БАМ будет однопуткой или двухпуткой?

К 110-летию со дня рождения Константина Владимировича Мохортова, первого начальника ГлавБАМстроя – заместителя министра транспортного строительства СССР. Он – Герой Социалистического труда, награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени и орденом «Знак Почета».

Бам будет однопуткой или двухпуткой? На этот вопрос Константин Мохортов ответил иностранным журналистам шуткой. Но он не шутил, когда назвал дату будущей стыковки рельсов Байкало-Амурской магистрали.

МЫ ДОЛЖНЫ «ОСЕДЛАТЬ» ТРАССУ БАМА

Среди многих историй, связанных с его именем, самой популярной стала такая. В 1976 году на БАМ впервые приехали иностранные журналисты. Мы с ними совершили поездку с массой приключений по трассе строящейся магистрали. А потом они встретились с начальником стройки, седовласым импозантным человеком. И там был задан вопрос: 
– Скажите: БАМ будет однопуткой или двухпуткой?
 Константин Владимирович Мохортов пошутил в ответ: 
– Как вы знаете, строительные работы на БАМе ведутся с двух сторон – с запада и востока. Если строители встретятся, будет однопутка, а если разойдутся – будет двухпутка…
Гости рассмеялись, оценив юмор. 
Обаяние личности, наверное, было не последним аргументом при выборе на должность начальника ГлавБАМстроя этого уже немолодого человека. А главное, у него был огромный опыт: он руководил Главным управлением промышленного строительства МПС СССР, а в Минтрансстрое – главком железнодорожного строительства Поволжья и Юга и Главстройпромом.
Словом, Константин Владимирович был человеком мудрым, многоопытным, да еще и хорошим дипломатом. Это тоже не лишнее качество. На БАМе предстояло «наводить мосты» с руководителями регионов, по территории которых прокладывалась магистраль, решать непростые вопросы с союзными министерствами и ведомствами. И тут дипломатия тонкая требовалась. А Мохортов владел ею, как никто другой.
На БАМ он привез команду строителей высочайшего класса. Его первым заместителем стал Владислав Федорович Сакун, хорошо знавший специфику строительства железных дорог на Урале, в Забайкалье и Сибири. А главным инженером – Игорь Сергеевич Розанов, один из авторов комплексного проекта БАМа. Заместителем начальника главка стал и Георгий Маркович Левин, изучивший «азбуку» снабжения, как говорится, от «а» до «я». Дорогу не построишь без нормального снабжения – нужно было каждый день обеспечивать всем необходимым десятки тысяч людей и фронт строительства, растянувшийся на тысячу километров. Вся страна отправляла на БАМ материалы, оборудование, товары первой необходимости. Но все это надо было доставить в такие места, куда и дорог-то нормальных не было.
В главном штабе стройки знали, что делали. Помню, я задала Розанову вопрос:
– Зачем вы отправляете людей в десанты в самые суровые морозы? 
– Наша задача: как можно быстрее «оседлать» всю трассу БАМа, – ответил Игорь Сергеевич. – А это можно сделать только зимой, летом до многих точек по мари и тайге не добраться…
И он, увлекшись, еще долго рассказывал мне о стратегии строительства магистрали и о том, какие направления будут решающими. Не скрывал и острых проблем – он предвидел, что самым «крепким орешком» для строителей будет 15-километровый Северомуйский тоннель. Так оно и случилось: из-за множества тектонических разломов и подземных рек строительство его затянулось более чем на четверть века.
Да и прямо скажем: весь проект Байкало-Амурской магистрали был уравнением со многими неизвестными. Одно из них – кадры…

ШПАЛЫ ИЗ РЕЗЕРВА МИНИСТРА

На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Один за другим поехали на Дальний Восток комсомольские отряды. 
Начальник ГлавБАМстроя видел в этом и «плюсы», и «минусы». «Плюсом» было то, что ехали энтузиасты, которые хотели проверить себя в большом деле. А «минусом» – отсутствие у большинства строительных специальностей. Но он делал ставку на сплав энтузиазма молодежи и опыта кадровых транспортных строителей, за плечами которых были легендарные стройки Абакан-Тайшет и Хребтовая – Усть-Илимская. И его ставка оправдалась. 
Первый ударный комсомольский отряд в Москве еще только формировался, а к его приезду уже готовились. Ребята ехали на БАМ, думая, что жить будут в палатках. А их встретили уютные комнатки в новых щитовых общежитиях в Тындинском, где заботливые руки повесили занавески, заправили постели и даже приготовили домашние тапочки.
– Как будто домой попали! – удивлялись ребята. Если бы Константин Владимирович это услышал, то порадовался бы (на то и рассчитывали, чтобы с первой минуты на БАМе ребята чувствовали себя дома). С первых минут шефство над ними взяли кадровые строители Минтрансстроя. Это они позаботились о прибывших.
В поселках на трассе будущей магистрали появились учебные комбинаты. Парни и девчонки сели за парты учиться строительным специальностям. А для тех, кто должен был работать на импортной технике, открыли особые курсы. Вот так и готовили «армию» строителей для наступления. В пиковые годы она достигала 120 тысяч человек!
Двери кабинета начальника главка были всегда открыты для посланцев комсомола. Кстати, в лице Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Мохортов обрел хорошего помощника. Те вопросы, которые не утрясались обычным путем, легко решались с помощью комсомола.
Так было, когда закупили в Германии для БАМа 10 тысяч «Магирусов» (на валюту, вырученную от продажи южно-якутского угля, для вывоза на экспорт которого была в рекордно короткие сроки построена железнодорожная линия Бамовская-Тында-Беркакит). Но в Минтрансстрое решили, что хватит бамовцам и тысячи, остальные пойдут на другие стройки. Начальник Штаба Валентин Сущевич немедленно вылетел в Москву, и после разговора в ЦК ВЛКСМ бамовцам отдали все немецкие самосвалы, не говоря уже о японской технике.
Стоит вспомнить и другую ситуацию – когда под угрозой срыва оказались сроки прихода первого поезда в Хани. Причина банальна: шпалы на звеносборке кончились. Для укладки до Хани не хватало их 30 тысяч штук. И никто не мог ничего сделать: главк, увы, исчерпал свои лимиты (их утверждал Госплан, а с ним бодаться было бесполезно). И тогда к Министру путей сообщения СССР Ивану Павловскому прибыла с БАМа делегация – бригадиры комсомольско-молодежных бригад Виктор Лакомов, Юрий Бочаров и Леонид Казаков во главе с заместителем начальника Штаба ЦК ВЛКСМ Юрием Вербицким. Уж не знаю, какие аргументы они пустили в ход, но министр не смог отказать – шпалы выделил из своего резерва.

ДАТА СТЫКОВКИ ОПРЕДЕЛЕНА

Начальник ГлавБАМстроя не из кабинета наблюдал за тем, что происходит на стройке. Он знал, чем живет и дышит огромный БАМ. Бывал на стройплощадках, в общежитиях, на комсомольских собраниях и даже на свадьбах у молодежи. 
Помню, я приехала в Северобайкальск, чтобы присутствовать при подписании договора на соревнование между бригадами монтеров пути, которые вели укладку пути с запада и востока. Бригадиры попросили меня и моего коллегу из газеты «Молодежь Бурятии» договориться о встрече с Мохортовым – чтобы обсудить с ним свои проблемы.
 В тресте «Нижнеангарсктрансстрой», когда мы туда заявились, шло большое и шумное совещание. Из кабинета то и дело выскакивали взмыленные руководители и, отдав распоряжения, снова исчезали за дверью. Мы обратились к одному из них, но он оборвал нас, не дослушав:
– Вы что, с ума сошли?! Какие встречи?! Видите, не до вас сейчас…
Но мы дождались конца совещания (а оно завершилось около полуночи) и обратились с просьбой о встрече к самому Константину Владимировичу, не очень, впрочем, надеясь на положительный ответ. Видели: нет ни минуты свободной у начальника стройки. 
Поэтому его реакция нас удивила:
– Обязательно встречусь с бригадирами! Будьте все завтра в десять утра в Кичере. Вы найдете, на чем туда приехать?
И встреча состоялась! Именно там, в Кичере, Мохортов назначил дату стыковки рельсов БАМа «29 октября 1984 года». Он сказал об этом руководителям бригад:
– В своем договоре непременно укажите эту дату. Вы должны стать инициаторами сквозного соревнования на БАМе за право уложить последнее «золотое» звено…
Обсудили и проблемы: комсомольско-молодежная бригада монтеров пути Александра Бондаря просила помочь ей создать такой же «бронепоезд», как у соперников. Для этого нужны были вагоны, электростанция и соответствующее оборудование для бани и клуба. Все требуемое было не только отправлено из «резерва главного командования», но и, дабы предупредить хитрость местных снабженцев, передано целевым назначением «бригаде Бондаря».
Решил начальник главка и еще один важный вопрос: бригаде Бондаря не дали перевода в тот СМП, что вел укладку. И ребятам пришлось уволиться со старого места работы. При этом они потеряли все северные надбавки к зарплате. Мохортов тут же приказал начальнику СМП переоформить документы и дать бригаде перевод. Восстановил справедливость.
Что же касается даты стыковки, многие удивлялись: как мог начальник стройки знать, когда произойдет это событие. Правда, с датой он промахнулся немного: стыковка рельсов БАМа состоялась на месяц раньше назначенного срока! Думаю, Мохортов хорошо знал людей, их силы и возможности, а главное – их настрой. Верил, что не подведут.
Вспомнил он как-то мимолетную встречу с молодежью на пути к Беркакиту.
– Ну как, ребята, тяжело вам? Может, дать передышку? – спросил начальник главка.
Парни и рта не успели открыть, как в разговор вмешалась маленькая женщина в белом поварском переднике:
– Еще чего?! Я их кормить не буду, если плохо станут работать!!
– А вы кто такая?
Оказалось, жена бригадира. Специально взяла две недели отпуска и отправилась на укладку кормить парней – чтобы быстрее дошли до Беркакита.
– С таким народом можно делать большие дела, – говорил Константин Владимирович. Там, где иные руководители видели лишь цифры плана – бесконечные кубометры и километры, он видел людей, которые этот план делают. И верил в них.
Рассказывают, как-то в Москве он встретил в Большом театре парней в фирменных зеленых куртках с эмблемой БАМа. Подошел к ним:
– Вы что же – так мало зарабатываете на БАМе, что костюмы хорошие купить не можете?
– Да нет, что вы, можем! Но мы же бамовцы! – в один голос заявили парни. И такая, чувствовалось, их распирала гордость за то, что они с БАМа, что собеседник не выдержал, улыбнулся:
– А своего начальника стройки вы знаете?
– Видеть не видели, но знаем: Константин Владимирович Мохортов.
– Ну давайте знакомиться. Я – Мохортов…

КАК «ЛЕЧИТЬ» ПИЗАНСКУЮ БАШНЮ?

На очередной встрече с иностранными журналистами Константин Владимирович очень увлеченно рассказывал им о стройке, о трудовом героизме молодых строителей и инженерных новшествах, применяемых на БАМе. А когда закончил рассказ, со стула вскочил один из иностранцев:
– Я понял, почему ваш БАМ так быстро строится! Вам повезло: у вас такой молодой руководитель стройки!
И смутился, узнав, что «молодому» начальнику почти семьдесят лет. Вконец растерявшись, сказал:
– Но ведь он так влюблен в свою стройку! ...
Хотел, наверное, сказать, что так любить свое дело могут только молодые. 
Гостей многое удивило на стройке. Так итальянский журналист, побывавший в бригаде Владимира Новика, пожаловался начальнику главка:
– Ваш бригадир, простой рабочий, в тупик меня поставил. Он спросил: а как вы собираетесь «лечить» свою падающую Пизанскую башню? Я не знал, что ответить…
Слушая его, Мохортов улыбался. Он знал, что не так уж просты эти «простые» бамовцы. Видели бы гости репетицию очередного спектакля в бригаде Александра Бондаря в коротких перерывах между укладкой пути или как обсуждают новый фильм о БАМе в бригаде Ивана Варшавского, послушали бы спор о книгах в бригаде Владимира Степанищева. Разве что-нибудь поймешь о БАМе и бамовцах, если этого не знаешь? 
Глядя на своих увлеченных делом, умных ребят, он радовался: хороший растет народ – настоящая бамовская семья. Где еще таких встретишь?

Кладка «золотого звена» БАМа в Куанде

…Самый счастливый миг своей жизни Мохортов пережил в Куанде, когда монтеры пути из бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского уложили последнее «золотое» звено БАМа. После этого посланцы комсомола соединили две половинки символического ключа, которые они увезли с собой в Звездный и Тындинский десять лет назад. Огромный ключ передали начальнику стройки, и он торжествующе поднял его над головой: есть Байкало-Амурская магистраль! Путь поездам открыт!

5
1
Средняя оценка: 3.67213
Проголосовало: 61