Деньги в один конец: Турция получила от РФ еще 9 миллиардов долларов на АЭС
Российское правительство предоставило дополнительное финансовое обеспечение Турции на сумму 9 миллиардов долларов с целью содействия возведению первой в этой стране атомной электростанции под названием «Аккую». Информацию об этом распространил турецкий министр энергетики Алпарслан Байрактар, как передает издание The Jerusalem Post. По словам министра, эти средства планируется задействовать в период 2026–2027 годов, причем в 2026 году ожидается привлечение иностранного капитала в объеме как минимум 4–5 миллиардов долларов. Турецкая сторона нацелена на ввод АЭС в эксплуатацию уже в 2026 году.
Возведение АЭС «Аккую», общий потенциал которой составляет 4,8 ГВт, на южной береговой линии Турции ведется с 2018 года. Функции генерального подрядчика выполняет проектная организация, входящая в структуру «Росатома», — «Атомэнергопроект», а строительные работы осуществляет дочернее предприятие госкорпорации, АО «Аккую Нуклеар». Общая смета проекта превышает 20 миллиардов долларов. Согласно ранее достигнутым договоренностям, «Росатом» имел право найти соинвестора с долей 49% для распределения вложений, сохраняя за собой контроль над проектом, однако, как отмечает агентство Reuters, поиски такого партнера до сих пор не увенчались успeхом. Так что все расходы выпали на долю российской стороны.
В 2024 году реализация проекта столкнулась с осложнениями, поскольку германская фирма Siemens не осуществила поставку критически важного электротехнического оборудования. Это вынудило «Росатом» искать обходные пути и обращаться к китайским поставщикам, что было подтверждено вице-премьер-министром России Александром Новаком в октябре 2024 года.
В начале 2025 года издание Bloomberg сообщало, что потенциальная угроза применения вторичных санкций могла подтолкнуть Москву и Анкару к рассмотрению альтернативных способов оплаты, например, посредством взаимозачета за российский газ, который «Газпром» поставляет турецкой Botas. В мае 2025 года глава турецкого внешнеполитического ведомства Хакан Фидан проинформировал, что он обсуждал проблемы, связанные с этим проектом, с Владимиром Путиным, и просил содействия в переговорном процессе между «Газпромом» и Botas.
Летом 2025 года «Росатом» доложил о финансовых трудностях, возникших, в том числе, из-за заморозки значительных сумм под давлением внешних факторов, что последовало за протестом сотрудников одного из субподрядчиков, вызванным задержками в выплате заработной платы. Первоначально старт работы первого энергетического блока АЭС намечался на 2023 год, затем сроки сдвигались на 2025, и в итоге — на 2026 год.
В целом, складывается впечатление, что на данном объекте присутствует множество финансовых затруднений. Вследствие этого очередной транш Москвы может обернуться, возможно, самым выгодным в истории кредитом — который, вероятно, никогда не будет возвращен кредитору, даже после того, как АЭС начнет функционировать. Подобные казусы уже случались с атомными станциями, построенными Россией в Белоруссии, Венгрии (один из реакторов) и Бангладеш.
Возведение АЭС «Аккую», общий потенциал которой составляет 4,8 ГВт, на южной береговой линии Турции ведется с 2018 года. Функции генерального подрядчика выполняет проектная организация, входящая в структуру «Росатома», — «Атомэнергопроект», а строительные работы осуществляет дочернее предприятие госкорпорации, АО «Аккую Нуклеар». Общая смета проекта превышает 20 миллиардов долларов. Согласно ранее достигнутым договоренностям, «Росатом» имел право найти соинвестора с долей 49% для распределения вложений, сохраняя за собой контроль над проектом, однако, как отмечает агентство Reuters, поиски такого партнера до сих пор не увенчались успeхом. Так что все расходы выпали на долю российской стороны.
В 2024 году реализация проекта столкнулась с осложнениями, поскольку германская фирма Siemens не осуществила поставку критически важного электротехнического оборудования. Это вынудило «Росатом» искать обходные пути и обращаться к китайским поставщикам, что было подтверждено вице-премьер-министром России Александром Новаком в октябре 2024 года.
В начале 2025 года издание Bloomberg сообщало, что потенциальная угроза применения вторичных санкций могла подтолкнуть Москву и Анкару к рассмотрению альтернативных способов оплаты, например, посредством взаимозачета за российский газ, который «Газпром» поставляет турецкой Botas. В мае 2025 года глава турецкого внешнеполитического ведомства Хакан Фидан проинформировал, что он обсуждал проблемы, связанные с этим проектом, с Владимиром Путиным, и просил содействия в переговорном процессе между «Газпромом» и Botas.
Летом 2025 года «Росатом» доложил о финансовых трудностях, возникших, в том числе, из-за заморозки значительных сумм под давлением внешних факторов, что последовало за протестом сотрудников одного из субподрядчиков, вызванным задержками в выплате заработной платы. Первоначально старт работы первого энергетического блока АЭС намечался на 2023 год, затем сроки сдвигались на 2025, и в итоге — на 2026 год.
В целом, складывается впечатление, что на данном объекте присутствует множество финансовых затруднений. Вследствие этого очередной транш Москвы может обернуться, возможно, самым выгодным в истории кредитом — который, вероятно, никогда не будет возвращен кредитору, даже после того, как АЭС начнет функционировать. Подобные казусы уже случались с атомными станциями, построенными Россией в Белоруссии, Венгрии (один из реакторов) и Бангладеш.
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
На Украине готовят разрешение на добычу засекреченного при СССР элемента
На фоне разрухи и выживания, украинские власти нашли повод для «оптимизма»....
«Иначе отберу»: Пашинян просит Москву восстановить железную дорогу в Турцию
Ереван выбирает прозападный путь «развития», но отремонтировать этот путь хочет за счет Москвы....
Неподъемный дизель: Дунайские порты отрезали от Украины
Украинские националисты не долго радовались топливному кризису в России – получили свой, гораздо более сильный....
Россия завалила Великобританию американскими сладостями
Хитрая схема работает очень стабильно, так что справиться с ней британские чиновники не могут....
Россия совершила инженерное чудо в авиации
С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность...
Такого не было с 90-х: промышленность России рухнула в глубочайший кризис
Продажи на минимумах, производство падает, оптимизм исчез. Почему промышленность России оказалась в самом тяжёлом кризисе за десятилетия...
«Спираль смерти» АвтоВАЗа: Lada несется в пропасть,
Руководство гиганта из Тольятти работает по принципу, а «зачем делать лучше, если и так купят»?...
Китай добил молочную промышленность ЕС налогом в 42%
Этот шаг усиливает и без того напряженные торговые отношения между Брюсселем и Пекином....
Пираты из США впервые не смогли захватить венесуэльский танкер
Ожидается подкрепление армией «спецназа», который начал выполнять роль морских пиратов....
Москва не получит доход от нефтегаза в 2026 году
Диверсификация экономики идет очень медленно, хотя подстраховаться не мешало бы в сложившихся обстоятельствах....
Россиян снова напугали пенсией: в ГД раскрыли, что происходит на самом деле
В СМИ и соцсетях снова вспыхнули слухи о повышении пенсионного возраста. Заголовки вызвали тревогу и волну обсуждений...
Абрамович не хотел помогать СВО – теперь заплатит больше
Пророчество Путина сбывается на наших глазах. Президент еще более 20 лет назад предупреждал толстосумов, что нужно вывести деньги из офшоров и инвестировать в...
После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию
Застройщикам придется поторопиться с выдачей квартир в новостройках, но 20−30% из них все равно ждет банкротство...
В России научили «размножаться» СПГ-танкер «Кристоф да Маржери»
Россия научилась строить современные газовозы, это историческое событие в условиях сплошного шквала санкций....
«Покрамсать» вузы: в РФ запланировали жёсткую оптимизацию высшей школы
В России урежут количество мест и образовательные программы вузов. Министр Фальков раскрыл планы по жёсткой оптимизации...
ЕС делает рождественский подарок главному конкуренту – китайскому автопрому
Европейским автопроизводителям приходится конкурировать на глобальном уровне, но они рискуют оказаться вытесненными с рынка, поскольку развивающиеся рынки...