
Битва за электричество: Прибалтика теряет последнее наследство СССР
В странах Прибалтики бьют тревогу: за последние 10 месяцев текущего года там стремительно выросли цены на электричество. В сравнении с прошлым годом удорожание составило 39%. Эксперты утверждают, что основной причиной столь высокой стоимости стал отказ прибалтийских стран от российских и белорусских энергосетей.
Не малую роль в росте тарифов сыграло закрытие в 2010-м году в Литве Ингалинской АЭС, которая вырабатывала для Прибалтики самую дешевую электроэнергию (по некоторым данным, самую дешевую в мире). Разумеется, это решение было полностью политическим – Евросоюз просто избавился от серьезного конкурента. То же самое произошло и в Болгарии, о чем мы уже говорили.
Сейчас в Прибалтике средняя цена за мегаватт час электроэнергии составляет 49 евро. Самая дорогая электроэнергия остается в Литве, там она стоит 60 евро за МВт/час (на конец октября). В Эстонии этот показатель равняется 47 евро, в Латвии почти 58 евро.
По оценкам тех же экспертов, сразу после новогодних праздников, стоимость электроэнергии для рядовых потребителей в Литве возрастет на 15-20%, а для коммерческих предприятий на 30-60%. Об этом также заявил независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva. Компания дала прогноз, что даже это подорожание не является окончательным.
Пик цен на электричество ожидается к 2025 году. Этого можно было бы избежать: всего в 50-ти километрах от Вильнюса, в белорусском Островце, скоро будет запущена Островецкая АЭС. Электричество оттуда будет несравненно дешевле, нежели из Европы.
Но литовские депутаты категорически отказались от этих поставок, так как считают, что белорусская электроэнергия ничем не отличается от «вражеской российской». Был даже принят закон, запрещающий импорт энергии из Белоруссии. Правда, пока Латвия и Эстония не столь категоричны и собираются закупать белорусскую электроэнергию.
Однако и тут Литва лукавит, заявляя о том, что не станет закупать энергию в Белоруссии: еще как будет, но через посредника. Последний купит часть электроэнергии в Островце, часть откуда-нибудь из Красноярска, остальное еще где-нибудь. В итоге, хоть эта схема и удорожает конечную стоимость, но все равно будет более выгодной, чем закупки в Европе.
А как все было бы проще и дешевле, покупай Литва электричество в Островце всего по 50-ти километровой линии. Но есть еще один момент, то же, политический, связанный с евроинтеграцией: Литва активно способствует закрытию еще оставшихся со времен СССР крупных и средних предприятий. Возможно, в скором будущем этой маленькой, но «гордой» стране и не потребуется сегодняшнее количество электроэнергии…
В уже упомянутом 2025-м году случится еще одно «знаменательное» для Литвы событие: выход из единой энергосистемы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Последняя заявила об этом и оповестила Россию в 2014-м году. Все это время Литва активно уговаривала Латвию и Эстонию присоединиться к ней.
Но две другие прибалтийские республики пока стараются не смешивать в одну кучу политику и экономику: выход из БРЭЛЛ повлечет за собой огромные расходы, связанные с отключением, с интеграцией в новую энергосистему, постройку новых ЛЭП, трансформаторных подстанций и так далее.
По самым скромным оценкам такая процедура для Прибалтики будет стоить не менее 1 млрд. евро. Единственный «веский» аргумент, что выдвигает Литва в пользу выхода из БРЭЛЛ – полная независимость от российских и белорусских поставок электроэнергии.
Не малую роль в росте тарифов сыграло закрытие в 2010-м году в Литве Ингалинской АЭС, которая вырабатывала для Прибалтики самую дешевую электроэнергию (по некоторым данным, самую дешевую в мире). Разумеется, это решение было полностью политическим – Евросоюз просто избавился от серьезного конкурента. То же самое произошло и в Болгарии, о чем мы уже говорили.
Сейчас в Прибалтике средняя цена за мегаватт час электроэнергии составляет 49 евро. Самая дорогая электроэнергия остается в Литве, там она стоит 60 евро за МВт/час (на конец октября). В Эстонии этот показатель равняется 47 евро, в Латвии почти 58 евро.
По оценкам тех же экспертов, сразу после новогодних праздников, стоимость электроэнергии для рядовых потребителей в Литве возрастет на 15-20%, а для коммерческих предприятий на 30-60%. Об этом также заявил независимый поставщик энергии Elektrum Lietuva. Компания дала прогноз, что даже это подорожание не является окончательным.
Пик цен на электричество ожидается к 2025 году. Этого можно было бы избежать: всего в 50-ти километрах от Вильнюса, в белорусском Островце, скоро будет запущена Островецкая АЭС. Электричество оттуда будет несравненно дешевле, нежели из Европы.
Но литовские депутаты категорически отказались от этих поставок, так как считают, что белорусская электроэнергия ничем не отличается от «вражеской российской». Был даже принят закон, запрещающий импорт энергии из Белоруссии. Правда, пока Латвия и Эстония не столь категоричны и собираются закупать белорусскую электроэнергию.
Однако и тут Литва лукавит, заявляя о том, что не станет закупать энергию в Белоруссии: еще как будет, но через посредника. Последний купит часть электроэнергии в Островце, часть откуда-нибудь из Красноярска, остальное еще где-нибудь. В итоге, хоть эта схема и удорожает конечную стоимость, но все равно будет более выгодной, чем закупки в Европе.
А как все было бы проще и дешевле, покупай Литва электричество в Островце всего по 50-ти километровой линии. Но есть еще один момент, то же, политический, связанный с евроинтеграцией: Литва активно способствует закрытию еще оставшихся со времен СССР крупных и средних предприятий. Возможно, в скором будущем этой маленькой, но «гордой» стране и не потребуется сегодняшнее количество электроэнергии…
В уже упомянутом 2025-м году случится еще одно «знаменательное» для Литвы событие: выход из единой энергосистемы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Последняя заявила об этом и оповестила Россию в 2014-м году. Все это время Литва активно уговаривала Латвию и Эстонию присоединиться к ней.
Но две другие прибалтийские республики пока стараются не смешивать в одну кучу политику и экономику: выход из БРЭЛЛ повлечет за собой огромные расходы, связанные с отключением, с интеграцией в новую энергосистему, постройку новых ЛЭП, трансформаторных подстанций и так далее.
По самым скромным оценкам такая процедура для Прибалтики будет стоить не менее 1 млрд. евро. Единственный «веский» аргумент, что выдвигает Литва в пользу выхода из БРЭЛЛ – полная независимость от российских и белорусских поставок электроэнергии.
- https://ubr.ua https://politring.com http://www.agrotv.com.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...