Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Hyperloop имени Маска: Куда приведет загадочная труба

Развитие транспорта будущего невозможно без атомной энергетики, а эту отрасль старательно топят

2913
Hyperloop имени Маска: Куда приведет загадочная труба
Фото: Sven Hoppe/dpa/Global Look Press

Европейцы пытаются найти новые технологии в пассажирском транспорте, получается пока так себе. И идеи не самые оригинальные, и с экономической составляющей проблемы. Прежде всего, дело в энергетике — высокоскоростные транспортные средства жрут очень много электричества, а взять его неоткуда. Почти все АЭС в Евросоюзе закрыли, они остались только во Франции, а углеводородов на всякие сверхпоезда просто не напасёшься.

Голландцы построили здоровенную трубу — длиной аж 420 метров — в которой собираются испытывать транспортную систему Hyperloop. Если по-простому, то это тоннель, из которого откачан воздух, и в этом вакууме движется капсула. Саму идею ещё более сотни лет назад придумал кто-то из писателей-фантастов, чуть ли не вам Жюль Верн. Однако её современную инкарнацию приписывают неугомонному Илону Маску. Дескать, он создал современную концепцию.

Концепция проста. В общем-то, всё то же самое, что и у фантастов прошлого, даже магнитный подвес вагончиков и линейный электродвигатель тогда уже придумали. Что нового внёс Маск? Он ляпнул про «пятое измерение транспорта».

Читайте также
Что будет, когда на украинском поле боя сойдутся русские и французы? Что будет, когда на украинском поле боя сойдутся русские и французы? Нашим воинам очень не терпится встретиться с «лягушатниками» на фронте

Сказано, действительно, неплохо, а вот на практике миллиардер своим «вакуумным поездом» не шибко и занимался. Компанию, которая его вроде как неспешно разрабатывала, закрыли ещё в прошлом году. Пусть набивают шишки другие.

Шишки набиваются. Европейский Hyperloop оказался очень затратной штукой даже в ходе испытаний многократно уменьшенных вагонов. Чтобы откачать весь воздух, нужна энергия. Требуется обеспечить шлюзование капсул — тоже несметные киловатт часы. Наконец, разогнать вагончик до расчётных 800−1000 километров в час — опять сжирается масса электричества.

«Вопрос в том, сколько это стоит и как это использовать в ежедневной практике — в реальной городской или межгородской ткани Европы и США. Всё крутится вокруг этого, вопрос объективных расчетов. Если мы говорим о конкретных финансовых и технико-экономических параметрах, это самые ранние стадии подобных проектов. Бизнес использует понятные технико-экономические параметры и финансовые модели, а по Hyperloop их пока нет. И большой вопрос, заимеют ли их в обозримом горизонте планирования», — объясняет транспортный эксперт Александр Сыромятников.

Если по-простому: идёт какое-то копошение, крайне далёкое от внедрения, о котором пока нет и речи. Кроме разработчиков оно никому неинтересно, и перспектив не заметно.

Аналогичные проекты по всему миру давно закрыты, но голландцы почему-то не унимаются. Не иначе как есть финансирование, которое нужно во что бы то ни стало освоить.

Несущийся с дикой скоростью Hyperloop просто страшная штука, так как в случае разгерметизации тоннеля он моментально в разы замедлится и пассажиров в прямом смысле этого слова размажет по стенкам вагонов. В этом отношении самолёт несравненно безопасней, так как в воздухе препятствий нет.

Кстати, отключение электричества в питающей сети приведёт к аналогичным последствиям — «магнитная подушка» исчезнет и вагон брякнется на пузо. Опять страшная катастрофа. Не говоря уже о том, что капсула может потерять герметичность и все внутри задохнутся.

Собственно, подобные опасения высказывали ещё на смой начальной стадии проекта.

«Проблемы Hyperloop — это проблемы путешествий в стволе пушки со скоростью звука. В случае крушения любой находящийся в капсуле погибнет практически мгновенно. И любое падение отдельной капсулы приведет к каскадному разрушению, в результате которого волна давления обрушится на трубу со скоростью звука, уничтожив все остальные капсулы», — ещё в 2016-м предупреждал доктор Фил Мейсон из Корнеллского университета.

Всё совершенно логично, и с ним никто даже не стал спорить. Но проект почему-то не свернули, финансирование потенциально опасной маниловщины продолжили. Хотя был пример того, к чему ведёт чрезмерное увлечение модным «хайтеком».

То же самое, но без вакуумной трубы — «маглев» (сокращение от «магнитная левитация») — просто поезд на магнитной подушке. В 70-х и начале 80-х годов ХХ века их опытные линии строили по всему миру, была таковая и в СССР. Её регулярно показывали по телевидению, все восторгались и рассуждали о светлом будущем, однако проект явно буксовал. Вагончик неспешно ползал по путям, регулярно ломался, между тем в других странах подобные линии уже вовсю демонтировали.

В настоящий момент в мире остался один действующий скоростной (до 430 км/ч) пассажирский маглев — в Шанхае. Он особо никому не нужен, но его не разбирают — этакий рекламный проект. У китайцев денег много, могут себе позволить. Немцы и все остальные — уже нет.

В КНР сейчас реализуется проект «АЭС в каждом райцентре», тогда как в Германии «мирный атом» под запретом. И не только в ФРГ, кроме Франции так обстоят дела и во всём остальном Евросоюзе.

Читайте также
Левые платежки: Где развод, а где мошенничество Левые платежки: Где развод, а где мошенничество Вместо того, чтобы ловить преступников, МВД выпускает ролики, как от преступников уберечься

Именно поэтому что-то быстрое и, соответственно, энергоёмкое могут себе позволить только мсье. Поездов типа TGV у них много потому, что имеется огромная сеть АЭС — есть возможность обеспечивать их энергией.

Развитие сети скоростных дорог продолжается по тем же причинам: желания совпадают с возможностями — генерирующими мощностями. Кстати, французам принадлежит и нынешний рекорд скорости для рельсовых поездов — 574,8 километра в час.

Такие скорости в небольшой Европе, в общем-то, и не требуются. Слишком велики риски, они несоизмеримы с теми выгодами, которые получают пассажиры. Да и не нужно теперь особо никуда ехать, есть конференц-связь, электронный документооборот и прочие прелести информационного общества. А туристам торопиться вообще некуда.

К тому же в летящем со скоростью 250 км/ч поезде очень неуютно, во всяком случае, таковы ощущения автора от поездок в японских «Синкансэн».

Тем не менее, голландский проект продолжается. Особенно радует его рекламный плакат — вагончик в трубе на фоне ветряка, всё на зелёном фоне. Дескать, экология. Как будто таким образом можно снабдить энергией данный проект.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня