Как умирает СССР: Львовский автобусный завод. Украина
Украинский автобусный гигант Львовский автобусный завод как-то почти не заметно прекратил свое существование. А ведь еще совсем недавно, завод выпускал тысячи автобусов различного класса, некоторые из которых не уступали своим зарубежным аналогам. В 1988 году предприятие выпустило рекордное количество машин – 14646 единиц.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
Историческая справка
Львовский автобусный завод впервые представил свою модель автобуса ЛАЗ-695 в 1955 году. Это был автобус на пространственной раме, а расположение мотора было задним, впервые в СССР. Подвеска тоже была уникальной и меняла свою жесткость в зависимости от количества пассажиров. Машина получилась комфортабельной и в духе своего времени.

Следующей моделью львовских инженеров в 1979 году стала модель городского автобуса ЛАЗ-4202, относящаяся уже к новому поколению модельного ряда с двигателем КамАЗ. Самое интересное, что из большинства крупных предприятий бывшего Советского союза, после его развала в 1991 году, Львовский завод практически не пострадал.
Постсоветское производство на ЛАЗе
Случилось это потому, что к началу 90-х годов на предприятии уже почти все было готово для кардинального и крупномасштабного обновления всех имеющихся линеек автобусов. Предприятие готовилось выпустить две модели междугородних автобусов, туристический и несколько городских: средний и сочлененный. Понятно, что все эти разработки были еще общими, советскими, но тем не менее.
На 1995 год завод обладал самым современным автобусным производством на постсоветском пространстве и самой широкой линейкой моделей. Но ставка на импортные силовые агрегаты сделали продукцию предприятия невостребованной в России – самого главного покупателя. В то время Россию начали заполонять дешевые немецкие автобусы с пробегом. Это был первый «звоночек» краха автогиганта.
Закат автогиганта
На предприятии попытались наладить производство микроавтобусов, малых автобусов наподобие «пазика», но дальше опытных образцов дело не пошло. А тем временем, задел «современности», заложенные в модели завода еще при СССР, стремительно иссякал. Производство сокращалось, а на разработку новых моделей у ЛАЗа не было средств.
Единственным выходом стала приватизация компании. В 2001 году 70% акций завода приобрела компания «СИЛАВТО», которую многие тогда связывали с российским капиталом, а некоторые с донецким, но тоже подконтрольным Москве. Компания и правда была «родом» с Донбасса. С другой стороны, руководство завода и львовские власти сами обращались в российский РОСПРОМАВТО с предложением приобрести завод, но россияне тогда предложили слишком маленькую сумму, и сделка не состоялась.
Последнее количество выпущенных машин в «тысячах» пришлось на 1995 год – тогда ЛАЗ выпустил 2133 автобуса. В 2001 году их количество составило уже 478 единиц, а в 2002 году едва выпустили три сотни. К этому времени ни о каких новых моделях уже не шло и речи, завод едва смог немного модернизировать свои наиболее современные модели и дать им более благозвучные названия.
Завод еще раз попытался выпустить в 2004 году новые или обновленные модели для города, междугородних перевозок и аэропортового хозяйства, в их числе был даже троллейбус. Но это уже были штучные поставки, которые никак не могли спасти автогигант. Были еще несколько контрактов на поставку автобусов за рубеж, но и они никак не повлияли на предприятие. И даже достаточно крупный контракт на поставку автобусов к ЕВРО-2012 по футболу предприятие «успешно» провалило.
С 2007 года на завод один за другим стали подаваться судебные иски по взысканию задолженности, но даже в этих условиях заводчане попытались вернуться на российский рынок, предложив в 2012 году модель автобуса средней вместимости на метане и российских агрегатах. Была даже попытка получить контракт на 2000 автобусов для сочинской олимпиады 2014 года, но все тщетно. К 2015 году цеха некогда крупнейшего автобусного завода СССР уже напоминали руины.
- http://foto.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Четыре из семи: крупнейшие НПЗ Индии «отравились» нероссийской нефтью
Санкции Вашингтона рассыпаются на глазах, тем более что они очень вредны для инфраструктуры....
Каспийская платформа Филановского атакована: Киев впервые ударил по нефтедобыче РФ
Украина не унимается и после фактической потери своей энергосистемы провоцирует Москву на продолжение ответных ударов....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Полный запрет: ЕС все же отобрал у Украины шампанское и коньяк
Киев все больше теряет самостоятельность и становится послушной колонией Запада....
Тревога в ЕС: русские березки завоевывают Европу
Серьезную выгоду, как обычно, получает Москва, этот факт вынужденно признают на Западе....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
МС-21 — возможный следующий шаг, которого США опасаются больше всего
Россия впервые после развала Советского Союза может создать производство собственных самолетов за границей. Воспользоваться нашим технологическим...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Рынок – убили, автопром – не спасли. Последствия нового утильсбора
Новые правила утильсбора перевернули рынок: мощные и гибридные автомобили оказались в верхней налоговой категории, цены на кроссоверы взлетели до уровней...