Восточный вектор РФ всё более востребован мировой экономикой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 03.05.2024 |

Восточный вектор РФ всё более востребован мировой экономикой

Комплексный разворот на Восток во внешнеэкономической политике РФ подкрепляется активным развитием транспортной инфраструктуры, стимулирующей торговые взаимосвязи с дружественными странами Восточной, Юго-Восточной Азии и Океании. Составная часть инфраструктурного обеспечения данной тенденции – растущая востребованность Северного морского пути (СМП) и других трансроссийских магистралей в международном грузовом транзите.

Тренды же по СМП говорят сами за себя: по последним официальным данным, в 2021 году транзитный грузопоток по СМП составил 2 млн тонн, а в 2022-м упал в 10 раз.  Это связано, прежде всего, с антироссийскими санкциями коллективного Запада. Но по итогам 2023-го, вопреки ужесточению тех санкций, транзитные грузоперевозки по этой артерии рекордно увеличились до 2,1 млн тонн. В текущем году этот показатель прогнозируется не менее чем в 3 млн тонн, поскольку к услугам СМП наряду с Китаем хотят прибегнуть некоторые страны Индокитая, другие дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В частности, ожидается вовлечение в транзит по СМП экспортно-импортных грузов Индонезии – одной из крупнейших индустриальных стран региона. Согласно официальной информации, до конца текущего года планируется заключение соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с Индонезией. Стороны к концу марта согласовали большинство вопросов по этому документу. При этом в данной стране с недавних пор воздерживаются от увеличения транзитных грузоперевозок с Европой по другим артериям.

       

Как отмечает Вячеслав Рукша, заместитель гендиректора – глава дирекции Северного морского пути ГК «Росатом», портовая география транзита по СМП включает в том числе порты РФ в Балтийском бассейне. Что касается номенклатуры грузов, то «пока это в основном сырая нефть из этих и некоторых других портов в северный регион КНР (включая железнодорожные перевозки из СМП-портов через Восточную Сибирь и российский Дальний Восток. – Ред.). И частично железорудный концентрат из Мурманска (экспортируемый из Карелии и Мурманской области. – Ред.) на северные порты Китая», уточняет В. Рукша.

По имеющимся данным, растущий интерес к СМП проявляется в Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Сингапуре. При том что Сингапур частично участвует в антироссийских санкциях; Вьетнам уже почти 10 лет участвует в ЗСТ с РФ-ЕАЭС. А Таиланд и Камбоджа предлагают ускорить переговоры по ЗСТ с РФ-Евразийским союзом.

Всё более важный тренд в конкурентоспособности СМП, как и смежных сухопутных магистралей через Евразию, – дальнейшее ухудшение ситуации на маршруте Суэцкий канал – Красное море –Индийский океан (что влияет и на упомянутую позицию Индонезии по перевозкам с Европой). А на днях к той ситуации «примкнули» большая часть Персидского залива и связывающий его с Индийский океаном Ормузский пролив. Как следствие, всё большее число судоходных компаний, экспортеров и импортеров ограничивают и даже прекращают использование тех артерий. Так что известные географические преимущества СМП дополняются факторами военно-политической географии.

В свою очередь, растущая востребованность Севморпути сопрягается с созданием дополнительной железнодорожно-портовой сети в Сибирско-Дальневосточном регионе РФ. Прежде всего, это запланированная Северо-Сибирская магистраль (ССЖД примерно в 2100 км): ее сооружение намечается к началу 2030-х.

Значимость артерии в том, что она создаст дополнительный выход для внешнеторговых грузов РФ и транзитных грузопотоков не только к действующим морским портам Хабаровского и Приморского края, но также выведет эти грузы через соединительную ветку БАМа и примыкающую к ней новую магистраль на Охотское побережье (как и в обратном направлении). В этом регионе завершается сооружение порта Эльга, что позволит предотвращать перегруженность основных дальневосточных портов РФ, сконцентрированных в Приморском крае, и примыкающих к ним стальных магистралей.

Стальная магистраль от Эльги, состыкованной с БАМом, до одноименного порта на Охотском море (мыс Манорский) протяженностью примерно в 500 км построена к весне почти на 80%. На этом участке уже ходят грузовые составы, пока это, правда, пробные перевозки. В 2025-м магистраль будет полностью сдана в эксплуатацию. Причем грузовые суда порт Эльга принимает уже с середины апреля. К 2026-27 гг. его причалы смогут обслуживать суда максимальной грузоподъемности (до 100 тыс. тонн).

Побережье Охотского моря впервые состыковано с ж/д сетью Дальнего Востока

Примечательно и то, что Российская академия наук признала проект ССЖД целесообразным: магистраль должна окупить себя максимум в течение 20 лет, в конце марта об этом заявил Геннадий Гусельников, председатель исполкома ассоциации «Сибирское соглашение». Что касается конфигурации этой артерии, то изучается в том числе вариант стыковки этой магистрали через Сургут с портом Сабетта на Ямале. В случае утверждения этого варианта ССЖД будет иметь выход на Севморпуть.

 То есть новая магистраль с учетом ее стыковки и с Охотским побережьем сформирует дополнительную взаимосвязь СМП с дальневосточной портово-железнодорожной системой России.

 Вышеупомянутые тенденции и мероприятия, повторим, обусловлены комплексным внешнеэкономическом разворотом РФ на Восток. И встречным, притом растущим спросом многих стран АТР на транзитную инфраструктуру России. В этой связи стратегически важно, что те же факторы отмечаются и ЮНКТАД (Постоянная конференция ООН по торговле и развитию), и экономическими комиссиями ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО) и Европы – в этих структурах участвуют все страны ЕАЭС. В ходе переговоров в конце марта-начале апреля делегации ЕЭК с руководством тех структур   договорились совместно вырабатывать устойчивые цепочки международных товарных поставок. И преодолевать незаконные, согласно международному праву, санкционные и смежные торговые ограничения.

Словом, восточный вектор внешнеэкономической политики России получает встречную, притом усиливающуюся тенденцию со стороны многих, если не большинства стран АТР. Что, в свою очередь, стратегически влияет на текущую и перспективную деятельность международных экономических структур.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1130
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика