Как Советская власть очистила русскую речь от «ятей»

10 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР своим декретом обязал использовать на территории страны новую орфографию русского языка, избавленную от архаичных и затруднявших массовое образования населения элементов и правил их употребления.

Свести орфографическую реформу в нашей стране к одной-единственной дате довольно затруднительно. 10 октября 1918 года – это лишь день издания соответствующего декрета Советского правительства, подписанного заместителем Наркома просвещения Михаилом Покровским (историк и этнограф, будущий академик) и управляющим делами Совнаркома Владимиром Бонч-Бруевичем.
Документ был опубликован в официальном органе ВЦИК газете «Известия» 13 октября, а спустя день Высший Совет Народного Хозяйства на своём заседании принял дополнительные меры для распространения новой орфографии во всех сферах государственной и экономической жизни. 
Новые правила правописания русского языка начала разрабатывать ещё в 1904 году специальная Орфографическая подкомиссия при Императорской академии наук под председательством видных учёных – сначала Фортунатова, затем, сменившего его Шахматова. В подкомиссию, кстати, входили не только тогдашние либерал-реформаторы, но и, например, откровенные «черносотенцы», радикальные консерваторы.
Официально лингвистическая реформа была начата в мае 1917 года решением Временного правительства, правда, пока для использования лишь в школах. Советская власть в целом продолжила это начинание, подтвердив его декретом за подписью наркома просвещения Луначарского 23 декабря 1917 г. 
Впрочем, последний декрет большинством даже официальных партийных и государственных газет был воспринят больше в рекомендательном духе, отчего Совнарком в октябре 1918 г. и был вынужден подкрепить прежнюю линию на реформу языка более обязывающими формулировками, касающимися уже не только газет, но и всего официального документооборота.

Сам Декрет от 10 октября 1918 года относительно небольшой и в преамбуле так декларирует главную цель реформы: «В целях облегчения широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школ от непроизводительного труда при изучении правописания».

Второй раздел Декрета особо отмечал недопустимость насильственного переучивания учащихся в школах.
«1. Реформа правописания вводится постепенно, начиная с младшей группы 1-й ступени единой школы.
2. При проведении реформы не допускается принудительное переучивание тех, кто уже усвоил правила прежнего правописания.
3. Для всех учащихся и вновь поступающих остаются в силе лишь те требования правописания, которые являются общими для прежнего и для нового правописания, и ошибками считаются лишь нарушения этих правил». 

Декрет содержал лаконичное изложение сути лингвистической реформы:
«1. Исключить букву «ять», с последовательной заменой её через Е.
2. Исключить букву «фита», с заменой её через Ф.
3. Исключить букву Ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохранить её в середине слов, в значении отделительного знака.
4. Исключить букву I, с заменой её через И.
5. Писать приставки из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через – перед гласными и звонкими согласными с З, но заменять З буквой С перед глухими согласными, в том числе и перед С.
6. Писать в родительном падеже прилагательных, причастий и местоимений -ОГО, -ЕГО вместо -АГО, -ЯГО.
7. Писать в именительном и винительном падеже женского и среднего рода множественного числа прилагательных, причастий и местоимений -ЫЕ, -ИЕ вместо -ЫЯ, -IЯ.
8. Писать ОНИ вместо ОН через «ять» в именительном падеже множественного числа женского рода.
9. Писать в женском роде ОДНИ, ОДНИХ, ОДНИМИ вместо ОДН*, ОДН*ХЪ, ОДН*МИ. (звёздочка использована вместо «ять»)
10. Писать в родительном падеже единственного числа местоимения личного женского рода ЕЕ вместо ЕЯ.
11. При переносе слов ограничиваться следующими правилами: согласная (одна или последняя в группе согласных) непосредственно перед гласной не должна быть отделена от этой гласной, равным образом группа согласных в начале слов не отделяется от гласной. Буква И перед согласной не должна быть отделяема от предшествующей гласной. Также конечная согласная, конечная Й и группа согласных в конце слов не могут быть отделяемы от предшествующей гласной. При переносе слов, имеющих приставки, нельзя переносить в следующую строку согласную в конце приставки, если эта согласная перед согласной».

Важно отметить, что широкое распространение начального образования в целях ликвидации массовой безграмотности серьёзно осложнилось бы при сохранении массы утяжеляющих изучение языка архаичных правил.
Запрос на лингвистическую реформу шёл отнюдь не только от реально мыслящих чиновников и академиков. Потребность в изменениях языкового ощущалась и в среде народных учителей, большинство из которых вынужденно мирились с необходимостью вдалбливать в головы ученикам всю эту архаику.
Уже в начале ХХ века с проектом реформы выступили два ведущих педагогических общества – Московское и Казанское.
А, например, на Первом всероссийском съезде учителей, состоявшемся в январе 1914 года, один из докладчиков в сердцах заявил с трибуны о том, что буква «ять» «висит проклятием над школой» и «сушит мозги учащимся».

.

Некоторые попытки провести орфографическую реформу до революции так и остались на уровне благих намерений. По-настоящему фундаментально решили вопрос только большевики. Радикальное облегчение изучения грамматики родного языка внесло весомый вклад в быстрое и массовое повышение образовательного уровня населения страны. В конечном счете, это позволило ликвидировать катастрофическое отставание СССР в квалифицированных кадрах и совершить гигантский предвоенный скачок промышленного производства в небывалые в истории 6,5 раз всего за 12 лет.
Но, конечно, недовольные языковой реформой тоже были. Прежде всего – из числа бывших и активных участников Белогвардейского движения, а также из числа антисоветски настроенной интеллигенции. 

Реформа правописания русского языка, освободившая его от отживших и ненужных правил и букв, завершённая декретом Совнаркома РСФРС 10 октября 1918 года, доказала свою жизнеспособность и практичность уже более чем столетним успешным применением.

5
1
Средняя оценка: 3.33333
Проголосовало: 39