Казахстан и Китай развивают транспортно-логистическую инфраструктуру

В минувшем декабре в Абайской области началось строительство новой двухпутной железнодорожной линии Бахты – Аягоз протяжённостью 272 км с выходом на Тачэн (Китай). Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. Проект реализуется в рамках исполнения поручения президента Касым-Жомарта Токаева по повышению транспортно-транзитного потенциала Казахстана. В ходе строительства новой линии планируется открытие третьего пограничного перехода с Китаем Бахты – Чугучак.

df7e6ae6-7ace-405f-9201-d43a93cc2a32.jpg

Сообщается, что новая линия, запустить которую планируется в 2027 году, позволит увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до порядка 48 млн тонн, разгрузить южные пункты пропуска и привлечь дополнительные объемы транзита. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнёрства, предполагает строительство 11 станций, 47 мостов, 23 железнодорожных и 8 автодорожных путепроводов, 5 пешеходных мостов, 16 смотровых сооружений, 85 % инфраструктуры которых обеспечат местные производители.

6e042ba7-b8b8-4270-9769-fe12afb7d424.jpg

«За последние пять лет объем транзитных контейнерных перевозок вырос в 3,2 раза. Расширяются существующие и открываются новые транзитные коридоры. Особую актуальность приобрели Транскаспийский международный транспортный маршрут, "Север-Юг" и Южный коридоры», – рассказал А. Смаилов. В 2022 году по железным дорогам Казахстана был перевезен максимальный за 30 лет независимости объём грузов, который составил 245 млрд тонн / километр. Несмотря на геополитическую обстановку и инфраструктурные ограничения, высокие темпы сохранялись и в 2023 году.

GCLPC9cW0AA-sNW.jpg

На сегодняшний день пропускные и инфраструктурные мощности достигли своего пика. Для решения данного стратегического вопроса было принято решение о реализации ряда инфраструктурных проектов в железнодорожной отрасли. Так, в ноябре 2022 года началось строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты. В 2023 году стартовали работы по новой железной дороге в обход Алматы по линии Дарбаза – Мактаарал. Всего в течение трех лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог. «Все это положительно повлияет на экономику не только области Абай, но и всей страны. Реализация проекта Бахты – Аягоз также ускорит интеграцию железнодорожной сети Казахстана в мировую транспортную систему», – подчеркнул Смаилов. По словам заместителя председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Каната Альмагамбетова, новая ветка позволит нарастить объем экспорта, а также транзит грузов из России в Китай и обратно: «Товары, идущие с области Абай, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей и других, будут проходить по этой ветке. Строительство двухпутной линии – это залог того, что она будет сразу с достаточной пропускной способностью. В целом это будет дополнительный приток транзитных грузов и импульс развитию наших близлежащих территорий».

kitajskaya-panorama-897-21.jpg

Кроме того, в конце декабря на территории международного сухопутного порта в Сиани заработал казахстанский терминал, что стало логическим продолжением инициатив Казахстана по привлечению грузопотоков из Китая. В 2023 году начато строительство терминала в черноморском порту Поти (Грузия), который позволит увеличить потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута.

Ранее, в начале декабря Государственная администрация железных дорог КНР выразила готовность к активному сотрудничеству в вопросах развития интермодальных перевозок морским и железнодорожным транспортом через порт Актау, отметив «высокий транзитный и инвестиционный потенциал этой морской гавани». Евроазиатский же коридор через Актау минует Россию.

Скорее всего, такая инициатива Пекина обусловлена ужесточением западных санкций против РФ: во всяком случае, упомянутое «железнодорожное» заявление КНР совпало по времени с объявлением ЕС о подготовке 12-го пакета санкций против России, вводимого в действие с последней декады декабря с.г.

Во время визита Государственной администрации железных дорог КНР в порт Актау в первой декаде декабря с.г. глава правления АО «НК «АМТП» Абай Турикпенбаев ознакомил гостей с производственной инфраструктурой морского порта, по официальной информации, «как звена Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), с особым вниманием поясняя проект контейнерного терминала в порту Актау».

Как ранее сообщало ИАА «ПортНьюс», строительство контейнерного хаба в морском порту Актау, являющегося частью Каспийского транспортно-логистического узла Казахстана, планируется завершить во втором квартале 2025 года. Запуск объекта, по данным сторон, «позволит активизировать грузоперевозки по ТМТМ и переориентировать (очевидно, с российских транзитных маршрутов – Прим. авт.) часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу».

Напомним, введённый в действие в 2019 г. ТМТМ связывает Китай и страны Центральной Азии с Европой через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию. Морской порт Актау на восточном побережье Каспийского моря, расположенный на пересечении транзитных маршрутов, соединяющих Казахстан, Иран, Азербайджан, Россию и Турцию, обеспечивает перевалку сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Грузооборот Национальной компании «Актауский морской торговый порт» в 2022 году вырос на 9% по сравнению с 2021 г. и превысил 3,8 млн тонн. В 2023 году грузооборот Актау увеличился почти на 15%.

FsYloCOX0AABPHz.jpg

Тем временем, как отмечалось на совещании в правительстве Казахстана по вопросам развития евроазиатского транзита (начало марта с.г.), срок железнодорожно-прохождения транзитных грузов на казахстанском участке ТМТМ по сравнению с прошлым годом уменьшился вдвое – с 12 до 6 дней. Данный показатель планируется довести до 5 дней к началу 2024 года. Срок же доставки грузов из Китая до портов Грузии и Турции на Черном море в рамках ТМТМ сократился с 38-53 до 19-23 дней, а по итогам 2023 года должен достичь 14-18 дней. По данным Министерства транспорта и инфрастркуткр РК, в 2023 г. по ТМТМ перевезено 2 млн 750 тыс. тонн грузов, что на 64% превышает показатель 2022 г.

В ближайшие годы Казахстан планирует расширить мощности мангышлакских (восточно-каспийских) портов: помимо вышеупомянутого Актау, это ещё и Курык, в котором будут построены новый многофункциональный причал и крупный зерно-экспортный терминал, реализуемый совместно с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports. Кроме того, имеются планы транспортировки чистого водорода (!) и аммиака из порта Курык в Европу. Общий объем инвестиций на развитие терминалов порта превысит $200 млн.

К 2030 году казахстанский флот на Каспии пополнят 2030 года 10 нефтеналивных барж, 8 паромов, 6 танкеров и контейнеровоз: в основном это китайские суда. И не позже I квартала 2024 года Казахстан и Китай заключат соглашение, предусматривающее дальнейшее упрощение таможенных процедур и утверждение гарантированных объёмов перевозок по ТМТМ на ближайшую и среднесрочную перспективу. Предполагается, что в дальнейшем к этому комплексному документу присоединятся Азербайджан, Грузия и Турция.

До СВО и санкций главным торговым партнёром России оставалась Европа, и основной поток товаров в РФ направлялся через западные порты РФ в Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. После введения санкций их грузооборот, по сути, рухнул, в то время как логистические цепочки стали переориентироваться на Дальний Восток. Однако инфраструктура оказалась к «развороту» на Восток и на Юг не вполне готовой. С резко возросшей нагрузкой с трудом справлялись порты (например, «пробки» периодически возникают во Владивостоке и Астрахани), дальневосточная и восточносибирская железные дороги, и логистические проблемы полностью не устранены до сих пор, что также стимулируют разговоры о более активном использовании ТМТМ.

Таким образом, если перевозчики из Китая и Европы более активно переключатся на ТМТМ (что они и начали делать), то вернуть их будет весьма непросто.

 Алексей БАЛИЕВ