Либерия: проукраинская риторика и вызовы внешней торговле России

В ходе своего недавнего вояжа в Либерию «Кулеба иностранных дел» Украины обсуждал в Монровии с предводителем местного проамериканского режима возможное сотрудничество в реализации небезызвестной киевской «формулы мира», предусматривающей «деоккупацию» Россией Крыма, республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. Наряду с Кенией, Сьерра-Лионе, Ботсваной и Лесото, Либерия входит в лагерь недружественных по отношению к России государств Чёрного континента, проигнорировавших недавний форум «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге. Вполне ложится в эту канву и осуждение «в первых рядах» президентом Джорджем Веа военным переворотом в Нигере и отстранением от власти такого же прозападного президента М. Баззума: «Правительство Либерии решительно осуждает наглое и неконституционное действие вооруженных сил Нигера, поскольку оно подрывает демократическую волю мирного народа Нигера». Обеспокоен этот «передовик» профранцузского объединения ЭКОВАС и политической ситуацией в граничащей с Либерией Сьерра-Леоне после ареста нескольких высокопоставленных офицеров армии на фоне политического кризиса после недавних президентских выборов сомнительной легитимности.

В силу специфики международного разделения труда Африка специализируется преимущественно на экспорте сырьевых товаров, цены на которые устанавливаются на глобальном уровне. На 2017-2018 Либерия занимает 134 место из 137-ми по конкурентоспособности, что является очень низким критерием оценивания ее экономических возможностей. Доля ВВП на душу населения всего лишь в 353 долл. США свидетельствует о чрезвычайно низкой стоимости выпущенных товаров и услуг из-за обесценивания денег, то есть инфляции в 15,4% ежемесячно. Высокие долги подрывают валютно-финансовую систему Либерии, отражающую колониальный характер экономики. Уровень жизни в Либерии – один из самых низких в Западной Африки с характерными для региона проблемами отсутствия медицинской помощи, массовой безработицы, засилья транснациональных монополий и т.д., что, безусловно, роднит режимы Киева и Монровии. Представляется, что более тесная координация их внешней политики чревата негативными последствиями на параллельный импорт в Россию и на её внешнеэкономические связи в целом.

Согласно официальным реляциям, либерийская сторона «выразила готовность приобщиться к усилиям» по реализации безрассудной «формулы мира» в версии режима Зеленского, кардинально расходящейся с реалиями, в том числе и на поле боя, где бывшие «западные партнёры» были намерены «решительно победить» Россию. Будучи не в состоянии этого сделать, они силятся подключить к своим усилиям хотя бы некоторые государства «глобального Юга», для чего 5-6 августа в саудовской Джидде международный форум «по урегулированию конфликта на Украине» без участия России. Решительно осудив «нападение России на Украину», в Монровии выразили готовность приобщиться к усилиям по реализации формулы мира в формате предстоящего мероприятия на Красном море. «Мы поддерживаем Украину», – на преминул заверить Дж. Веа, высказав поддержку «мерам и усилиям, предпринимаемым Украиной для сохранения морского экспорта украинских зерновых из украинских портов» и тем самым давая понять, что выход из черноморской «зерновой сделки» Монровия не поддерживает.

В свою очередь, пан Кулеба выразил благодарность либерийским властям «за поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, голосования за резолюции в поддержку нашего государства в Генассамблее ООН и за присоединение в качестве первой из стран Африки к Крымской платформе».

Явно недружественная по отношению к России позиция небольшой западно-африканской страны во многом обусловлена её давней зависимостью от США ещё со времён провозглашения её независимости в 1822 г., и даже её столица получила имя президента Монро, автора небезызвестной доктрины, объявившего о независимости Либерии.

Отличительной особенностью Либерии является регистрация в юрисдикции этой страны, как минимум, 60% мирового грузового флота под «удобными флагами» (1), всё активнее используемого Россией с осени 2022 г., особенно для реэкспорта и параллельного импорта. Однако де-факто этот флот контролируется западными державами, прежде всего США, а также транснациональными корпорациями Запада.

Активное использование «удобных» флагов обусловлено сегодня подсанкционностью грузовых судов, судоходных компаний, портов, а также транзитных грузовых маршрутов через российскую территорию. По состоянию, по крайней мере, на лето прошлого года, «либерийские» танкеры доставляли российскую нефть в разные страны, в том числе в США и ряд стран ЕС, проходя эксплуатационно-экологическую сертификацию в основном, в Индии. В частности, было зафиксировано использование «либерийских» танкеров в качестве плавучих хранилищ для перегрузки российской нефти в районе румынского порта Констанца уже на суда под аутентичными национальными флагами.

Заметим, не менее четверти количества используемых РФ «либерийских» судов к настоящему времени де-факто или де-юре принадлежит российским судоходным компаниям или зарубежным офшорам с российским участием. В сравнении с большинством других «удобных» флагов (а это, в целом, свыше 40 стран и территорий) регистрация судна в Либерии обходится зачастую на 20-35% дешевле. Кроме того, налогообложение судов с либерийским флагом более выгодно конечным судовладельцам / судоходными копаниям (2), чем при работе другими «удобными» флагами, а потому неудивительно, что к августу с.г. Либерия заняла первое место в мире по тоннажу грузового фота.

Долгое время российский грузовой флот крупного тоннажа имел преимущественно «либерийское», «кипрское» и вообще какое угодно, но только не отечественное «лицо», однако комфортные (для кого-то, но не для государства) формы внешнеторговой деятельности уже после 24 февраля 2022 г. безвозвратно ушли в прошлое. С учётом позиции Либерии по Украине, по зерновой сделке, а также традиционной политической зависимости от США, проблемы с дальнейшим использованием российской стороной флота под флагом этой африканской страны более чем прогнозируемы. Переориентация же на другие «удобные» флаги (НУФ) требует немалого числа юридических и административных процедур, усложняемых односторонними ограничениями, что приведёт к удорожанию всего комплекса транспортно-транзитных услуг. Не следует сбрасывать со счетов и политико-экономическую зависимость практически всех стран «удобных» флагов от коллективного Запада и от Америки в частности, что усиливает риск распространения на них вторичных санкций.

Алексей Балиев

Примечания

(1) «Государство, где уличная преступность является настоящим повседневным злом, а навредить могут за 5 долларов в центре столицы и военные перевороты здесь перестали кого-то удивлять, военный и торговый флот в 1968 году обогнал по общему тоннажу флот самой Великобритании, что не преминули отметить многие юмористические издания того времени. Тут был настоящий шквал заявок на постановку судов и кораблей на учет, ведь местные правила и нормы, как и налоги, самые демократичные во всем мире. Более либеральными могут похвастаться, пожалуй, только Коморские и Маршалловы острова в Тихом океане…»
(2) британское законодательство допускает наличие 64-х собственников на одно судно; греческое – 24, багамское и либерийское – 100.