Памятник Ленину

К 100-летию со дня смерти вождя русской революции, 
основателя РСФСР и СССР
Владимира Ильича Ульянова (Ленина)

«Из меднолающих громадин салют последний даден, даден. Того, кто спас нас, больше нет». – Так писал поэт Сергей Есенин в 1924 году, сто лет назад, отзываясь на смерть Владимира Ильича Ульянова (Ленина), бессменного руководителя советского правительства – Совета народных комиссаров, бессменного, несмотря даже на тяжёлую болезнь сосудов головного мозга, постигшую этого человека в последние годы его жизни. В наше время Ленин стал своего рода козлом отпущения в истории России XX века. На него принято сваливать все шишки и неудачи, присущие именно нынешнему историческому моменту. Неверна экономическая концепция, что избрала наша страна после победы революции в октябре 1917 года? – Виноват Ленин. Разразилась гражданская война в России в начале 1918 года? – Виноват Ленин. Заключён тяжёлый Брестский мир с Германией? – Виноват Ленин. Вновь созданное советское государство СССР было разделено внутренне на союзные республики, имеющие право на выход из состава Союза, что предопределило его распад уже в наши времена? – Виноват Ленин. И так можно до бесконечности перечислять все «вины и ошибки» этого политического деятеля. Но ведь можно взять любого правителя русского государства со времён первого царя России Иоанна Грозного – и у них мы найдём великое множество политических ошибок и откровенных преступлений, совершаемых в процессе их правления нашей великой страной.
Однако, несмотря на это, наша страна под руководством этих правителей неизменно выходила победительницей из всех тяжелейших передряг исторического процесса. Единственным правителем нашей великой державы, не сохранившим страну, доведшим её до фактического распада в 1991 году, был «незабвенный» «ласковый Миша» – Михаил Горбачёв, полностью провальная фигура в политике, откровенный агент влияния коллективного Запада, спровоцировавший под видом «революционной перестройки» процесс распада СССР («процесс пошёл!»), подобравший себе соответствующую команду своих подельников – «прорабов перестройки». Но Россия к моменту прихода Ленина к власти в конце октября 1917 года стояла перед фактом такого же распада, перед фактом неудач на фронте войны с Германией, нарастания внутреннего социального конфликта, подъёма националистических движений на окраинах государства. Это всё непреложные факты, против них не будет возражать ни один историк. И в тот момент нашлась политическая сила – Российская коммунистическая партия (большевиков) во главе с Лениным, которая решительно взяла власть в свои руки в ходе вооружённого переворота 24–25 октября (по старому стилю) в Петрограде. Во главе этой партии стоял Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – так до конца жизни он подписывал свои бумаги, – принявший на себя всю ответственность за дальнейшие судьбы государства Российского. Потом произошли события, всем нам известные, связанные с крупнейшими внутренними потрясениями в России: гражданской войной, отражением иностранной интервенции, голодом, разрухой в экономике страны. Однако 30 декабря 1922 года в Москве в Большом театре на Первом Всесоюзном съезде Советов (Ленин был избран почётным председателем съезда, хотя уже болел) состоялось подписание Союзного договора, по которому создавалось новое великое государство – Союз Советских Социалистических Республик, создавалось по инициативе и под руководством всё того же человека – Владимира Ильича Ульянова (Ленина), обеспечившего таким образом хоть и трудный, но мир в нашей многострадальной стране и перспективу экономического развития.

После этого, уже в марте следующего 1923 года, его постиг тяжёлый мозговой удар, а после почти года болезни он умер. Словно Бог дал ему возможность довести его историческое дело преобразования Российской империи в новое Союзное государство до конца, а после убрал из жизни в его неполные 54 года. Тут стоит задуматься людям верующим – неслучайно всё это произошло, как неслучаен и весь тот путь, приведший к созданию и развитию величайшей страны мира – России, империи, выступавшей почти весь XX век на мировой арене под именем Советский Союз, а теперь Российская Федерация. Можем ли мы, зная всё это, отрицать существование единого исторического процесса в создании российской государственности – единства российской истории, несмотря на смены политических формаций? – Нет, не можем, мы должны принимать историю нашей страны и нашего государства целиком, без существенных разрывов в своём развитии, меняющуюся в различных исторических обстоятельствах, но сохраняющую главную парадигму своего развития на объединение многих народов в единую евразийскую общность. Если посмотреть в глубь истории России, то мы ясно увидим, с чего началась наша страна – с объединения при Рюрике, Олеге Вещем и Святославе славянских и неславянских племён в единое княжество, распростёршееся от Ладоги на севере, до Среднего Днепра на юге, победившее в острой борьбе Хазарский каганат, принявшее византийское христианство. Очень скоро, уже при Великих киевских князьях Владимире Святом и при его сыне Ярославе Мудром, после и при Владимире Мономахе, внуке Ярослава Мудрого, Русь стала величайшим территориально государством Европы. После Владимира Мономаха оно было внутренне поделено между представителями княжеского дома Рюриковичей, но уже существовала и успешно развивалась единая в своём языке, культуре и религии русская народность, которая устояла и под напором азиатских орд Батыя с востока, и крестоносцев римского престола с запада. Святому князю Александру Невскому удалось создать новое направление русского развития – в противостоянии с «коллективным Западом», как сказали бы мы сегодня, и союзе с Востоком. Освободившись от зависимости от Орды при Дмитрии Донском и Иване III (создателе Московского государства) Русь стала бурно распространяться на восток, так как он ей был хорошо знаком за века общения с Ордой, включая в свой состав новые и новые земли – наследие некогда могущественной империи Чингисхана. И закономерно произошло то, что территория бывшей великой империи моголов (так у Карамзина), распавшейся на отдельные улусы, вновь была собрана под единую руку, но уже «белого царя», как называли российского государя на востоке. Не помешала и разность в исповедании веры, ведь на территории России никогда не было религиозного противостояния между исламом и православием – двумя исконно монотеистическими религиями, не то что на Западе, где веками велись кровопролитные религиозные войны и не только с мусульманами, но и между представителями разных конфессий христианской веры.

Дошедшее в своём территориальном развитии в XVII веке до берегов Тихого океана, Российское государство закономерно стало империей при Петре Великом и крупнейшей страной планеты. Оно перехлестнуло и Тихий океан, началось освоение Русской Америки, где русские землепроходцы столкнулись с кондотьерами Запада, истребившими уже почти всё туземное индейское население Америки. Вот он – единый и беспрестанный путь развития России, не прерывавшийся даже внутренними смутами и политическими переворотами. Российская государственность на время ослабевала в этих внутренних смутах – во время крестьянских войн, военных интервенций Запада, во время правления недостаточно умных монархов – всякое бывало, – но парадигма строительства и разрастания России не прерывалась никогда. Крестьянская война Степана Разина не помешала воссоединению России и Украины при царе Алексее Михайловиче и украинском гетмане Богдане Хмельницком. Восстание Кондратия Булавина на Дону не помешало победам Петра Великого. Самая крупная крестьянская война Емельяна Пугачёва в истории России не помешала суворовским, румянцевским и потёмкинским победам, отвоеванию у турок Причерноморья, Крыма и Северного Кавказа, созданию Новороссии, которую мы теперь обрели вновь. Нашествие Наполеона обернулось крупнейшим геостратегическим поражением Запада в борьбе с Россией, русская армия в 1814 году взяла Париж!..
Но именно с этого момента Запад стал использовать против Российской государственности новое оружие – идеологическое, – вносящее смуту и раздор в среду правящего класса России – русское дворянство. Оно, это оружие, было уже хорошо опробовано на самом Западе – в ходе классовых революций и гражданского противостояния в обществе. Заражённые этими идеями русские «просвещённые» дворяне восстали против самой российской имперской государственности, желая убить царя и установить «республику», толком не понимая, а как должно функционировать государство в России, если будет лишено монархической идеи самодержавия? Разбор идей декабристов – первых дворянских революционеров – показывает полную их наивность в этом вопросе. Если бы их идеи были осуществлены, то Российское государство превратилось бы в аморфный конгломерат самоуправляемых территорий и несомненно погибло бы под натиском внешних бурь. Декабристское движение было подавлено, но с тех пор дворянство – правящее сословие в России – всё больше и больше разрыхлялось, коррозировало, всё больше смотрело на Запад и безумно отвергало сильную имперскую государственность в России, считая её «тюрьмой народов». В конце концов империя и рухнула, так как лишилась опоры в самой себе.

Неудивительно, что и Владимир Ульянов был выходцем из дворянской семьи действительного статского советника (чин, соответствующий генерал-майору по Табели о рангах) Ильи Николаевича Ульянова, инспектора народных училищ Симбирской губернии, главы целого учебного округа (сейчас бы он был министром образования областного или республиканского масштаба). Своим трудом и талантом добился Илья Николаевич, сын простого ремесленника из Астрахани, столь высокого положения. У него в жилах текла кровь по отцу русских крепостных крестьян Нижегородской губернии, а по матери – вольных калмыков. Астраханской калмычкой была его мать – отсюда явные восточные черты лица у её детей, особенно у несчастного Александра Ульянова, очень талантливого студента-зоолога Петербургского университета, но погибшего в безумной попытке убить русского царя...
Мать Владимира Ульянова, в девичестве Мария Александровна Бланк, имела в себе еврейские (как принято считать, но тут историки спорят) гены по своему отцу – врачу казанского госпиталя (впрочем, человека православного и дворянина) и шведскую кровь по линии своей матери, дочери шведских переселенцев в Россию. Сочетание генов многих народов часто есть предпосылка к гениальности, и в семействе Ульяновых все дети отлично учились, но посвятили себя делу революционной борьбы за преобразование России. Они были воспитаны на идеях Чернышевского и Герцена, статьях Добролюбова и стихах Некрасова и изначально уже отвергали имперский строй, считая себя «демократами», также как и многие дворяне с гимназическим и университетским образованием тогда. Университетское образование довело старшего брата Ленина Александра Ульянова до участия в террористическом заговоре против царя, закончившемся провалом, но он поплатился за это жизнью весной 1887 года. Молодой Владимир Ульянов не собирался идти по мятежному пути, во всяком случае, нет никаких свидетельств, что, обучаясь в Симбирской гимназии, он высказывал какие-то революционные идеи. После окончания гимназии он собирался поступить на юридический факультет Казанского университета и стать адвокатом, то есть заниматься легальной и уважаемой в империи правозащитной деятельностью – имена известных адвокатов той поры были на устах у всех. Но тот сдвиг в сознании, что произошёл у него после казни старшего брата, которого он горячо любил, направил его мысли по иному пути. Разумеется, он никогда не говорил своей матери тех патетических слов: «Мы пойдём другим путём!» – что записаны были в хрестоматиях коммунистической веры, он весной 1887 года ещё не определился вообще в выборе пути, но первое же знакомство его в Казани с революционными кружками, бытовавшими среди студентов, участие в первых бунтарских студенческих сходках там, определило его путь. Далее он действовал целенаправленно и последовательно, уверенно шёл по возрастающей в иерархии революционного движения в России. Он сдал экстерном экзамены по курсу юридического факультета в Петербурге, занял должность помощника присяжного поверенного (помощника адвоката) и с успехом провёл несколько дел в Самаре. Затем перебрался в столицу империи и здесь уже больше занимался не адвокатурой, а работой в рабочих кружках, вершиной его деятельности там было создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» – тоже своего рода кружка, где рабочих-то было меньшинство, а больше... всё тех же представителей «передового» дворянства и разночинцев.

Я не буду излагать здесь подробно всю биографию Ленина – она хорошо известна, отмечу лишь только один интереснейший факт: Ленин с самого начала своей революционной деятельности придавал исключительное значение вопросам экономического развития России. Первая его крупная теоретическая работа – книга «Развитие капитализма в России» – была посвящена именно этому. То есть Ленин изначально думал и переживал за развитие экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства в нашей, достаточно отсталой от Запада, стране. Он думал о будущем государства, а не действовал как разрушитель, бомбист, террорист, каким был его старший брат, полагавший, что политический террор сам по себе вызовет некие положительные сдвиги в стране, разрушит старый государственный строй, а что будет дальше... дальше начиналась сплошная утопия. Всё как-то само собой должно устроиться, главное, добиться свободы!.. А вот то, что «свобода – это осознанная необходимость», каковую формулу выдвинул его младший брат, до этого террористы-идеалисты не додумывались, им это было неинтересно. Ленин (таковым псевдонимом Владимир Ульянов начал пользоваться с 1900 года) никогда утопистом не был. Если он воспринял экономическое учение Маркса, то воспринял его как науку, а не как прокламацию. Он собирался не только сокрушить монархическое государство в России, а строить новую страну, на иных началах и принципах. Мы сейчас можем говорить, основываясь на опыте всего прошлого века, что эти принципы оказались несостоятельными с экономической точки зрения, что они, эти принципы, действуют хорошо только в условиях мобилизационной экономики, но ведь Ленин и не воспринимал марксизм, как догму, он постоянно вносил в практику социалистического строительства необходимые изменения, отвечая вызовам времени и реалиям политической ситуации. Так он ввёл в России НЭП и вернул в жизнь страны некоторые начала капиталистического строя, заявив, что НЭП – это «всерьёз и надолго». До конца октября 1917 года он был разрушителем, как всякий истовый русский либерал-революционер, возмущался «свинцовыми мерзостями» старого строя, но как только его партия взяла власть в свои руки, он превратился в государственника. Он не сразу, но постепенно и довольно быстро – к концу лета 1918 года, – после вспышек левоэсеровских и белогвардейских мятежей в разных концах страны, утвердил догмой «диктатуру пролетариата», причём диктатуру вооружённую, лишённую всякого либеральничанья по отношению к врагам нового Социалистического отечества.

Именно так, уже в начале 1918 года, в момент наступления германских войск на революционный Петроград, из-под пера Ленина вышел этот лозунг: «Социалистическое отечество в опасности!» И под этот лозунг он собрал вместе для отражения немецкого наступления в т. н. отряды – «завесы» и старых царских генералов, и рабочих-красногвардейцев, и добровольцев (а таких оказалось немало) из частей развалившейся старой царской армии. Так было положено начало Красной Армии уже 23 февраля 1918 года, хотя это была ещё не армия, а ополчение добровольцев-энтузиастов, воодушевлённых идеей спасения Родины. Но главное слово было произнесено: «Отечество!» И произнесено оно было кем? – «Германским шпионом», как вещала о Ленине пропаганда Временного правительства, политиком, разогнавшим демократическое Учредительное собрание, космополитом, желавшим только «мировой» революции – «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». А вот затем-то снова в идеях новых хозяев России, большевиков, появилось это самое «Отечество». «Как радостно билось каждое русское сердце при слове Отечество!» – писал А.С. Пушкин, вспоминая 1812–1814 годы, победу над Наполеоном, «под коим дрожала Европа». Ленин, окончивший с золотой медалью классическую гимназию, не мог не знать этих слов. И вот теперь он снова провозгласил их. И это произошло не случайно: та самая парадигма русской истории, о которой я говорил ранее, начала действовать и при новой власти в России. Началось новое строительство, но уже «красной империи» Ленина. Владимир Ильич Ульянов (Ленин), «враг капитала», как писали о нём, стал основателем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, после стал основателем Союза Советских Социалистических Республик, совершил величайшие, титанические сдвиги в истории нашей страны, оказавшие влияние на историю всего мира – это признано всеми: и его адептами, и его ненавистниками. Его деятельность строилась в общей парадигме русской истории – через бури и смуту к созиданию и прогрессу. 

Разве мы не живём и сейчас его наследием? РСФСР превратилась в Российскую Федерацию, но ведь федеративный принцип, введённый Лениным, остался как способ построения нашего государства. СССР распался, вернее, был распущен командой агентов влияния Запада, но сохранилось «постсоветское пространство», или СНГ, называйте как хотите, но на пространствах бывшего СССР прежние республики его так или иначе взаимодействуют друг с другом, бывает, сотрудничают, бывает, воюют, но не могут в полном смысле жить отдельно друг от друга, и даже та война, что идёт сейчас между Россией и Украиной, – это война «гражданская», как утверждает президент Путин, то есть та война, что шла на территории бывшей Российской империи при Ленине и закончилась... созданием СССР. Сейчас мы повторяем эту историю, только создаём уже на союз, а сильное и единое новое государство – великую Россию, наследницу как Российской империи, так и Советского Союза. Тут кольцо нашей единой истории замкнулось – вновь восстанавливается прежнее единое государство Россия, оно возвращается на свои пути. И в этой новой России такие земли, как Донбасс или Крым, да и вся Новороссия, отвоёванная некогда у турок, не могут быть за её пределами. А Киев – матерь городов русских, как сказано было ещё в IX веке самим Вещим Олегом, основателем первого древнерусского государства, – тоже не может быть вне пределов России. Это всё коренные наши земли, как и Украина издревле была пограничной со степью окраинной русской землёй. А Киев, Чернигов и другие древние города – это была не Украина, а коренная наша Русь.

Ленину предъявляется ныне претензия, что он «подарил» Украинской ССР многие коренные земли нашей Новороссии, те земли, что в начале 1918 года составляли территорию Донецко-Криворожской Советской республики. Она тогда была захвачена германскими войсками и войсками их марионетки гетмана Скоропадского, но после крушения Германской империи в ноябре 1918 года была освобождена советскими войсками. Много раз эти земли переходили из рук в руки в ходе событий гражданской войны, в конце концов Ленин отдал её Радяньской (Советской) Украине. Из чего же исходил здесь Владимир Ильич? Да, как ни странно, из опасения от всё того же украинского национализма, т. н. самостийности. Эти настроения были распространены у значительной части украинской интеллигенции, то есть тех самых потомков польских шляхтичей, которые были приняты в состав российского дворянства по указу императрицы Екатерины, после вхождения украинских земель в состав империи во второй половине XVIII века. Они лелеяли мечту о своей самостийности, но в союзе с Польшей. Влияние их было велико на землях с чисто украинским населением – от Полтавы до Житомира (Львовщина и Волынь остались у Польши после Рижского мирного договора 1920 года). Ленин предполагал, что на этих землях, ставших теперь Украинской ССР, могут возобладать националистические сепаратистские настроения, потому он присоединил к ним всю Новороссию с Донбассом – чисто русские земли, чтобы разбавить таким образом процент украинства во вновь образованной союзной республике. Украинская ССР стала по составу населения русско-украинским государством, и даже первоначальной столицей её был избран чисто русский по населению Харьков, и лишь после – Киев, тоже, кстати говоря, на две трети тогда русский город. Этот план Ленина работал несколько десятилетий, но после Великой Отечественной войны, когда к Украинской ССР были присоединены чисто местечковые в своей культурной среде регионы Западной Украины, где силён был дух национализма, положение изменилось не в лучшую сторону. Постепенно западноукраинская националистическая элита захватила рычаги управления в Киеве, дальнейшее известно... Щирый хлопец Никита Хрущёв от доброты душевной «подарил» Украинской ССР и Русский Крым, заложив таким образом бомбу в основу русско-украинских отношений. Значит ли, что у Ленина не хватило ума предвидеть всё это? Но ведь развал СССР произошёл спустя 67 лет после смерти создателя СССР, какой политик отличился бы таким умом, чтобы предвидеть, что произойдёт спустя такое время?..

Ленина обвиняют в жестокостях карательных мероприятий во время гражданской войны. В так называемом «красном терроре». Но любая революция порождает гражданское противостояние, когда сын идёт на отца, отец на сына, брат на брата, земляк на земляка. Роман «Тихий Дон» Шолохова, лучшая эпопея о гражданской войне на юге России, открывает нам без прикрас всю гибельную жестокость такого противостояния. Террор творили все стороны конфликта, а таких сторон было зачастую не две и не три, а больше. На красный террор следовал ответом белый террор, иногда наоборот. Ленину как главе правительства постоянно поступали сообщения с мест. В его кремлёвском кабинете стоял телеграфный аппарат, с которого бесконечной полосой бежала лента сообщений со всех фронтов войны, он знал, как расправляются белые казаки с красными, как вырезают целые семьи коммунистов, как иные священники, к сожалению, призывают к борьбе с «красными дьяволами» и служат молебны за победу белого оружия. А он был человек, и человек очень эмоциональный, вовсе не благодушный философ. И летели грозные энциклики из кремлёвского кабинета: навести террор, повесить белых попов, расстрелять казаков... И железная лапа красного террора опускалась часто на совершенно невинных людей, так был убит священник Космодемьянский (ныне причтённый к лику святых), совершенно невинный человек. Это был дед Зои Космодемьянской, девушки-комсомолки, впоследствии погибшей за советский народ... Видите, как сложно всё переплелось в истории России?.. Но Ленин был суров и к своим коммунистам, и иной раз, узнав об очередном лихоимстве «красных комиссаров», в гневе писал: «Повесить коммунистическую сволочь!» Словно он был белым генералом Деникиным, а не «вождём мирового пролетариата».
Напряжённейший труд в годы гражданской войны, когда из кабинета главы Совета народных комиссаров ежедневно исходили сотни решений, постановлений, распоряжений, приказов. Когда одновременно Владимир Ильич должен был выступать на митингах, на различного рода съездах и конференциях, писать горы бумаг, читать и анализировать тысячи сообщений с мест – всё это совершенно подорвало его здоровье, и удивительно, что он ещё продержался эти несколько лет поистине адовой работы. Маяковский же не зря писал: «Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже». Но это он написал уже после смерти вождя...

Владимир Ильич Ленин умер от той же болезни и в том же возрасте, что и его отец, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов. После вскрытия тела умершего вождя врачи поставили совершенно ясный диагноз: атеросклероз сосудов головного мозга. От этой причины умирают миллионы людей во всём мире. Причина часто обусловлена генетической предрасположенностью, что в случае с Лениным совершенно естественно. Всякие россказни, что Ленин якобы болел сифилисом, являются обычной инсинуацией политических врагов Ленина. На эти сплетни не стоит обращать внимание. В своей жизни Владимир Ильич был крайне чистоплотным человеком, борделей не посещал. Любил в своей жизни двух женщин. Свою жену Надежду Константиновну Крупскую, которая в молодости была очень красивой русоволосой девушкой, впоследствии базедова болезнь (зоб) крайне изуродовала её. И была у него страсть еще к одной очень красивой женщине и без комплексов, что называется, к француженке Инессе Арманд. Надежда Константиновна знала об этой его влюблённости и была согласна на развод, но он не бросил свою больную жену, а когда Инесса Арманд умерла от холеры во время гражданской войны, то Владимир Ильич шёл за её гробом к кремлёвской стене, и в руке у него был большой букет роз – последний дар любви. Никто его не осудил.
Не будем же и мы осуждать политического деятеля и человека большого философского ума, который в тяжелейшее время провёл Россию сквозь гибельные бури, был в чём-то неправ, в чём-то прав, но сохранил нашу державу, а это – главная заслуга политика. Дай Бог нынешним вождям не погубить Россию!

 

Художник: А. Герасимов.

5
1
Средняя оценка: 4.21622
Проголосовало: 74