Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Регионы
28 февраля 20:34

Когда и кто поменяет лифт в вашем подъезде

Жильцам придётся платить за каждый подъём или топать на верхние этажи пешком

2693
Когда и кто поменяет лифт в вашем подъезде
Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС
Материал комментируют:

Вслед за авариями коммунальных сетей россиян настигла ещё одна проблема — необходимость экстренной замены лифтов, отслуживших более 25 лет. Таковы разумные требования техрегламента Таможенного союза (ТС). Застрять между этажей из-за изношенности подъёмного оборудования ещё полбеды, а вот довести дело до травмы или, не дай бог, гибели жильцов… Откладывать дальше уже нельзя.

Но в ряде случаев, видимо, придётся. За предстоящий год — до февраля 2025-го, необходимо заменить 78,4 тысячи лифтов из общего количества в 545 тысяч, сообщил замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько на заседании общественного совета при при Минстрое. Таким образом речь идёт об установке 14,4% новых подъёмников (а не о 78,4%, как ошибочно написали некоторые СМИ, сея апокалиптические настроения).

Большая часть проблемных лифтов установлены в жилых домах. «Из них 40 процентов находятся в управлении региональных операторов капремонта и 38,4 процента — на специальных счетах», — пояснил замминистра.

Читайте также
Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов? Приключения лития в России: Кто снимет сливки с богатейших запасов? Ценнейшее сырье легко может «сделать ноги» из страны

Ещё есть лифты в местах общественного пользования: больницах, поликлиниках, других соцучреждениях, но там проблемы решаются за счёт иных источников.

В 2020 году заменили — 16,1, в 2021-м — 15, в 2022-м — 14, в 2023-м — 16,3 тысячи лифтов. В 2024-м цифра ожидается на том же уровне. Таким образом в среднем по России ежегодно заменяют 15−16 тысяч подъемников, в то время как за рамки предельного срока эксплуатации выходят «всего» 10 тысяч лифтов. Опережающая динамика обновления налицо (не в пример сетям ЖКХ, где ситуация обратная: 3% - износ, 2% - замена).

Несмотря на положительную динамику, её темпы недостаточны, чтобы «освежать» всё лифтовое хозяйство, нуждающееся в обновлении. Поэтому в Минстрое предложили радикально сдвинуть сроки вправо. Но поскольку техрегламент — документ серьёзный и придуман ровно для того, чтобы ему строго следовать во избежание техногенных катастроф, то чиновники придумали изменить сами допустимые нормы.

По словам Ересько, идеально сдвинуть предельный срок с 2025 года на 2030. Или хотя бы на 2027-й, оговорился он. Для этого Минстрой подготовил поправки в техрегламент Таможенного союза.

Очевидно, если поправки примут, максимальным сроком эксплуатации лифтов будут считать не 25, а 30 лет. Изменения наверняка поддержат и другие страны-члены ТС. Вряд ли у них со старыми лифтами дела обстоят лучше, чем в России.

Аховому положению с «внезапно» настигшей страну проблемой массовой замены лифтов есть несколько причин. Первая из них, конечно, наш русский авось, стремление всегда отложить всё на потом.

Ситуация как две капли воды напоминает историю с многочисленными прорывами труб отопления, в связи со столь же «внезапно» наступившими морозами. Годами откладывали решение и первой, и второй проблемы, и вот результат.

Но есть и объективные причины, скорее, похожие на форс-мажор. Начиная с 2021 года стоимость замены лифта (демонтаж, оборудование, монтаж) выросла примерно с 1,9−2,2 до 3,2−5 млн рублей.

Причины на поверхности: рост цен на металл и комплектующие. До пандемии и СВО лифтовым заводам многое было выгоднее покупать за рубежом. Сейчас приходится ввозить через третьи страны, что усложняет и удорожает поставки.

Для производства и ремонта лифтов в России не хватает отечественных лебёдок, частотных преобразователей, которые ими управляют, электронных компонентов, жаловался в прошлом году вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

Снижение конкуренции не пошло на пользу конечным потребителям. Так, значительная доля рынка — 16%, принадлежала американской компании Otis. По данным СМИ, её бизнес выкупили структуры предпринимателя, связанного со «Столото». Лотерея?.. Помимо Otis с российского рынка ушли еще три зарубежных гранда-производителя лифтов: финская Kone, швейцарская Schindler и немецкая ThyssenKrupp.

Впрочем, нашим заводам их бегство выгодно — освободились ниши. На рынке остались российские Щербинский лифтостроительный завод, «Сиблифт», Карачаровский механический завод, «Евролифтмаш», МЭЛ, Серпуховский лифтовый завод и белорусский «Могилевлифтмаш». Кстати, на место Otis пришёл новый сильный игрок — METEOR Lift. Ну, а недостаток компетенций — дело наживное. Догонят…

Время — ключевой фактор и для замены лифтов с точки зрения накопления средств. При нынешних темпах сбора аккумулировать необходимую сумму вовремя нереально.

Сейчас средний взнос на капремонт в регионах — 8−9 рублей за 1 кв. метр, а в Москве — 24 рубля. Многие жильцы не готовы платить и такие суммы, считая, что до ремонта не доживут. Значит, надо резко повысить размер отчислений. Но кому нужен социальный взрыв?

И даже если людей заставить платить, сам факт роста взносов на капремонт автоматически к замене лифтов не приведёт.

Поскольку в рамках капремонта ведутся и другие работы, приоритеты среди которых никак не обозначены, и увеличенные фонды могут быть просто размыты между другими статьями расходов. Плюс придётся увеличивать субсидии на ЖКХ от региональных властей. Куда ни кинь, всюду клин.

Читайте также
Запрет на экспорт бензина – полумера, пора думать о большем Запрет на экспорт бензина — полумера, пора думать о большем До осени рост цен на АЗС остановят, но через полгода нас ждёт неприятный сюрприз

От подобной патовой ситуации недалеко до удивительной практики, сложившейся уже довольно давно в Грузии. С уходом слишком человеколюбивой советской власти, местные дельцы мигом приспособили доставшееся им в наследство лифтовое хозяйство для выжимания из сограждан их кровно заработанных лари. На лифты повесили замки. Хочешь подняться с комфортом — плати. В России тоже введут такую же дичь?

Очевидно требуются некие разумные шаги, меняющую сам принцип решения проблемы. Известно предложение представителей левой общественности о разделении программы капремонта на две части: первая, связанная с безопасностью жильцов (фундаменты, межэтажные перекрытий и лифты), финансируется государством, вторая — крыши, стояки, покраска стен — гражданами. Есть над чем поразмыслить.

С госфинансированием как раз заминка. В 2021—2023 годах в рамках федеральной программы за 1,1 млрд рублей по всей России заменили 2,5 тысяч лифтов. «По понятным причинам» эту программу не стали продлевать, отметили в Минстрое. Видимо, имея ввиду сакраментальное — денег нет. Кредит же предполагает погашение взносами жильцов на капремонт ещё и процентов банку, что явно ненормально. Есть ли выход?

С учётом того, что производителям лифтов и подрядчикам чаще всего приходится предоставлять заказчику отсрочку, решить финансовые и операционные задачи поможет факторинг. В этом случае во взаиморасчетах по контракту помимо заказчика и исполнителя появляется третья сторона. Факторинговая компания досрочно оплачивает исполнителю контракт, а взамен получает право требовать денежные обязательства заказчика.

«Факторинг прекрасная возможность получить деньги за товар прямо сейчас, особенно когда этих денег не хватает, — заметила в беседе с „СП“ финансист Жанна Уляшева. — Конечно, тогда продажа товара получается с некоторым дисконтом, но такое финансовое решение должно быть обосновано расчетами. Иногда выгоднее скидку дать сразу покупателю и тем самым стимулировать его к быстрому погашению долга».

Такую схему уже начали применять в некоторых регионах. По данным Минстроя, заменить некоторые лифты с расчётом за них в течение 3−5 лет смогли во Владимирской, Липецкой, Ульяновской, Свердловской областях, в Алтайском крае, в Удмуртии и ХМАО. Почему не масштабируют? Пытаются. Применение регионами нетипичных для них финансовых инструментов требует разъяснений центра. Речь идёт о качестве управления.

Да, было плохо, но становится лучше. Альтернатива — подниматься на верхние этажи пешком. Или платить за каждую поездку на лифте, как в Грузии.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня