Коллапс и неопределённость: что происходит на границе Белоруссии со странами ЕС? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.04.2024 |

Коллапс и неопределённость: что происходит на границе Белоруссии со странами ЕС?

Вопрос транспортировки грузов через территорию Белоруссии на протяжении последних нескольких лет остается одним из самых острых в сфере транспортной логистики в Восточноевропейском регионе. Что такое закрытые пункты пропуска или намеренное ограничение их работы совсем недавно испытали на себе перевозчики при попытке въехать на Украину со стороны Польши или Словакии. Многокилометровые очереди, огромные штрафные санкции со стороны поставщиков и потребителей и даже смертельные случаи среди водителей – все это и многое другое на несколько месяцев стало реальностью для автотранспортных компаний стран ЕС и Украины.

Вместе с тем такая ситуация уже несколько лет наблюдается на западной и северной границах Белоруссии, где Литва, Польша и частично Латвия продолжают делать все, чтобы осложнить транспортировку грузов как в направлении республики, так и из нее.

Следует напомнить, что изначально непростая ситуация на белорусско-польской и белорусско-литовской границах была спровоцирована пандемией коронавирусной инфекции, когда соседние с республикой страны начали ограничивать въезд на свою территорию. Так, в 2020 году по инициативе польской стороны из-за COVID-19 были закрыты два из шести пунктов пропуска «Словатыче – Домачево» и «Половцы – Песчатка». Позже уже абсолютно по политическим причинам, но под предлогом защиты от наплыва нелегальных мигрантов Варшава в конце 2021 года прекратила работу перехода «Кузница – Брузги». Это уже тогда увеличило нагрузку на оставшиеся пункты пропуска, в том числе и в Литве, но никак не отразилось на политике польских властей, которые продолжили использовать вопрос границы для давления на Минск. Особенно после начала специальной военной операции и санкций, введённых Евросоюзом в отношении Белоруссии и России.

В конечном счете в феврале 2023 года «в интересах государственной безопасности Польши» после вынесения приговора оппозиционному активисту «Союза поляков в Белоруссии» Андрею Почобуту Варшава 10 февраля закрыла переход «Берестовица – Бобровники», через который проходило примерно 30% грузовиков и 40% легкового транспорта на польском направлении. При этом в связи с введённым еще в апреле 2022 года запретом на осуществление перевозок по территории ЕС компаниями из РФ и Белоруссии на последнем оставшемся открытым пункте пропуска фур «Козловичи – Кукурыки» Польша ограничила движение грузового транспорта, разрешив пересекать границу только грузовикам, зарегистрированным в государствах – членах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

На сегодняшний день для белорусов попасть на территорию Польши можно только через один переход «Тересполь – Брест», что, конечно, не могло не сказаться как на обстановке на польском участке белорусской границы, так и на других направлениях, в первую очередь литовском.

Именно Литва, где оставались открытыми несколько переходов, стала главным направлением для белорусских транспортных компаний с 2020 года. Поэтому неудивительно, что в сводках таможенных и пограничных органов Белоруссии с этого времени практически ежедневно стало сообщаться об огромном количестве грузовых машин, скопившихся у белорусско-литовской границы. При этом еще до введения западных санкций претензий к Литве у белорусских перевозчиков было более чем предостаточно. Главной из них была крайняя медлительность работы при оформлении и проверке машин. В Минске неоднократно указывали на то, что делается это намеренно, в то время как с белорусской стороны все процедуры осуществляются в соответствии с заявленными нормами.

Ситуация на границе стала резко ухудшаться после начала СВО и последовавшей после этого санкционной войны между ЕС, с одной стороны, и Белоруссией и Россией – с другой. Так, в ответ на запрет белорусским грузовикам перевозить грузы по территории Евросоюза Минск ввел аналогичные меры в отношении европейских автоперевозчиков, разрешив им только заезжать в специальные пункты у границы для перегрузки или перецепки груза. Исключение сделали для некоторых гуманитарных товаров, лекарств и почты, но это не сильно повлияло на общую ситуацию на границе. С этого времени очереди стали здесь перманентными и порой растягиваются на многие километры, особенно в преддверии праздников. Ухудшил ситуацию и тот факт, что с февраля 2023 года Литва полностью прекратила взаимодействие с таможенным и пограничным ведомствами РБ, а в августе под предлогом борьбы с контрабандой закрыла два из шести пограничных пунктов пропуска «Шумскас – Лоша» и «Твярячюс – Видзы», перенаправив транспортные потоки на переход «Мядининкай – Каменный лог».

В дальнейшем литовская сторона, как и ее польские и латвийские коллеги (Рига также закрыла один из своих пунктов пропуска на границе с Белоруссией «Силене – Урбаны»), продолжила делать все, чтобы осложнить транспортное сообщение с соседней республикой, в том числе ужесточая контроль за грузами и документами, а также усиливая проверки автотранспорта. При этом действия Вильнюса периодически напоминают мелкое пакостничество, которое сказывается на простых людях. Например, в ноябре прошлого года сообщалось, что на переходах «Привалка – Райгардас» и «Бенякони – Шальчининкай» при прохождении границы на литовской стороне велосипедистов стали ставить в одну очередь с автомобилями, из-за чего значительно увеличилось время прохождения контроля. При этом на литовских пунктах есть специальные места, где пешеходы и велосипедисты должны ожидать, пока их пропустят на таможенную или пограничную проверку.

Одним из последних ударов, нанесенных Вильнюсом по перевозке грузов в восточном направлении, стало принятие в декабре 2023 года решения о том, что транспорт, зарегистрированный в странах Евросоюза, не сможет пересекать границу с Белоруссией и Россией порожним. Исключение составляют грузовики, которые перевозят товары с таможенной территории ЕС или через нее.

Справедливости ради стоит заметить, что Белоруссия не закрывает глаза на недружественные меры со стороны соседей и периодически ужесточает введённые ранее ответные меры. Так, в середине января текущего года правительство республики установило тариф при въезде зарегистрированных в ЕС грузовых автомобилей или тягачей в места для грузовых операций и перецепки. Теперь за заезд и размещение в течение первых суток в таких пунктах с одного транспортного средства уплачивается сумма в размере 3 базовых величин (около $ 40). При этом ранее белорусские власти уже ввели платную разрешительную систему для проезда грузовиков из ЕС по территории республики.

Казалось бы, санкционное противостояние должно было упростить прохождение границы Белоруссии с ее европейскими соседями за счет сокращения грузового потока. Однако на деле этого не произошло, а ситуация с каждым месяцем становится только хуже. Если обратиться к статистике таможенных органов и Государственного пограничного комитета Белоруссии, то можно увидеть практически идентичные сводки о ситуации на границе. Как правило, сообщается о сотнях, а в некоторые дни и тысячах грузовых машин, ожидающих в очереди на въезд в направлении ЕС, а также о невыполнении польскими и литовскими службами норм по пропуску автомобилей.

Так, в среднем польские контрольные службы выполняют от трети до половины от нормы, литовские – около 40%, а латвийские – чуть больше половины. При этом данные в разные дни могут серьёзно отличаться друг от друга, но никогда еще ни одна из сопредельных с Белоруссией стран полностью не выполнила взятые на себя обязательства по пропуску транспорта. И если ранее делалось это под различными предлогами, как, например, технические неполадки или отсутствие электричества, то теперь ни в Литве, ни в Польше, ни даже в Латвии не скрывают того, что тормозят проверки и создают коллапс на границе намеренно.

Какую конкретную цель преследуют прибалты и поляки, действуя таким образом на границе, по всей видимости, до конца не понимают и они сами, так как ничего, кроме демонстрации своего неуважения к Белоруссии и ее гражданам в данном случае не происходит. При этом, как всегда, страдают простые люди, вынужденные стоять пробках на границе десятками часов, а также компании, в том числе и европейские, которые несут убытки из-за многодневных простоев транспорта. Однако, как показывает практика, польских и прибалтийских политиков все это нисколько не волнует и решать нынешнюю проблему они не собираются, хотя сделать это можно очень быстро и без особых затрат. Достаточно просто начать делать то, в невыполнении чего в ЕС всегда обвиняют и Белоруссию, и Россию – точно следовать взятым на себя обязательствам.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2000
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика