Казахстан: экономический шантаж соседей — вместо стратегии

За тридцать лет независимости республика превратилась в несостоявшееся государство

Казахстан перестал пропускать в Кыргызстан российские горюче-смазочные материалы (ГСМ). Это может привести к дефициту на топливном рынке Кыргызстана уже через 20 дней, сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана (АНК). В конце сентября Кыргызстан и Казахстан договорились обеспечить бесперебойную поставку грузов социально-значимого характера, в том числе ГСМ, зерна, масла и сахара. Соответствующий протокол был подписан на межправительственном совете республик, который состоялся 23 сентября в городе Тараз (Казахстан).

Кыргызстан получает львиную долю ГСМ из России транзитом через Казахстан.

В АНК отмечают, что крайне обеспокоены ситуацией, связанной с транзитом ГСМ по железной дороге через Казахстан. С 1 сентября «Казахстан темир жолы» по неизвестным причинам и без официального уведомления перестал согласовывать месячные планы перевозок, а также дополнительные планы перевозок транзитных грузов ГСМ.

«Отечественные нефтетрейдеры совместно с "Кыргыз темир жолу" пытаются самостоятельно решить проблему, однако на сегодня практически все заявленные планы на октябрь отклонены со стороны "Казахстан темир жолы"», — говорится в сообщении.

Как подчеркивают в ассоциации, проблема с транзитом ГСМ по территории Казахстана «может привести к дефициту ГСМ на топливном рынке Кыргызстана уже через 20 дней».

Нарушения соглашения с Киргизией о транзите российских ГСМ не помогло Казахстану насытить внутренний рынок и тогда Минэнерго республики обратилось к России с просьбой увеличить в октябре поставки российского бензина в три раза — с 40 тыс. тонн до 110 тыс. тонн. Причиной увеличившихся потребностей в бензине был назван плановый ремонт Атырауского НПЗ (АНПЗ), запланированный с первых чисел октября и до 3 ноября.

Если Атырауский НПЗ своевременно выйдет из ремонта, то Казахстан сможет самостоятельно справиться с обеспечением внутреннего топливного рынка, говорят чиновники.

Между тем, АНПЗ сообщал, что 13 сентября в 06:45 в результате снижения напряжения в электрической сети компании KEGOC произошла остановка ряда технологических установок завода. С целью предотвращения аварийной ситуации топливная сеть завода была направлена на факельную систему согласно технологическому регламенту. После этого пошел перезапуск установок и наладка режима.

Ранее, в июле 2023 года очередные перебои с электроэнергией привели к остановке Атырауского НПЗ, как сообщила пресс-служба завода. Местные СМИ сообщили также, что в нескольких районах города Атырау нет электричества и воды, так как произошла авария на Мангистауском атомно-энергетическом комбинате.

Остановка Атырауского НПЗ тогда стала «критической точкой для топливного рынка Казахстана», – отметил портал Oilcapital.ru.

 В Казахстане три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НХЗ.

Последний в июле находился на плановом ремонте, Шымкентский НПЗ с 3 по 14 июля был остановлен на внеплановый ремонт установки каталитического риформинга, вырабатывающую бензины.

Атырауский НПЗ должен быть возместить выпадающие объем бензинов, чтобы обеспечить необходимый уровень предложения, но не сог из-за перебоев с электроэнергией.

При этом нефтепеработка в Казахстане обрушилась почти наполовину.

Тогда-то Минэнрего Казахстана и стало прорабатывать вопрос импорта бензина из России.   

Осенью 21021 года года депутатский запрос на имя заместителя премьер-министра Романа Скляра направила фракция Народной партии Казахстана:

«Топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью… Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в "пожарном порядке". При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует… Очевидно, что нет ни объективной картины происходящего, ни достоверного учета реального движения нефтепродуктов, включая фактические объемы экспорта, ни попыток хотя бы среднесрочного прогнозирования. Распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики, и для социального самочувствия. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок…»

Ответ премьера был лаконичен и бессодержателен – мол, сейчас все три НПЗ работают в штатном порядке и дефциита горючего нет.

В свое время все казахстанские НПЗ то приватизировались по весьма непрозрачным и сомнительным схемам, как отмечает Forbes.kz, то возвращались в госуправление. Однако, ни государство, ни частные владельцы практически не вкладывали в нефтепереработку ничего сверх того, что поддерживало текущую деятельность.

«Капиталовложения в НПЗ Казахстана после обретения страной независимости были незначительными по меркам отрасли (в совокупности в период после 2000 и до 2019 года общий объем инвестиций составил всего порядка шести миллиардов долларов США в эквиваленте). Таким образом, ассортимент выпускаемой НПЗ продукции не претерпел существенных изменений и заводы не смогли адаптироваться к меняющейся структуре потребления на внутреннем рынке»,отмечает портал Turan Press.

В результате получается замкнутый круг. НПЗ то останавливаются из-за убитой за годы независимости энергосистемы, то их работа прерывается из-за банального износа оборудования.

Дефицит бензина и авиационного керосина стал в республике перманентным кризисным фактором и наблюдается уже много лет.

«Специфика позиции казахстанских властей в отношении российского горючего наглядно проявилась в 2013 году, когда на несколько месяцев ввоз нефтепродуктов из РФ был резко ограничен под предлогом «защиты местного рынка от затоваривания». До этого Россия поставляла в Казахстан в среднем 160 тыс. тонн в месяц; введенные ограничения предполагали снижение квоты до 94-135 тыс. тонн в месяц, но по факту в июле-сентябре 2013 года поставки упали до 17-34 тыс. тонн в месяц, поскольку в разгар сельхозработ российским переработчикам было выгоднее направить горючее на внутренний рынок.

На самом же деле казахстанские власти тогда сделали ставку на Китай за счет расширения толлинговых операций. С реализацией этой схемы возникли сложности, перед Казахстаном замаячили перспективы серьезного дефицита горючего, и в ноябре 2013 года ограничения на ввоз российского горючего пришлось отменить»,пишет Oilcapital.ru.

В итоге за годы независимости Казахстан пришёл к критической зависимости от поставок российских нефтепродуктов, газа и электроэнергии.

Никаких шансов на то, что он от этой зависимости избавится даже в долгосрочной перспективе нет от слова совсем.

При этом лидер Казахстана клятвенно обещает во время своего визита в Германию соблюдать антироссийские санкции, а местные националисты вновь поднимают голову, возобновляя языковые патрули и преследуя русских и русскоязычных граждан своей страны.

Унылая совокупность всех этих факторов дает все основания назвать Казахстан несостоявшимся государством, которое за три десятка лет так и не смогло создать эффективную экономику и установить социальный мир.

Нельзя же назвать экономической стратегией банальный мелкий шантаж: дайте нам в три раза больше бензина, и тогда мы поделимся им с киргизами.

Провал по все направлениям социальной и экономической политики делает будущее Казахстана весьма проблемным, если не сомнительным.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук