На каких двигателях будут летать ставшие чисто китайскими лайнеры CR929

10
На каких двигателях будут летать ставшие чисто китайскими лайнеры CR929

Любопытные новости пришли из Китая. Приняв к сведению заявление господина Мантурова о том, что российский сверхмощный авиадвигатель ПД-35 появится не раньше 2030 года, а может, и вообще не появится, а вместо него будет менее мощный ПД-26, наши партнеры из Поднебесной не спешат ставить крест на проекте широкофюзеляжного пассажирского лайнера CR929. На что же рассчитывают в Пекине?

COMAC Wide-Body


Минувшим летом на прошедшем в Париже авиасалоне китайский авиационный концерн COMAC представил проект дальнемагистрального самолета COMAC Wide-Body. Согласно описанию, перспективный широкофюзеляжный лайнер из КНР может вместить от 280 до 320 пассажиров и имеет дальность полета до 12 000 километров (6479 морских миль, 7456 миль). Внешне китайский самолет ничем не отличается от совместного российско-китайского проекта дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929.



Собственно говоря, это именно он и есть, что подтверждает описание на веб-сайте COMAC: «Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет CR929 представляет собой двухфюзеляжный гражданский самолет, совместно разработанный Китаем и Россией». Вот только прежнее название CR929 теперь заменено на слова «широкофюзеляжный Comac». И кто бы мог подумать, что этим и закончится российско-китайское сотрудничество по совместной разработке перспективного самолета?

Вообще-то, эти вопросом мы задались еще в публикации от 1 сентября 2019 года под говорящим заголовком «Что, если Китай "кинет" Россию с лайнером CR929?». Уже тогда возникли неприятные предчувствия, когда в прессу утекла информация о том, что китайские партнеры хотят развести продажи: производимый в КНР CR929 продавать на своем внутреннем рынке отдельно, а российским партнерам предоставить право продвигать CR929 отечественной сборки самостоятельно. Будет уместно воспользоваться самоцитированием:

Документация на лайнер – это хорошо, крылья – тоже, но это, пожалуй, все, что будет на руках, если КНР вдруг решит пойти далее своим путем. Крылья они и сами сделают, если понадобится, даже запретить поставки им авиадвигателей мы не можем, поскольку у нас ПД-35 банально нет в наличии. Кстати, а сами китайцы уже и в «Мотор Сич» зашли. Что Россия будет делать, если Пекин перестанет нуждаться в ее услугах?

Прошло четыре года, но ПД-35 у нас до сих пор на руках нет и в обозримом будущем не предвидится. Зато РФ находится под колоссальным количеством экономических санкций, что резко понизило ее международный статус как партнера для столь значимого для Поднебесной авиастроительного проекта. Поскольку техническую документацию на широкофюзеляжный самолет китайцы уже давно получили, без особых последствий для себя они могли сделать ряд шагов в сторону от российской ОАК.

В частности, уже в 2022 году, после начала СВО на Украине, функционеры от отечественной авиастроительной отрасли сделали ряд заявлений о том, что совместный проект движется не в том направлении, в каком хотелось бы и формат нашего участия в нем должен быть актуализирован. Очевидно, это напрямую связано с западными рестрикциями, а также отставанием от графика по разработке ПД-35. Из сказанного чиновниками можно сделать вывод, что полностью прекращать участие в проекте ОАК не хотела бы, желая сохранить хотя бы возможность поставлять композитные крылья и другие элементы планера для самолета.

Конструктор


И вот в Париже презентован уже не российско-китайский CR929, а китайский широкофюзеляжный лайнер COMAC Wide-Body, он же C929, из которого куда-то пропала буковка R, обозначавшая российское участие. А вот дальше начинается главная интрига. На каких же двигателях будет летать китайский дальнемагистральный самолет?

Как известно, в прежние мирные времена в качестве главных возможных поставщиков рассматривались корпорации Rolls-Royce или General Electric. Претензий к качеству их продукции нет, вот только есть проблемы чисто политического характера. Печальный опыт России показал, насколько опасна критическая зависимость от западных комплектующих. По щелчку пальцев из Вашингтона Boeing и Airbus было запрещено продавать в нашу страну новые авиалайнеры и обслуживать уже приобретенные. Параллельно с этим были наложены санкции на поставку комплектующих для как бы российских лайнеров «Суперджет-100» и МС-21. Едва ли есть необходимость повторяться в очередной раз, какие проблемы это создало. Неужели китайцы готовы прыгнуть на те же грабли, рискуя остаться с готовым COMAC Wide-Body, но без двигателей?

Известно, что в КНР разрабатывается собственный сверхмощный газотурбинный двигатель для CR929 под рабочим названием AEF3500. Вот только это задача исключительной сложности, которую невозможно решить быстро, не имея ни опыта, ни соответствующих компетенций. Тогда на что же рассчитывают в Пекине? Неужели они хотят поиграть в «русскую рулетку», используя продукцию американских или западноевропейских партнеров? Возможно, что запасной план у них все-таки есть.

Можно вспомнить про совместный китайско-украинский проект по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-38. В качестве основы для них использовались турбореактивные двигатели Д-18Т от «Мотор Сич», которыми оснащаются такие крупные транспортные самолеты, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія». В трехроторной конфигурации двигатель АИ-38 должен был выдавать тягу в 30-34 тонн, а производить его предполагалось в китайском Чунцине на совместном китайско-украинском предприятии. Не секрет, что Китай рассматривал Украину «как сокровищницу, технологический и кадровый резерв», и с 1991 года началось активное привлечение кадров с Незалежной. Издание Sohu по этому поводу писало так:

С тех пор каждый год приезжают украинские специалисты, чтобы присоединиться к промышленному строительству и даже поселиться в Китае.

После Майдана КНР даже предприняла попытку поглотить «Мотор Сич», увидев уникальное окно возможностей. Вот только в последний момент вмешались сильно испугавшиеся американцы, и китайцев самих в кои-то веки «кинули». Тем не менее предметное сотрудничество с украинскими специалистами велось, и едва ли их надо было подвергать китайским пыткам, чтобы они помогли с разработкой силовой установки.

Будет ли COMAC Wide-Body вместо российского ПД-35 и западных двигателей летать с чем-то похожим на АИ-38? Через несколько лет увидим.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    31 октября 2023 16:33
    вперед, чина, мастерская мира !
  2. +7
    31 октября 2023 17:56
    Если убрать воду и недоговорки, , то похоже, наш авиапром опять не потянул. (косвенно подтверждается и сдвиганием сроков отечественного выпуска).
    Обещанные сроки сильно сорваны.
    Двигателя, обещанного для лайнера , нет.
    Композитных крыльев, обещанных для лайнера, судя по всему, тоже нет. (последнее сообщение о первом прототипе для обдувки - весной)
    Чиновники наши , помнится, заявляли ,что "такого количества не нужно" (недословно)
    По Вики - в сентябре 2022 "академик Китайской инженерной академии У Гуанхуэй сообщил, что началось эскизное проектирование самолёта CR929" - эскизы вместо обещанного первого полета...
    Возможно , китайцы плюнули , и начали перепроектировать все сами...
  3. -2
    31 октября 2023 18:08
    Rolls Royse.Считаются лучшие в мире .
  4. +9
    31 октября 2023 18:24
    Китай создаёт широкофюзеляжный самолёт, в РФ, как всегда, обещают много, показывают макеты и "пилят" выделенные средства с регулярным переносом вправо все срока... В КНР рсхитителей сажают за решётку, в РФ расхитителей отпускают за рубеж с награбленным... Два разных подхода и два разных результата.
  5. +6
    31 октября 2023 20:37
    Хочешь загубить дело - поручи его эффективным российским менеджерам.
  6. +3
    31 октября 2023 22:16
    Ходят слухи,если нашим эффективным менеджерам дать в руки бутылку с водой,она автоматически превратиться в кучу фекалий.
  7. +3
    1 ноября 2023 07:40
    у нас уже есть пример - китайцы хотели закупить у нас Бе-200, но...., наши как частенько бывает обгадились, мы до сих себя этими самолетами обеспечить в должной мере не можем, и китайцы сделали свой самолет амфибию, да несколько не такой, но примерно с теми же характеристиками. Так что построят китайцы свой широкофюзеляжник и вопрос по движкам добьют так или иначе.... hi
  8. 0
    1 ноября 2023 08:31
    Под шумок тотальных разрушений в Газе просто должно перестать существовать предприятие "Мотор Сич". Дёшево и сердито, война всё спишет...
  9. +2
    1 ноября 2023 11:20
    На ПД шевеление муравейника, даже построили шикарнейший техникум с экспозицией разных двигателей... А кадры где? Для чего это? У меня средний всё задачи по математике и физике берет только ёрзанием на стуле. Ничего не видит дальше классических решений - такая она наша сегодняшняя школа. Нет инициативы. Карается бумагой и директивой.
  10. 0
    1 декабря 2023 19:11
    Что-нибудь своё смастерят. Технологий со всего мира они натырили более чем достаточно, свои моторы для скопированных сушек уже делают, ресурс увеличили, насколько я помню.
    Изначально так себе идея верить китайцам. Вообще, я давно заметил, руководство России в каком уже поколении любит разгуливать по полям, усеянным граблями.
    Туда сунемся - нас кинут. Туда сунемся - та же фигня. С теми посотрудничаем - ни с чем останемся, да ещё и технологии у нас потырят.
    А с самими сабими (с) не пробовали поработать? Неее, наши уж точно кинут, а бабло за бугор выведут.
    Нууу эээ кагбэээ вот.