Экономическое обозрение

Эксперты пояснили, что скрывается за введением акцизов на газировку

Эксперты пояснили, что скрывается за введением акцизов на газировку
Правительство активно работает над введением акциза на сахаросодержащие напитки. Еще весной замминистра финансов Илья Трунин заявил о проработке данного вопроса, упомянув мировой тренд. В начале месяца Минпромторг поддержал инициативу ведомства. Минздрав РФ, тоже одобривший эту меру, надеется таким образом решить проблему с детским ожирением и диабетом, говорится в статье «Ленты.ру».

Основная мотивация Минфина — нахождение источников пополнения бюджета в рамках кризиса на следующий год. «Цель такой инициативы ясна — получение дополнительных поступлений в бюджет от производителей продукции с внушительными объемами реализации», — отметил старший юрист BGP Litigation Денис Савин. По материалам Минфина, приготовленным к совещанию о дополнительных доходах бюджета у вице-премьера Игоря Шувалова, акциз будет установлен на уровне 5 руб. на литр. Мера позволит повысить поступления в бюджет в будущем году на 25 млрд руб., в 2018-м — на 27 млрд, а в 2019 г. — на 28 млрд. Минздрав предлагает внедрить дифференцированный акциз на напитки с содержанием сахара более 5 г на 100 мл. При содержании сахара больше 8 г может использоваться повышенный налог.

Позитивный эффект от введения сборов на газировку для бюджета неочевиден, считают отечественные эксперты. По мнению начальника управления контроля химпрома и АПК ФАС Анны Мирочиненко, введение акциза вызовет повышение цен на пищевую продукцию. Из-за спада покупательной способности россиян ухудшатся прибыль предприятий и поступления в бюджет.

По данным СПБН, за последний год продажи сладкой газировки итак упали на 10-15%. Как уточнил глава Союза Дмитрий Петров, подорожание данных напитков на 1% ведет к спаду продаж на 1,5%. По его подсчетам, если налог будет принят, продажи дешевых напитков по цене около 30 руб., занимающих почти полрынка, сократятся на 20–25%. Это критично для многих компаний отрасли. «Мы считаем данную инициативу нелепой, сродни акцизу на воздух или акцизу на пользование услугами чиновников Минфина», — заявила представитель «Аквалайфа» Анна Четвергова. По мнению деятелей отрасли, выпуск безалкогольных напитков — низкомаржинальный, в кризис основная часть предприятий уже итак работает на грани рентабельности. Новая налоговая нагрузка может побудить кого-то уйти с рынка, изменить мощности и штат сотрудников, зарубежные инвесторы могут пересмотреть планы развития.

Если говорить о транснациональных компаниях, то один из самых крупных производителей на рынке, Coca-Cola, вложила свыше 4 млрд дол. в развитие экономики РФ. Компания управляет фирменными заводами по всей РФ и вносит огромный вклад в экономико-социальную сферу: платит налоги в бюджеты регионов, создает рабочие места для тысяч граждан в самой индустрии и смежных сферах. Всего в индустрии производства безалкогольных напитков и минеральных вод в РФ задействовано более ста тыс. человек.

Эффективность налога сомнительна и с точки зрения администрирования. Как заявил «Ъ» завкафедрой менеджмента Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Илья Быковников, растраты на сбор этих налогов будут выше, чем доходы. Эксперт имеет в виду затраты на отслеживание поступлений в казну, работу с отчетностью, обучение специалистов и многое другое.

Своей инициативой власти ставят производителей в неодинаковые условия. По словам Петрова, если чиновники так хотят обложить налогом вредные сладкие продукты, почему бы не поднять НДС на сахар с 10 до 18%. Бизнес ссылается на озвученный в послании лидера РФ в конце 2014 г. тезис о недопущении ухудшения положения налогоплательщиков. Путин говорил, что нужно обеспечить неизменность условий налогообложения до 2018 г. В прошлогоднем послании мораторий на ухудшение положения налогоплательщиков подтверждался.

Не верят производители и в то, что введение акциза благотворно повлияет на здоровье населения. Они ожидают, что граждане предпочтут покупать взамен привычных напитков более дешевые и менее качественные. На заводе «Гамбринус» полагают, что детская аудитория перейдет в сегмент напитков, сделанных с использованием сахарозаменителей. Ситуация создаст все условия для производителей фальсифицированной продукции и может привести и к росту алкоголизации населения. По итогам исследования Корнельского университета, одним из товаров-заменителей газированных напитков выступает алкоголь — чем меньше люди пьют газировку, тем сильнее употребляют спиртное.

Опыт зарубежных государств не подтверждает связи между введением акциза на безалкогольные напитки и изменением пищевого поведения потребителей с пользой для здоровья. Нигде не наблюдалось и положительных последствий от введения «сладкого» акциза для госбюджета. Так, подобный налог власти Венгрии ввели около 5 лет назад. Вскоре эксперты страны заключили, что потребители начали приобретать продукцию более дешевых и некачественных брендов. Греция также обдумывала возможность введения подобных акцизов на напитки, но не пошла на данную инициативу по экономическим причинам.

По мнению отечественных производителей, вместо введения этих сборов эффективнее будет внедрить особую маркировку. Она могла бы размещаться на этикетках напитков и сообщать об их составе. Использование системы маркировки «светофор» поддерживает профессор МГУ, руководитель правления НИЦ «Здоровое питание» Олег Медведев. Он считает, что такая маркировка позволит быстро оценивать пользу продукта. «Можно будет быстрее и проще увидеть, что продукт содержит повышенный процент трансжиров или много сахара. Красный цвет также привлечет внимание тех, кто обычно не склонен внимательно читать информацию о составе», — отметил эксперт.
Мы в Мы в Яндекс Дзен