифры сокращения перевозок
Российские железные дороги опубликовали статистику грузоперевозок. Общее количество жд-доставок уменьшилось, что сигнализирует о замедлении экономической...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Nissan возвращается в Россию?
Заглядывая в будущее, японский автоконцерн Nissan Motor, похоже, решил сделать хоть какую-то попытку заявить о себе в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на...

Легенда под угрозой: спад продаж может убить завод сельхозтехники в РФ
Крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники переживает тяжёлое время. Сильное сокращение продаж может впоследствии привести к...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...

Путин выполнит обещание: Олигархи нацеливаются на «жирный» завод
ЧЭМК, отравляющий город, выводят из Челябинска, завод построят на новом месте...

Обрежут западные крылья: в Аэрофлоте предложили шок-меры для авиапрома
«Аэрофлот» выдвинул инициативу о введении обязательной доли закупок самолетов российского производства для авиакомпаний, эксплуатирующих зарубежные модели....