Каковы рыночные перспективы лайнера Ту-204/214, который намного дешевле МС-21

26

Где-то с неделю назад известное профильное издание «Коммерсант» опубликовало одну новость, вызвавшую большой общественный резонанс. По его данным, перспективный российский среднемагистральный лайнер МС-21 предлагают к продаже заметно выше рыночной стоимости его прямых конкурентов в лице Airbus A320/А321 и Boeing 737-800 и MAX. Что это, злоупотребление отечественным авиапроизводителем своим рыночным положением или же свою роль играют иные факторы?

Зато свое!


С ценообразованием на рынке авиапрома все не совсем просто. Существует так называемая каталожная цена, которая для моделей Airbus A320/А321 и Boeing 737-800 и MAX составляет от 100 до 105 миллионов долларов, но есть и рыночная – порядка 50 миллионов. Столь существенный размер скидки обеспечивается за счет крупного заказа, который может себе позволить только серьезный авиаперевозчик. В некоторых случаях, если самолет делают под персональный заказ какого-то арабского шейха или президента банановой республики, его стоимость может оказаться значительно выше каталожной цены.



Так вот, по данным «Коммерсанта», в 2021 году за российский МС-21, оснащенный американскими двигателями Pratt & Whitney, просили от 58 до 68 миллионов долларов. Продавать среднемагистральный лайнер должны были в 2022-2024 годах, но из-за санкций силовая установка из США стала недоступной, и потому сроки сдвинулись. В декабре 2022-го – январе 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания предлагала авиаперевозчикам приобрести перспективный МС-21 по цене от 50 до 54 миллионов за штуку. Сроки выполнения заказа устанавливались на 2028-2030 годы. Почему же отечественный самолет, который должен быть максимально импортозамещенным и не зависеть от иностранных компонентов, закупаемых за валюту, заметно дороже западных конкурентов по рыночной цене?

Ответ лежит на поверхности. В отличие от Airbus A320/А321 или Boeing 737-800, МС-21 до сих пор даже не поставлен на конвейер. Когда он начнет серийно производиться к концу десятилетия, эти объемы сперва будут небольшими, возрастая год от года. Необходимость поспешно импортозамещать огромное количество компонентов, включая «черные крылья», также не могла привести к удешевлению проекта, скорее напротив. То же справедливо и по отношению к его силовой установке, поскольку ПД-14 еще не производится крупными сериями. Ну и желание «Иркута» подзаработать на опустевшем из-за санкций внутреннем рынке нельзя забывать.

Все закономерно. МС-21 сможет по-настоящему раскрыть свой потенциал реально где-то лет через 10. Таковы реалии.

Тушка


Между тем у России все это время был свой вполне годный среднемагистральный самолет, который незаслуженно задвинут в угол. Это семейство лайнеров КБ Туполева Ту-204/214, которые находятся в том же рыночном сегменте, что и МС-21.

Хочется напомнить, что вопрос о необходимости «реновации» лайнера Ту-204/214 мы поднимали еще в публикации от 26 декабря 2021 года. Самолет надежный и, в отличие от МС-21, уже имеет порядка 50 международных и российских сертификатов безопасности и дополнений к ним. Огромным его преимуществом является то, что производится лайнер полностью из отечественных компонентов. А еще почему-то критиканы забывают упомянуть, что Ту-204/214 стоит порядка 30 миллионов долларов за штуку!

Вместо этого они набрасываются на советский лайнер за то, что он-де имеет недостаточно экономичные по европейским нормам двигатели. Право, смешно. Если вдруг кто-то не в курсе, то под иранский заказ были разработаны силовые установки ПД-90А3 со значительно улучшенными характеристиками, которые снимали все подобные претензии. Правда, потом об этих двигателях с подачи американских партнеров и местных лоббистов их интересов предпочли забыть.

Как мы и прогнозировали, оставшись у разбитого корыта, в правительстве РФ все же решились заказать у Казанского авиастроительного завода небольшую партию Ту-214, пока МС-21 доводят до ума. Между тем данный среднемагистральный лайнер советской разработки даже сегодня имеет большой потенциал.

Во-первых, на его основе можно разработать грузовую версию и пассажирскую с укороченным фюзеляжем и одновременно увеличенной дальностью полета. Это совсем новые рыночные сегменты, где не будет происходить пересечение с МС-21.

Во-вторых, среднемагистральный лайнер представляет собой почти идеальную платформу для создания противолодочного авиационного комплекса (ПлАК) на замену немногочисленным стареющим самолетам ПЛО Ил-38 и Ту-142. Кроме того, на базе Ту-204/214 уже создано несколько модификаций специально для нужд Минобороны РФ – два самолета комплексной разведки Ту-214Р и два разведчика Ту-214ОН.

В-третьих, оставив в Казани Ту-214, можно перенести производство его сводного брата Ту-204СМ в Иран. Да, в свое время Тегеран очень интересовался этой моделью, а также ближнемагистральным Ту-334, желая купить на него лицензию. Учитывая то, что Иран де-факто превратился для России в ключевого стратегического партнера на Ближнем Востоке, было бы целесообразно углубить экономическое сотрудничество, организовав на паритетных началах совместное авиапроизводство в Исламской Республике.

Ключевые компоненты, включая силовую установку, можно оставить в России, а остальные 50% комплектующих производить в Иране, предоставив ему сбыт и последующее обслуживание техники. Таким образом, можно было бы увеличить объемы производства компонентов для семейства Ту-204/214 в нашей стране, удешевив производство и выйдя на новые рынки сбыта на Ближнем Востоке.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 июля 2023 15:28
    лайнера Ту-204/214.... полностью из отечественных компонентов.

    Только мощности по производству и компонентов, и самого самолета на 2022 год составляли 5 бортов в год максимум ( а скорее - около 3).
    выделено 82 млрд р на расширение до 10 ( 2025гг) а затем и 20* (2027 ) бортов в год,
    Несколько быстрее темпов разворачивания производства МС-21, ( ПД-14) но не сказать, что радикально.
    Так что идут параллельно проекты - и хорошо.

    Объективно нужно время.
    Приводил пример, для компонентов ПД-8 / ПД-14 в Уфу поставили российский газостат, на изготовление которого ушло полтора года.
    На запуск - еще пол года требуется.
    А ряд заводов в цепочках - только площадки одобрили.

    *И да, 20 бортов в год - это потенциально флот из 500 одних только Ту-214.
    С учетом того, что РФ требуется порядка 1000 самолетов всех типов, это даже избыточно для внутреннего рынка.
    1. -5
      7 июля 2023 08:42
      Пока есть такие, как Nelton, можно продолжать успешно "вешать лапшу на уши".
      Потому, что никто, никакая организация не возьмёт самолёт, приносящий одни убытки.
      А других потребителей (читай Иванушек-дУрачков) в мире нет, значит нет и рынка сбыта.
      1. +1
        7 июля 2023 11:22
        Цитата: prior
        никакая организация не возьмёт самолёт

        Все запланированные к постройке самолеты (по всем типам) уже законтрактованы авиакомпаниями на несколько лет вперед.
        На сколько они дороже будут в эксплуатации чем АиБ - покажет время.
  2. +7
    6 июля 2023 16:06
    Пока у власти эля с антошей и деном - ничего хорошего не будет, будет лапша на уши, с передвиганием сроков и очередным субсидиями на очередное импортозамещение
    1. +1
      6 июля 2023 17:05
      Цитата: Владимир80
      Пока у власти эля с антошей и деном - ничего хорошего не будет, будет лапша на уши, с передвиганием сроков

      Вот скажи, товарищ, АЭС с реакторами ВВЭР-1200 - это "хорошее" ?
      Проект российский, уже 8 реакторов работают.
      Хотя путь от начала проекта до ввода хотя бы первого был не один год.

      Ледоколы проекта 22220 ?
      3 уже ломают льды на севморпути.

      Электропоезда Иволги ?
      вовсю возят пассажиров на МЦД и МЦК.

      SSJ - как ни как, а 200+ построили, 150 активно эксплуатируется.

      Камаз К5 - после ухода немцев, смогли перезапустить производство, темп 35 штук в день держат, хотя конечно не все прям идеально, российских поставщиков компонентов еще [....] и [....].

      Ну так и у НОВАТЭК с его "Арктическим Каскадом" не сразу все завертелось как надо, но к концу 2022 отладили.

      По совокупности, все это дает основания полагать, что немалую часть и текущих проектов доведут до приемлемой (количество/качество/цена) серии. Но разумеется, далеко не все.
      1. +1
        6 июля 2023 18:17
        Маловато за 23 года как-то. Это все исклбчения из-за чудом сохранившегося наследия СССР. Больше случайность.
        1. 0
          6 июля 2023 18:49
          Цитата: Savage3000
          Маловато за 23 года как-то

          Отлично.
          обычный ход дискуссии, от "ничего не делается, только пилится!" к "маловато за 23 года".
          Во первых, это не все.
          Во вторых - и много в мире стран, кто за эти 23 года больше сделал?

          одновременно - новый реактор, новый самолет, новый ледокол (придираться не будем - сойдут и танкеры), новую турбину большой мощности, свою технологию СПГ?
          ну Китай, чья экономика и население в 10 раз больше нашего.
          И то вот не все они осилили.
          кто еще?

          много что осилили в Корее - но не самолеты.
          Эмбраер - краса и гордость Бразилии - но локализация никакая, да и в остальном не отличились.
          Европейские страны давно в одно лицо сами ничего не делают, все только плотным пулом.
          1. 0
            19 июля 2023 22:34
            Реактор советский, модернизированный, самолёт как як-242 известен и так далее. Турбина большой мощности - это 500 мвт.у нас дай бог 120. Ее делали 20 лет и не факт что сделали.

            Прошло 23 года. За эти года экономика у нас осталась сырьевой.рост ввп за 23 года ниже общемирового. Мы критически зависим от всего!

            Мы растрели все приоритеты, за исключением ядерного, спасибо ссср и за то что прогресс там не такой быстрый.

            Зато триллон на сочи потратили! А солдаты теперь за бафенгами ходят на сво!
      2. 0
        7 июля 2023 00:56
        Ну все эти реакторы и ледоколы не совсем коммерческие проекты, эти предприятия ничего не зарабатывают, только тратят бюджетные, мы понимаем как еще тратят, расхищают большей части. Даже Египту мы строим в кредит под 3%, с началом выплат с 29 года т.е. никогда. Основания полагать, что немалую часть и текущих проектов доведут до приемлемой нет, потому как дефицит бюджета уже второй квартал прет
        1. 0
          7 июля 2023 10:36
          Цитата: Rim Nant
          все эти реакторы и ледоколы не совсем коммерческие проекты

          если подходить с коммерческой точки зрения, то придется вычеркнуть из достижений и почти все советские успехи, да и американские хабблы-апполоны то же - не коммерческие совсем.

          возвращаясь к - для РФ освоение сев. мор пути становится более чем актуально в плане экономики.
          И тут нужны и ледоколы, и плавучие АЭС ( у нас их то же освоили), и технологии СПГ, и газовозы/танкеры.
          Можно сколько угодно говорить, что российский танкер вдвое дороже корейского, но корейский нам уже просто не продадут.

          АЭС с ВВЭР-1200 - во первых, их активно строят в самой РФ.
          Ленинградская, Нововоронежская (это то, что введено).
          За рубежом - пробуем схему строй-владей-эксплуатируй.
          не гарантированно, что получится, но мы "хотя бы попытались".
          Китай платит нормально.

          какие нить Иволги - так и вовсе более чем нужно/актуально.
          И экспортный потенциал у них то же есть, во всяком случае тендер в Индии ТрансМашХолдинг выиграл.

          Цитата: Rim Nant
          дефицит бюджета

          из той же серии, что и размер американского госдолга.
          1. 0
            7 июля 2023 15:11
            я имел ввиду в контексте статьи это раз, два у нас очень печальный опыт бюджетных вливаний в такого рода проекты. Все они жизненеустойчивые, пока продается нефть, есть другие пути вливаний, они конечно может не слишком громкие и более долгосрочные, но их даже не начинают. Например помощь малому и среднему бизнесу...
            1. 0
              7 июля 2023 16:28
              Цитата: Rim Nant
              есть другие пути вливаний, они конечно может не слишком громкие и более долгосрочные, но их даже не начинают.

              Разумеется есть и другие пути вливаний.
              Все что связано с добычей, переработкой и транспортировкой природных ресурсов, а последнее время - еще и с/х. Все это стараются делать больше полуфабрикатов, чем сырья, на все это навешивают обременения в виде использования российского оборудования и компонентов, где только возможно, и своим чередом дело идет.

              Капиталоемкость - зашкаливает.
              Вот мы тут обсуждаем Ту-204, на развитие которого выделили сурьезные деньги, 40 млрд, все такое.
              На этом фоне, вот прям сегодня, тихо мирно вышел на промышленную мощность Томинский ГОК, который и в режиме пусконаладки - заплатил за 2022 год одних налогов 20 млрд р.
              Это кто то обсуждает?
              1. 0
                7 июля 2023 17:19
                Сергей Маржецкий
                откачивает огромное количество воды, что привело этим летом к резкому снижению уровня водохранилища и перебоям в водоснабжении моего района.
                об этом по ТВ не расскажут, верно? насчет налогов, ГОК зарегистрирован на кипрском офшоре

                Об этом событии вообще по ТВ не рассказывали. Новость на "металлинфо" и в местных СМИ.

                Что до воды - вот не один ГОК в этом виноват.
                https://mgorsk.ru/text/ecology/2023/06/05/72362543/

                Про Кипр:
                Руcская медная компания ( владеет ГОКом):

                Данные госрегистрации: №1046603513450 от 19.07.2004, ИМНС России по Кировскому Району г. Екатеринбурга
                Юридический адрес: 620075, Свердловская обл, г.о. город Екатеринбург, г Екатеринбург, ул Горького, стр. 57

                какая то надстройка, зарегистрированная на Кипре, действительно есть, но это не снимает обязанность платить налоги с тех подразделений, которые находятся в РФ.
  3. +8
    6 июля 2023 17:30
    Самолет Ту-214/204 выпускается только благодаря настойчивости Казани. Спасибо казанцам. В другом месте компрадорская власть РФ не допустила бы выпуск Ту-214/204. Лайнер Ту-214/204 находится в нише средне-дальнемагистральный. МС-21 с Ту-214/204 конкурировать не может, МС-21 придётся модернизировать. Серийный выпуск МС-21 следует ожидать в 2035 году. Санкции будут, не менее лет 15. Надо делать 25 бортов Ту-214/204 в год, насытить гражданскую, военную, МЧС авиацию. Расширить производство, построить новые цеха в Казани. Будет у власти желание, будут самолёты.
  4. -3
    6 июля 2023 18:00
    Они нулевые, эти перспективы. у Ту-204см возможно они есть, минимальные. А вот ту-204/214 это мимо.
  5. +1
    6 июля 2023 19:32
    По большинству пунктов с автором согласен, многое перекликается с моими соображениями и выводами. И отличная идея закорефаниться с Ираном. Также можно попробовать подключить Белоруссию. Иран, если что, поглотит избыточные объемы производства Тушки, если таковые случатся по итогу всего процесса и-замещения
  6. +1
    6 июля 2023 19:36
    И, кстати, ещё один момент - Тушка сейчас является неким аналогом китайского С919, который тоже весь "люминиевый", простой, с обычными двигателями, но недорогой, вследствие чего ему небезосновательно прочат заказы для многих небогатых азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Если наши пустят в серию ПС-90А3, то Ту, при нормальных темпах производства сможет составить определенную конкуренцию С919 на небогатых авиа-рынках
    1. 0
      6 июля 2023 20:01
      главное при запуске производства ТУ, предусмотрено дальнейшее развитие и модернизация, при серийном изготовлении появляются деньги и новые решения те можно рассчитывать, что через десяток лет самолет не превратиться в реликт
  7. 0
    6 июля 2023 21:41
    А что мешает на Ту-214 поставить двигатель ПД-14 ... ничего.
    А что мешает сделать крыло и хвостовое оперение к Ту-214 из композитного волокна как и у МС-21 - ничего.
    Думаю, если производство Ту-214 возобновится, то через несколько лет так и будет.
    1. 0
      6 июля 2023 23:49
      В теории-то ничего не мешает, но есть несколько практических "но": во-1ых, ПД-14 поначалу явно не будет столько, чтобы их ставить ещё и на Ту-20/14 - они все будут уходить на МС-21, а при возможном запуске производства ПС-90А3 вообще мало смысла в том, чтобы отвлекать "Пермские моторы" от моторизации более современного уже сейчас МС-21. Во-2ых, ставить такие дорогие обновы, как черное крыло и хвост на Ту можно будет только после того, как (и если) он займёт свою устойчивую и многочисленную нишу на рынке, что оправдает эти дорогие вложения в модернизацию, тем более что наше производство композитов в первые годы тоже будет занято обслуживанием более современного МС-21.

      Поэтому пока для Ту это неактуально, для него гораздо важнее запуститься в серийное производство "как есть", с какими-то минимальными модернизациями типа постановки в серию того же ПС-90А3, с максимально дешевой ценой, чтобы найти заказчиков не только в РФ, но и среди желающих небогатых стран, чтобы конкурировать там с С919 - это реальная задача, хотя даже в таком виде это потребует вложений, ибо у Туполева плохо с обслуживанием и своевременными поставками запчастей, так что надо будет и в это вложиться (желательно совместно и на базе создаваемой сети для обслуживания МС-21, которая, в свою очередь, должна также и ССДж-Нью тоже уметь обслуживать, у которого тоже проблемы по этой части, хоть их и решают потихоньку).
  8. +2
    7 июля 2023 04:39
    Лебедев, до того, как на него наехали и "попросили", владел 10ю штуками. И хотел купить еще больше. Но...он писал, что каждый самолет отличался от предыдущего и техникам приходилось искать разные компоненты, т.к. в тех документации ничего про это не было. Ремонт и ТО - УЖАС крупными буквами. Ну и межсервисный пролет - намного меньше среднего на рынке. Вот поэтому и 30, а не 50 или 100...
  9. +3
    7 июля 2023 14:48
    Я еще помню того момента, когда увидел Ту-214 и Ту-314 вживую в лихие 90-х годов. Это просто трудно описать, насколько они были совершены и изящны по своей красоте. Оба названные машины были готовы для полноценные замены устаревших авиапарка из семейств Ту-134 и Ту-154.
    И самое главное, Ту-154БМ - производил Куйбышевский авиазавод (т.е. Самарский), где и производил Ту-95 (Медведь). Но к сожалению, из-за предательства и недальновидности министров и губернаторов - завод почил в бозе.
    Казанский авиазавод работает просто на пределе своих возможностей - нехватает как площадей и так квалифицированных специалистов всех уровней.
    Я не обвиняю автора Сергея Маржецкого, а просто добавляю тот факт, которые были случаи в среде авиапрома.
    Что касается МС-21 - это проект маргиналов, которые хотят всеми путями, затмить славу советской школы авиапрома. Увы, жизнь показывает, эти либералы, сами не замечают того, что идут по пути Сталинской системы экономики - от НЭПА до Экономики 5-летки.
    Я готов получать от злобных и не далеких минусаторов в свой адрес.
    Но жизнь показывает, что без собственного родного производства, нельзя обеспечить надежность во всем.
  10. +1
    7 июля 2023 15:06
    По идее надо бы выпускать и те и другие, создав для этого необходимые мощности. Но в сегодняшней организации экономики: безответственности и безнаказанности - такие задачи не решаются, так и будем по 3-5 самолетов в год делать. Для решения таких задач нужна организация военного времени, когда все для победы, выполнения поставленных задач ,а не получении прибыли и откатов на карманы.
  11. +2
    7 июля 2023 15:33
    Вместо этого они набрасываются на советский лайнер за то, что он-де имеет недостаточно экономичные по европейским нормам двигатели. Право, смешно. Если вдруг кто-то не в курсе, то под иранский заказ были разработаны силовые установки ПД-90А3 со значительно улучшенными характеристиками, которые снимали все подобные претензии.

    Главная претензия к двигателю ПС-90А1, что он разрабатывался с американцами, а потому его поставки в Иран запрещены. Поэтому этот двигатель вероятно просто переименовали в ПС-90А3М, тем более что расход топлива у него 0.6 кг/кгс в час,.т.е. как и у других ПС-90. У двигателя следующего поколения ПД-14 расход 0.55 кг/кгс в час, что приближается к лучшим мировым образцам.
  12. -2
    7 июля 2023 18:46
    Пока наверху заняты проблемами мировой экономики и политики, влиянием на счастливую жизнь россиян педерастов - никаких...Не мешайте...твари...А нагибаться им к таким проблема нельзя - ж лизать набегают толпы...
  13. 0
    8 июля 2023 05:07
    Это показывает наличие предателей русофобов в верхах.