Украина – как пример для подражания
На днях появилась информация, что польский национальный энергетический регулятор самостоятельно утвердил передачу газопровода Ямал-Европа в управление государственной компании GAZ-System, которая является оператором местной ГТС.
Таким образом, «Газпром» может получить большие проблемы еще до истечения срока действия транзитного соглашения и отказа Варшавы от российского топлива. По итогам такого «выделения» имущественного комплекса, очевидно, вырастут транзитные ставки для основного поставщика сырья, которым является компания из РФ.
Польское руководство уже почти два года заявляет о том, что недовольно транзитными доходами, получаемыми от транспортировки огромных объемов российского топлива. По мнению чиновников, ставки занижены почти в 10 раз.
Эксперты уверены, что вся шумиха, поднявшаяся с передачей ГТС страны в управление госкомпании, как раз направлена на то, чтобы не только привести национальное законодательство в соответствие с новыми европейскими правилами по работе с газопроводами, но и пересмотреть тарифы. Примером в таком начинании может служить Украина, недавно получившая и нового оператора ГТС и выгодный контракт.
Политический заказ свыше
По мнению Алексея Гривача, заместителя директора Фонда энергетической безопасности, компания GAZ-System до сих пор и так являлась единственным оператором польского участка газопровода Ямал-Европа. Поэтому чего-то уж слишком страшного для «Газпрома» не произошло.
Если оператор ГТС будет добросовестно и без политики выполнять свои обязанности, то кроме некоторого повышения тарифов для Москвы ничего плохого не предвидется. Однако есть сомнения, что все будет именно так
- прогнозирует Гривач.
Он почти уверен, что хоть на контракт, хоть на аукцион будет иметь влияние политическая позиция нынешних властей Польши, а вот это уже более серьезная проблема для поставщика – России, заключил эксперт.