Экономическое обозрение

Впервые за два года ставка «Газпрома» в Европе на «спот» сработала

Впервые за два года ставка «Газпрома» в Европе на «спот» сработала
Под «ударом» холодов в Европе наблюдается бурный рост рынка углеводородов. Резко увеличился спрос, вследствие чего снижаются запасы в подземных хранилищах, что, в свою очередь вызвало серьезный всплеск стоимости сырья. Российский «Газпром», как один из монополистов европейских поставок, получил уникальную возможность нарастить объемы продаж. Однако холдинг может столкнуться с определенной дилеммой в этих, казалось бы, благоприятных условиях оживления премиального рынка.


Ставка на «спот» сработала


Все дело в том, что спотовые цены на ключевом голландском газовом хабе TTF с поставками в середине декабря рекордно выросли до почти 200 долларов за тысячу кубометров «голубого» топлива. Это своеобразный рекорд, так как подобных показателей энергетический рынок ЕС не фиксировал уже почти два года – с начала 2019. До сих пор цена держалась в районе 180 долларов.

Впервые за два года «Газпром» получил возможность продать как можно больше востребованного товара и покрыть операционные убытки второго полугодия 2020, выйдя «в плюс» как по доходности, так и по показателю объемов продаж. Ранее стало известно, что прибыль холдинга от экспорта упала более, чем на 45%, составив «всего лишь» 19 миллиардов долларов.

Шанс на это большой, так как по итогам текущего месяца спрогнозирован рекордный отбор топлива из ПХГ – до 20 миллиардов кубометров. Если прогноз сбудется, то это станет вторым рекордом, после показателей 2017.



Дилемма для руководства


Эксперты отмечают, что руководство холдинга в этой непростой экономической ситуации может выбрать одну из двух стратегий для использования сложившейся благоприятной конъюнктуры. Во-первых, повысить цены на собственной спотовой электронной площадке, вливаясь в конкурентную среду, или, во-вторых, оставить без изменения низкую, одну из самых низких стоимостей сырья среди поставщиков, и завоевать еще большую лояльность европейских клиентов.

Выбор не очевиден, так как установившиеся в декабре относительно высокие цены на топливо выше (до полутора раз) стоимости контрактов «Газпрома». Иными словами, от увеличения цены российская компания не сможет выручить дополнительную прибыль, так как соглашения заключены на долгосрочной основе. Поэтому единственная ставка – на спотовую площадку, которая, в свою очередь, может принести или огромный доход, или «любовь» клиентов, в случае продажи по заниженной относительно рынка стоимости (да еще и с включением цены в доставку).

Использованы фотографии: gazpromexport.ru; ukrinform.ua

Мы в Мы в Яндекс Дзен