Россия и исламский мир – сотрудничество с большими перспективами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 05.05.2024 |

Россия и исламский мир – сотрудничество с большими перспективами

Государства исламского мира всегда привлекали Россию в качестве политических и экономических партнеров. Дополнительным стимулом для развития многосторонних отношений стала нынешняя ситуация на международной арене, которая характеризуется глобальными изменениями. Развернутая Западом против России гибридная война стала одной из главных причин того, что в Москве приняли решение ускорить сближение со странами исламского мира, став для них не просто привлекательным торговым партнером, но и надёжным политическим союзником, который не стремится навязывать свою волю никому. Это, в свою очередь, нашло понимание и со стороны государств, входящих в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), отношения с которыми у России стало приобретать стратегический характер.

Стоит напомнить, что ОИС формально была создана еще 25 сентября 1969 года на конференции глав мусульманских государств в Рабате и до 2011 года называлась «Организация Исламская конференция». Ее целями провозглашалось сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, а также достижение стабильного развития стран-участниц и многое другое. Причем изначально в организацию входило только 25 государств Азии и Африки, а также Организация освобождения Палестины.

Однако со временем численность членов ОИС значительно выросла, и на сегодняшний день в нее входят 57 стран с населением более 1,5 млрд человек, на которые приходится 15% мирового ВВП и порядка 12-15% глобальной торговли. Еще пять стран, в том числе и Россия, имеют статус государства-наблюдателя. Кроме того, при ОИС есть множество различных самостоятельных организаций, занимающихся всем спектром многостороннего сотрудничества, начиная с финансов (Исламский банк развития) и заканчивая вопросами образования и науки (Исламский фонд развития, Центр по профессионально-техническому обучению и исследованиями и пр.). По сути, все это делает ОИС самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской организацией в мире, которая в последние годы стала все громче заявлять о себе как о серьезном игроке на международной арене.

Для России сотрудничество с исламским миром всегда играло важную роль, в том числе и потому, что в стране проживает значительное число мусульман. Более того, в Москве никогда не скрывали того факта, что видят необходимым усилить свое присутствие на рынках этих государств с целью снижения зависимости своего экспорта от западного направления. Причем наращивание сотрудничества между РФ и странами ОИС началось задолго до февраля 2022 года, хотя именно в последние годы оно превратилось в одно из основных.

Если обратиться к статистике, то следует напомнить, что еще в 2014 году товарооборот между РФ и странами ОИС составлял всего лишь $34,6 млрд. Еще через два года он вырос почти на $8 млрд, что тогда называлось серьёзным достижением. Однако последующие несколько лет показали, что потенциал экономического сотрудничества между Россией и странами ОИС куда более масштабный: в 2021 году товарооборот составлял более $113 млрд, а в 2022 г. – уже около $135 млрд. Причем, как заявил в апреле текущего года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, резкий скачок торговли произошёл в последние три года, увеличившись сразу на 37% и составив уже $156 млрд.

Причинами такого роста взаимного товарооборота является стойкое желание и России, и стран ОИС создавать новые торговые и логистические цепочки, независимые от прихоти Запада. Причем все участники данного процесса сегодня смотрят на дальнейшее развитие сотрудничества с одинаковых позиций.

В частности, речь идет о развитии отношений не только в торговле, но и производстве, а также различных инфраструктурных проектах на евразийском континенте. Например, в проекте международного транспортного коридора «Север – Юг» протяженностью более 7 тыс. км. Этот маршрут откроет выход из Евразии на юг Ирана и в страны Персидского залива, и далее в государства Африки. Это, в свою очередь, позволит России нарастить поставки своей продукции в данные регионы, постепенно вытесняя из него западные товары. При этом следует помнить, что российский экспорт в страны ОИС – это не только энергоресурсы, металлы и прочие природные ископаемые, но и техника, а также продукты питания.

Причем именно последнее видится российской стороне крайне перспективным направлением поставок в исламские государства, в том числе в самые бедные страны Азии и Африки. В отличие от Запада, Россия готова поставлять сюда свою продукцию, не завышая ее стоимость до небес, рассчитывая таким образом не только закрепиться на рынках исламских стран, но и создать основу для дальнейшего развития политического сотрудничества.

В этой связи важным элементом дальнейшей стратегии в отношении мусульманских стран является созданный в России в 2023 году собственный стандарт «Халяль» («halal» означает продукт, разрешенный исламским законом). Появившийся Центр компетенции «Халяль» и орган по сертификации халяльной продукции «Роскачество – Халяль» стали настоящим прорывом, так как они значительно упростят экспорт в страны Азии и Африки, а также снизят расходы и увеличат возможности компаний-поставщиков на данном направлении. Более того, в апреле 2024 года стало известно, что в РФ был принят национальный стандарт «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации халяль», который начнет действовать с 1 сентября. В числе перспективных халяльных продуктов на экспорт в России рассматривают птицу, говядину, кондитерскую и молочную продукцию, а в последующем данный список планируется значительно расширить.

Интерес российской стороны к рынку халяльной продукции связан с тем, что он растет очень быстро: 3,2% в год, опережая среднегодовые темпы роста мирового продовольственного рынка, которые составляют 2,5%. Текущая же потребность в халяльной продукции в приоритетных направлениях экспорта составляет более $200 млрд, а сам рынок оценивается почти в $3 трлн. В перспективе же, как считают эксперты, к 2028 году оборот достигнет $11 трлн. Поэтому российские производители и делают особый упор на развитие халяльной продукции и за последние годы увеличили ее поставки почти вдвое, а к 2030 планируют нарастить еще в 3,5 раза.

В этой связи неслучайным является и тот факт, что Россия начала внедрять на своей территории инструменты исламского банкинга. Это связано в том числе с тем, что финансы мусульманского мира уже стали отдельной и весьма крупной сферой мировой экономики с многомиллиардным потенциалом. Поэтому, как отмечают аналитики, уже сегодня около 20 млн российских мусульман осуществляют операции «Халяль финанс» и пользуются специальным исламским финансовым инструментом. Более того, в 2023 году в РФ приняли закон об исламском банкинге и в течение ближайших двух лет планируют проводить различные эксперименты по использованию этой системы не только в стране, но и по всему миру.

Вместе с тем нельзя отрицать и того факта, что интерес к торговле с Россией есть и на встречном направлении – со стороны стран ОИС. Государства исламского мира не первое десятилетие активно торгуют с РФ, экспортируя на российский рынок фрукты и орехи, овощи и корнеплоды, продукцию легкой промышленности, а в последние годы в связи с западными санкциями – автомобили, оборудование, запчасти и многое другое. Кроме того, Россия для мусульманских стран с 2022 года стала более привлекательной из-за того, что здесь после ухода западных компаний освободились ниши в самых различных сферах. Если к этому добавить весьма теплые отношения между руководством РФ и большинства стран ОИС, то перспективы сотрудничества между сторонами выглядят более чем серьезными и выходят далеко за сферу торговли.

В целом же необходимо констатировать, что из-за глобальных геополитических потрясений в мире сотрудничество России со странами исламского мира постепенно начало выходить на новый уровень. И дело в данном случае касается не только сферы торгово-экономических или производственных отношений, но и политики. В настоящее время Москва рассматривается мусульманскими странами в качестве стратегического партнера, способного поддержать формирование новой модели международных отношений без диктата США, ЕС и их союзников. В случае если сторонам удастся продолжить сближение, то вполне вероятно, что Россия, которая никогда не отказывалась от сотрудничества с Западом, полностью переориентируется на восточное и южное направление, которого ей будет вполне достаточно для своего дальнейшего развития.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
754
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика