В обход России: Казахстан — в поисках альтернативных маршрутов экспорта нефти

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) ожидает, что прокачка нефти по его нефтепроводной системе по итогам 2023 года составит 63,5 миллиона тонн, что на 8% превысит показатели 2022 года, следует из заявления генерального директора компании Николая Горбаня. Ранее, в июне, в интервью РИА Новости прогнозировал прокачку нефти по итогам года в объеме 60-61 млн тонн при заявках грузоотправителей на 67 миллионов. При этом прокачка по итогам 2022 года составляла 58,7 млн тонн.

Между тем, со второго полугодия 2023 года тариф на перевалку нефти на нефтеперегонной станции (НПС) им. Касымова вблизи Тенгиза в систему КТК без подогрева нефти повышен до 263,49 тенге/т (0,6 долл. США), ранее – 122,91 тенге, 0,3 долл. США; с подогревом (с ноября по март включительно) – до 320,09 тенге/т (0,7 долл. США), ранее – 128,43 тенге, или 0,3 долл. США.

В 2023 и 2024 годах КТК планирует перекачать по 18 млн тонн нефти с казахстанского месторождения Кашаган, сообщил Н. Горбань 1 сентября в ходе международной конференции, посвященной 30-летию начала морских операций на севере Каспия. Первая партия нефти с Кашагана поступила в трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск в октябре 2016 года. К настоящему времени по системе КТК с данного месторождения перекачано около 90 млн тонн, в том числе в 2022 году – около 12 млн тонн. По информации Консорциума, в 2023 году на всех трёх на выносных причальных устройствах (ВПУ-1, ВПУ-2 и ВПУ-3) проводилось комплексное обслуживание, включая замену плавучих шлангов, гидрокомпенсаторов, морских разрывных соединений и другого оборудования (замена ВПУ запланирована на 2026 год). В 2022 г. КТК отправил около 80% казахстанского экспорта нефти.

Между тем, со второго полугодия 2023 г. тариф на перевалку нефти на нефтеперегонной станции (НПС) им. Касымова вблизи Тенгиза в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) без подогрева нефти повышен до 263,49 тенге/т (0,6 долл. США), ранее – 122,91 тенге, 0,3 долл. США; с подогревом (с ноября по март включительно) – до 320,09 тенге/т (0,7 долл. США), ранее – 128,43 тенге, или 0,3 долл. США.

Тариф на перевалку нефти на НПС Макат в нефтепровод Кенкияк – Атырау теперь составляет 2283,27 тенге ха тонну (5 долл. США) против 1118,1 тенге за тонну (2,5 долл. США). Перевалка экспортной нефти на НПС им. Шманова в нефтепровод Кенкияк – Атырау повышена до 1000 тенге за тонну (2,2 долл. США), ранее – 500 тенге за тонну, т.е. 1,1 долл. США.

Напомним, что трубопровод КТК (1) из Атырау далее следует к нефтетерминалам в Новороссийске и Туапсе. С основной системой российских нефтепроводов (включая экспортный нефтепровод «Дружба») он соединяется в Самарской области.

Таким образом, недавнее повышение тарифов в Казахстане на перекачку нефти распространяется, в основном, на маршруты в Россию и через неё. При этом тарифы по маршрутам на порт Актау и смежный порт Мангышлака (Курык), через которые нефть из Казахстана направляется через Каспий по нефтепроводную систему Баку – Тбилиси – порт Джейхан и к черноморским портам Грузии, остаются прежними.

Ранее, 31 декабря 2022 г. «КазТрансОйл» повысил тариф на транзит российской нефти в Узбекистан – до 27,9 долл. США/тонна с 1 февраля 2023 г. Ранее этот тариф составлял 25,12 долл. за тонну. Иными словами, в Астане не прочь использовать нефтетранзитную зависимость не имеющей границ с другими республиками Центральной Азии от России от Казахстана.

Тем временем, нефтеперевалка через порт Актау на Мангышлаке, по официальным данным, за январь-август с.г. увеличилась на рекордные 58% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, что связано с ростом перевозок к трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. В текущем году через этот средиземноморский порт на турецком побережье будет экспортировано, как минимум, 1,2-1,5 млн. тонн нефти из Казахстана; на 2024 г. этот показатель намечается в 2,2-2,6 млн. тонн, что составляет лишь малую долю от транспортируемых через КТК  объёмов.

Наращиваются также смешанные (железнодорожно-морские) перевозки казахстанской нефти из Актау и соседнего порта Курык через Азербайджан к терминалу в грузинском порту Батуми. Подразделение государственной АО НК «КазМунайГаз» уже приобрело два танкера дедвейтом 8 тыс. тонн каждый (относительно небольшие суда по меркам нефтяной отрасли) для перевозки нефти через Каспийское море, сообщил заместитель министра энергетики Ерлан Аккенженов. По его словам, для работы в Чёрном море планируется приобрести ещё два судна дедвейтом 80 000 тонн каждое — один из наиболее распространенных размеров. Приобретение танкеров для перевозки нефти через Каспийское и Чёрное моря – очередное свидетельство усиленного поиска крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии альтернатив основному экспортному трубопроводу через Россию.

Казахстан планирует расширить производство топлива на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе на юге страны, «эффективно построив там новый нефтеперерабатывающий завод» к 2030 году, заявлял заместитель министра энергетики и природных ресурсов РК Б. Аккенженов, по словам которого, проект удвоит мощность до 12 миллионов тонн нефти в год при ориентировочной стоимости от 5 до 6 млрд. долл. Ещё 500 млн долл. могут быть потрачены на расширение трубопровода до НПЗ. Обсуждается проект расшивки узких мест на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе на западе страны, что могло бы увеличить его мощность на 1 млн тонн.

Кроме того, казахстанский министр энергетики Алмассадам Саткалиев заявил в начале августа с.г., что Казахстан и Азербайджан «планируют запустить транспортировку нефти по трубопроводу Баку – Супса. Стороны обсуждают возможности запуска поставок по этому маршруту». Напомним, две параллельные нитки линии Баку – Супса, принадлежат «Бритиш петролеум», которая не может не участвовать в этих переговорах.

Работа этого маршрута (840 км) была приостановлена в июле 2022 г. в связи с известной ситуацией в Азовско-Черноморском бассейне. По имеющейся информации, пробные поставки нефти с месторождений Западного Каспия на Супсу состоялись в текущем году, на предмет оценки возможности регулярного использования данного маршрута, в том числе, для транспортировки казахстанской нефти.

Как отмечает азербайджанский эксперт по вопросам нефтеэкспортной политики Эмин Гарибли, транзит казахстанской нефти в направлении Супсы позволит решить «также проблему разницы в сортах. Наша марка Azeri Light – легкая нефть, а казахстанская более тяжелая, и, если они будут прокачиваться по разным трубам, это будет выгодно и нам, и Казахстану. В целом, по Баку – Супса нужно договориться только по проблемам технического плана». В свою очередь, «Азербайджан заключает сегодня договоры о транспортировке многих товаров через Казахстан и нашу территорию».

Как отмечалось выше, нефтеперевозочные тарифы на порты Мангышлака остаются прежними, в отличие от тарифов на казахстанских маршрутах к трубопроводам и портам России. Кроме того, транзитно-тарифные льготы Казахстану предоставляют Азербайджан, Грузия и Турция. В совокупности все эти факторы показывают, что казахстанская сторона и её некоторые партнеры стимулируют использование нефте-транзитных маршрутов в обход российской территории.

Таким образом, сложно предположить, что упомянутое повышение тарифов в Казахстане через Каспийский трубопроводный консорциум не было согласовано его с руководством. И тогда возникает предположение, что, по крайнее мере, казахстанские и/или западные компании-участницы консорциума прорабатывают планы сворачивания транзита энергоресурсов по направлению к российским черноморским портам.

Алексей Балиев

Примечание

(1) состав КТК (доли в совокупном акционерном капитале): Chevron (США) – 15 %, «ЛукАрко» (Россия) – 12,5 %, «Роснефть – Шелл» (РФ – Нидерланды) – 7,5 %, Mobil (США) – 7,5 %, Agip (Италия) – 2 %, British Gas (Великобритания) – 2 %, «Казахстан Пайплайн» (Казахстан – США) – 1,75 %, Orics (США) – 1,75 %. Доля акций под государственным контролем: РФ – 24 %, Казахстан – 19 %, Оман – 7 %.