Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов?

Ценнейшее сырье легко может «сделать ноги» из страны

11986
Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов?
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Месторождения лития по всему миру национализируют — этот металл объявлен стратегическим, так как производство аккумуляторов и спрос на них быстро растут.

В России прямо противоположная картина, в бизнес запустили олигархический капитал. К гадалке не ходи — вскоре наш литий будут вывозить из страны. Как обычно, в виде сырья.

Планы производства из него конечной продукции откровенно нереализуемые, а место для завода выбрано как-то очень странно.

Россия вошла в тройку мировых лидеров про запасам лития — разведано Колмозерское месторождение редких металлов, где его очень много. И ещё там есть ниобий, тантал, бериллий, рубидий, цезий и т. д. Ценнейшее сырьё для современной промышленности. Но, увы, не нашей.

Читайте также
Так покупалась сталь: "Внезапно" выяснилось, что Россия осталась без "нержавейки" Так покупалась сталь: «Внезапно» выяснилось, что Россия осталась без «нержавейки» Что будет, если завтра Китай и Индия перестанут отгружать нам качественное «железо»?

Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий» — это совместное предприятие ГМК «Норильский никель» и «Росатома». Госконтора тут скорее для прикрытия, так как данный вид деятельности для неё не профильный. А вот олигархическая компания имеет огромный опыт экспортных операций.

Во всём мире месторождения лития нынче национализируют, так уже поступили Чили, Индонезия, Мексика и не только.

«Мы собираемся национализировать литий, чтобы его не могли эксплуатировать иностранцы. Ни из России, ни из Китая, ни из США. Нефть и литий принадлежат нации, народу Мексики», — заявил президент страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор.

И подписал соответствующий указ. Аналогично в Чили. А в Индонезии до кучи ещё и забрали в собственность государства все запасы никеля. В Боливии литий тоже контролируют власти, хотя иностранцев пускают — поработать под присмотром. Пока пускают — пока таковые нужны…

«Добыча сырья будет вестись на основе суверенной модели, предполагающей осуществление контроля со стороны государства. Зарубежные инвестиции будут направлены, в том числе, на строительство заводов, которые впоследствии станут производить из добытого сырья литиевые батареи», — говорит боливийский министр углеводородов Франклин Молина.

Грамотная политика, реальные планы. В РФ вроде как тоже собираются что-то производить. Осенью прошлого года в городе Неман (Калининградская область) начали монтировать цеха завода по производству литий-ионных аккумуляторов. Но это больше всего похоже на откровенную «обманку».

Во-первых, область находится практически в блокаде, более неудобное место для организации производства нужно ещё поискать. Вроде как у нас огромная страна, можно было бы найти и иное место.

Во-вторых, территория очень уязвима — из соседних стран Прибалтики в любой момент могут прилететь дроны, как это уже было в случае с военным аэродромом в Пскове или в портовой Усть-Луге. Тогда никакой обещанной «ответки» врагам не последовало, значит, в любой момент они всё повторят. Если, конечно, в этом будет нужда.

В-третьих, что именно на нём собираются делать, пока в принципе не понятно. И собираются ли?

Поставлять готовую продукцию в КНР? Даже не смешно, себестоимость российских изделий будет в разы, если не в десятки раз, выше китайских. Плюс логистика через половину Земного шара. Значит, не на экспорт, а для внутреннего потребления. Впрочем, об этом уже объявили.

«Сегодня открывается новая страница в истории электротранспорта России. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта.

Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники.

Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра.

Читайте также
Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера

В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят.

«Зимой снижается температура окружающей среды, в итоге электромобиль начинает тратить энергию, которую получил на электрозарядке, на обогрев как салона, так и самого себя. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Например, когда ты видишь, что заряд подходит к концу — зимой это особенно актуально — можно померзнуть, выключить печку и проехать дополнительно необходимые 30−50 километров. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов.

Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС?

Стационарные системы накопления энергии — для них в Калининграде тоже собираются делать аккумуляторы — аналогичная фантастика. Тут также требуется электроника, причём даже более сложная и намного мощней. Её в РФ, как несложно догадаться, в принципе не производят.

И для кого эти самые системы накопления? Та же «народная» солнечная энергетика в РФ не получила распространения даже в благоприятных для неё регионах по причине того, что власти сделали всё, чтобы таковая не появилась.

Постановление правительства РФ № 299 от 02.03.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации» откровенно неработоспособно.

Читайте также
Караул! Грабят! Беглые российские олигархи возмущены британским «беспределом» Караул! Грабят! Беглые российские олигархи возмущены британским «беспределом» Мэр Лондона хочет конфисковать имущество крупных бизнесменов, сколотивших состояние в РФ, для помощи украинским беженцам

Окупить домашнюю солнечную электростанцию невозможно — её просто не подключат к сетям, и точка. Поэтому никто эти микрогенерации не создаёт — дурных нема.

На больших солнечных электростанциях накопители не нужны, таковые требуются только в системах автономного «энергоэффективного» дома. Но таковые по означенной выше причине невозможны — их не дают окупать. Посему никакого спроса на накопители быть не может, и точка.

Кстати, очень интересно — какие именно «современные технологии» собираются использовать на заводе в Немане?

Ещё свежи воспоминания о том, как «Роснано» скупило за копейки устаревшее оборудование для производства солнечных батарей, в десятки раз завысила его стоимость, а потом открыла производство никому не нужных изделий. При «конской» цене их энергоэффективность по сравнению с современными аналогами ужасает, товар сбывают лишь по попильным госконтрактам.

Таким образом, всё в совокупности попахивает «маниловщиной». Литий добывать будут, но что и зачем производить из него станут в итоге — вопрос. Даже не факт, что завод достроят, сколько таких примеров уже было. Как обычно, чиновники всё спишут на санкции проклятых западников, а сырьё начнёт утекать из страны.

Как это происходит с никелем, который, по идее, должен использоваться в России — для производства нержавеющей стали, которой у нас не хватает. Однако выпуск нержавейки продолжает уменьшаться, а потоки никеля за рубеж — в основном в недружественные страны — наоборот, растут. И вот теперь олигархическая компания, похоже, займётся ещё и торговлей литием.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня