Лучший клиент российского АПК
По словам главы отраслевого ведомства, Дмитрия Патрушева, КНР к этому моменту приобрела статус крупнейшего покупателя отечественной сельскохозяйственной продукции. Доля китайского агропромышленного экспорта составила более 12% от общего объема поставленной за рубеж продовольственной продукции. В каком-то смысле, можно говорить, что Россия хорошо ориентирована на китайский рынок и посильно «кормит» «Поднебесную».
При сопутствующей помощи государства, РФ продолжит это делать, наращивая поставки. Однако, единственное, что омрачает двустороннюю идиллию взаимоотношений – это экспортные пошлины, которые в скором времени введет Россия. Они могут значительно ухудшить торговую атмосферу между нашей страной и Китаем. Конечно, РФ экспортирует не только на «восток», но и в другие страны. Однако премиальным остается именно рынок КНР.
Все эти непродуманные шаги могут помешать достигнуть стратегической цели, закрепленной в межправительственном соглашении двух стран о достижении товарооборота в 200 млрд долларов к 2024 году.
Проблемы экспорта
Наибольшей популярностью при экспорте в Китай пользуются зернобобовые, мясо птицы, свинина и растительные масла, молочная продукция и рыба.
Поставки в КНР едва ли не в полтора раза дороже основного экспорта
– говорит Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза.По его словам только пандемия портит статистику. К примеру, Китай приостановил импорт рыбной продукции после начала второй волны коронавируса и особенно после обнаружения остатков инфекции на упаковке.
По словам отраслевых экспертов, компенсировать «потери» можно наращиванием поставок соевого и рапсового масла, которые традиционного имеют спрос на китайском рынке.
Главное, необходимо помнить, что финансовая составляющая всех указанных выше поставок продовольствия в Китай будет чрезвычайной существенной, если Россия будет уделять больше внимания и заботиться о безопасности продукции и нераспространении эпизоотий.
Николай Грицай