Как устроены структура госдолга и его управление в государствах ЦА?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Государственный долг играет важную роль в структуре экономик стран ЦА, хотя иногда он становится для них источником проблем. По структуре госдолга и политике в этом направлении страны региона отличаются друг от друга. Об особенностях госдолга стран ЦА читайте в статье Ивана Никонова, Станислава Радионова и Оскара Мухаметова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Как устроены структура госдолга и его управление в государствах ЦА?

Внешний контекст

Тенденция к росту уровня госдолга свойственна почти всем странам. Она обусловлена повышением госрасходов после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг.

Также важную роль в динамике госдолга стран ЦА сыграли такие внешние факторы, как снижение цен на углеводороды, уменьшение денежных переводов мигрантов и рецессия в России в середине 2010-х. В 2015 году странам ЦА пришлось увеличить госдолг для восполнения дефицита госбюджета.

Очередной скачок уровня госдолга практически во всех странах случился в результате антикризисной экономической политики в ходе пандемии. Странам снова пришлось значительно увеличивать уровень госдолга.


Читайте также: Как Центральная Азия занимает и платит по долгам?

Структура госдолга стран ЦА

Казахстан является единственной страной в регионе, у которой внутренний долг больше внешнего. Причем значительный объем внутреннего долга (90,9 %) представляет из себя долгосрочные обязательства. Внешний долг Казахстана приходится на еврооблигации (52,3 %), ценные бумаги на российском рынке (8,4 %), МБРР (19,3 %) и АБР (11,5 %).

С началом реформ Узбекистан ведет активную политику на международном рынке суверенного долга, размещая там государственные облигации. Причем Узбекистан размещает облигации не только номинированные в долларах США. В 2020–2021 гг. Узбекистан выпускал облигации, номинированные в национальной валюте. Опыт Узбекистана в использовании рыночных долговых инструментов довольно высоко оценивается экспертами.

48,7 % внешнего госдолга Узбекистана приходится на международные финансовые институты, такие как АБР, Всемирный банк и Исламский банк развития. Также Узбекистан планирует развивать долгосрочные внутренние долговые инструменты. Пока что основная доля внутреннего долга приходится на краткосрочные обязательства.

В Киргизии внутренние долговые механизмы развиваются быстро. В 2010–2022 гг. доля внутреннего долга повысилась с 6,4 до 20 % от общего госдолга. Крупнейшими внешними кредиторами Киргизии являются Экспортно-импортный банк Китая (39,6 % внешнего долга), АБР, Международная ассоциация развития и МВФ.

Доля внутреннего госдолга от общего в Таджикистане к концу 2022 года составляла 13 %. Основным держателем внутреннего долга является Национальный банк Таджикистана. Актуальные данные по внешнему долгу Таджикистана отсутствуют. По данным 2018 года 64 % внешнего долга республики составляли двухсторонние долги, более 2/3 которых приходились на Экспортно-импортный банк Китая.



Читайте также: Что ждет экономики стран — участниц ЕАБР в ближайшем будущем?

Управление госдолгом в ЦА

В стратегических документах стран ЦА указаны предельные ограничения уровня госдолга. В Казахстане госдолг не должен превышать 27 % ВВП, в Киргизии — 70 %, в Таджикистане и Узбекистане — 60 %.

В целом в регионе довольно слабо развиты бюджетные правила. Они есть в рамках Договора о ЕАЭС (ст. 63 — дефицит госбюджета не более 3 % ВВП и долг сектора госуправления не более 60 %).

Относительно других стран бюджетные правила развиты в Казахстане. Например, прибыль от экспорта нефти сверх указанной цены (каждый год меняется, в 2023 году — 48,9 долл. за баррель) аккумулируется в Национальном фонде. Также долг правительства не должен превышать 25 % ВВП.

В этом важном направлении страны региона развиваются разными темпами, улучшая законодательство и рассматривая изменения в методологии учета долговых обязательств.

Так как основную долю госдолга в странах ЦА составляют внешние долговые обязательства (за исключением Казахстана), они остаются уязвимыми перед лицом валютных рисков. Падение национальной валюты может усугубить положение. Страны региона разными темпами развивают внутренние долговые механизмы, законодательство в области управления госбюджетом и госдолгом, чтобы успешнее управлять этими рисками.


Полную версию статьи «Государственный долг в странах ЦА: риски и подходы к управлению» читайте в журнале «Экономический журнал ВШЭ».

Поделиться: