Соединенные Штаты видят в проектах «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» угрозу для своей национальной безопасности. Строительство этих газопроводов позволит экспортировать больше газа в страны Европы, причем для многих государств «голубое топливо» станет дешевле. При таких условиях спрос на американский СПГ резко упадет.
В попытке помешать реализации российских проектов США усилили санкционное давление, включив в «черный список», в том числе и европейские компании. Однако эти действия не дали ощутимого результата. Теперь Соединенные Штаты решили поддержать проект газопровода EastMed, который должен стать альтернативой, а возможно и заменой российским трубам.
Американские планы и мечты
Трубопровод EastMed должен поставлять природный газ из прибрежных районов Израиля через Грецию и Кипр на рынок Европы. Америка активно показывает заинтересованность в проекте.
Мы собираемся продолжить работу с Израилем, Грецией и другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить развитие инфраструктуры
– заявил Министр энергетики США Дэн Бруйетт.
Но так ли выгоден этот проект на самом деле и сможет ли он заменить российские трубопроводы? Начать следует с того, что окончательное инвестиционное решение по EastMed будет принято только в 2022 году. До этого момента весь газопровод представляет собой обычные, ничем не подкрепленные мечты о «независимости от российского газа».
Адекватная реальность
Ожидается, что трубопровод EastMed будет поставлять около 10 млрд кубометров в год природного газа в ЕС. В США отметили, что проект сможет удовлетворить около 10-15% прогнозируемых потребностей стран Европы в природном газе. Но это не так.
Проводимость «Северного потока – 2» составляет 55 млрд кубометров в год. Причем он строится не на замену уже существующему трубопроводу, а в дополнение. Суммарная проводимость двух «Северных потоков» достигнет 110 млрд кубометров в год. Даже если не брать в расчет «Турецкий поток» с ожидаемыми объемами 31,5 в млрд кубометров в год, 10 млрд кубометров от EastMed останутся незамеченными и не смогут подорвать положение России на европейском рынке газа.
Но дело не только в проводимости. Трубопровод EastMed не вызывает ажиотажа у инвесторов, поэтому даже его строительство пока находится под вопросом. При этом в «Северный поток – 2», несмотря на русофобию, активно вкладывают деньги такие компании как ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall.
В итоге можно сказать, что EastMed – это просто еще одна безуспешная попытка США остановить российские трубопроводы, а не реальная угроза для экспорта газа из РФ в ЕС.
Илья Круглей
Использованы фотографии: gazprom.ru