Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Демография
23 декабря 2023 21:03

Планы Собянина о продлении метрополитена до Тулы и Твери напугали ученых

Кто будет жить там, откуда люди уехали на метро в один конец?

16716
Планы Собянина о продлении метрополитена до Тулы и Твери напугали ученых
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Материал комментируют:

Метро делает жизнь лучше. Чем больше станций, тем удобней перемещаться людям, тем комфортней пребывание в агломерации. Первым городом в мире, который сделал по-настоящему хорошее метро, был Париж. И туда поехали. Так Париж стал в первой половине прошлого века неформальной столицей мира.

Парижское метро оставалось самым большим на Земле до тех пор, пока в 2023 году не запустили БКЛ в Москве. Теперь уже наше столичное метро обошло все остальные подземки по пассажиропотоку и протяженности.

Оно будет расти и дальше. Под землей в ближайшие два-три года появятся еще как минимум 16 станций. Одна из новых линий свяжет музей-заповедник Архангельское с районом Рублёво, где расположена водозаборная станция, которая поит столицу самой чистой в мире водой. Об этом рассказал мэр Сергей Собянин во время ежегодного отчета перед депутатами Мосгордумы.

Читайте также
Шок-доклад Общественной палаты: рождаемость в стране сократилась в полтора раза Шок-доклад Общественной палаты: рождаемость в стране сократилась в полтора раза Каждая четвертая российская семья хочет иметь троих детей и больше, но при определенных условиях

Новых подземных станций в перспективе будет построено не так уж много — вряд ли больше, чем 40. Метро продолжит расширяться за счет наземных скоростных диаметров. И правда: зачем рыть туннель, чтобы метро дошло до Тулы, Твери, Калуги. Это метро пойдет уже на поверхности.

Жителям столицы станет проще ездить на дачи, которые разбросаны в радиусе 150−200 км от МКАД. Для жителей других городов метро откроет дополнительные перспективы, ведь на наземных скоростных диаметрах поезда будут ходить быстро, со скоростью около 220 км в час. На некоторых участках МЦД уже сейчас поддерживается скорость свыше 180 км в час, и пассажиры этого даже не замечают. Составы движутся плавно.

При таких скоростях от станции метро «Тверь» в одноименном городе до «Тверской» в центре Москвы можно будет доехать за час с копейками. А от Калуги до «Калужской» — еще быстрее. От Тулы до «Тульской» — тоже всего ничего.

И это — огромный плюс. Но такая транспортная доступность может привести к еще большему перекосу в населенности регионов — опустению некоторых территорий в связи с отъездом жителей в столичную агломерацию.

Сколько людей проживает в ней, точно никто не знает. Число тех, кто имеет формальную регистрацию в Москве и области известно. 13,5 млн в столице и около 8,5 млн в Подмосковье. Суммарно — примерно 22 миллиона.

Но если посчитать тех, кто без регистрации, получается вдвое больше: кто-то говорит, что в столичной агломерации проживают 40 миллионов, а кто-то утверждает, что и 45−50.

То, что одна пятая часть населения России (возможно, и четверть, а по другим подсчетам — чуть ли ни треть) проживает в Москве и пригородах — очень серьезная проблема.

Существует государство Уругвай. Там почти все население сосредоточено в одном городе - Монтевидео. Но Россия — другая по площади, и массовый переезд населения в Москву беспокоит аналитиков.

Читайте также
Ёлки за копейки. Раз в году цены на самый ходовой товар диктует покупатель Ёлки за копейки. Раз в году цены на самый ходовой товар диктует покупатель На открывающихся базарах за новогоднее дерево просят слишком много денег — идти за ним лучше накануне праздника

— Когда Москва расширится до Тулы — возникнет вопрос: а как сделать, чтобы из Тулы все в Москву не уехали? Поэтому — то, что Собянин повышает транспортную доступность — прекрасно, это он молодец. Но у каждой монеты есть две стороны, и массовая миграция в Москву — тоже проблема, — сказал «Свободной Прессе» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

«СП»: А когда возникла проблема массового переезда в Москву?

— Я бы напомнил о том, что более 50 лет назад вышло постановление ЦК КПСС (тогда это был главный орган власти в нашей стране — «СП») о недопустимости расширения Москвы. То есть проблема вызрела еще в 70-е годы прошлого века. Понимали, что в связи с массовым переездом в Москву могут оголиться регионы.

«СП»: И для Москвы перенаселенность — тоже не очень хорошо.

— Москва справится. В столичном регионе есть ресурсы, чтобы чуть ли ни всё население государства Россия здесь собрать. Собянин всех разместит. А кто будет жить в регионах Нечерноземья?

Нужно, не нарушая благополучия Москвы, устроить жизнь в России так, чтобы люди ехали не только в Москву, а во все стороны. Нужно поставить вопрос о том, чтобы народ пёр не только в один город.

С точки зрения интересов Москвы и москвичей все правильно делается. Но возникает вопрос: а кто-то об интересах остальных регионов России задумывается? В регионах, окружающих Москву, жизнь хуже, оттуда бегут.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня