
Постпандемийная Европа: российский уголь в «минусе», газ в «плюсе»
Потребление энергии в ЕС, и в Германии в частности, резко упало. Это становится предопределяющей тенденцией для всего топливо-энергетического комплекса России, а также отечественной отрасли экспорта угля, газа и нефти. Об этом пишет интернет-версия известной немецкой газеты Dw.com, ссылаясь на данные «Рабочей группы по энергетическим отчетам» (AGEB).
В энергетическом секторе ФРГ пандемия не сломила, а, наоборот, подтвердила и закрепила многолетние тенденции. Спрос на энергию в Германии неуклонно падает уже более десяти лет. Коронавирусный кризис серьезно усилил этот тренд. Только в 2020 году потребление на немецком рынке упало на 8,7% по сравнению с прошлым годом, достигнув при этом минимума за всю историю наблюдений объединенной Германии.
Что касается влияния этого процесса на ТЭК РФ, как основного и главного поставщика нефти, газа и угля на немецкий рынок, то по данным AGEB, экспорт из России претерпел резкое переформатирование, гораздо более быстрое, чем ожидалось. За время двух локдаунов и глубокой рецессии, промышленность, транспорт и частные потребители резко снизили использование любых источников, кроме возобновляемых (ВИЭ выросли на 3%). Таким образом, особенно резко уменьшилось потребление каменного и бурого угля из России: пандемия многократно ускорила уход ФРГ от «грязной энергетики», отзываясь эхом на отрасли его добычи в РФ.
При этом, российский газ чувствует себя на рынке ЕС более, чем уверенно. Он не просто выиграл конкуренцию у российского же производителя угля, но и показал динамическое развитие, вышел в «плюс», пока твердое топливо уходит в забвение, «минус». Даже на фоне ветрогенерации и солнечной энергии, «голубое» топливо сохраняет статус основного энергоносителя ЕС и конкретно Германии.
Иными словами, 2020 уже стал историей и статистикой, годом, когда самые страшные опасения экспортеров угля из РФ стали реальностью, причем гораздо раньше срока.
А вот российские «газовщики» («Газпром», «Новатэк», другие проекты, в том числе СПГ) могут вздохнуть с облегчением. Долгосрочные постпандемийные прогнозы связаны с оптимизмом и пророчат восстановление экономического гиганта ЕС, которому потребуется колоссальное количество энергии. Потребность, что невозможно покрыть даже самыми смелыми проектами ВИЭ.
Аналитики AGEB также коснулись рынка нефти, обозначив, что потребление бензина почти не снизилось, в отличие от нефтепродуктов для химической промышленности. А вот бум роста экспорта нефти из РФ стоит ждать, когда возобновятся в полную силу полеты гражданской авиации. Что, в свете начала массовой вакцинации человеческой популяции планеты, должны произойти в ближайшие несколько месяцев, по крайней мере, по осторожному предположению экспертов.
Николай Грицай
Переформатирование рынка
В энергетическом секторе ФРГ пандемия не сломила, а, наоборот, подтвердила и закрепила многолетние тенденции. Спрос на энергию в Германии неуклонно падает уже более десяти лет. Коронавирусный кризис серьезно усилил этот тренд. Только в 2020 году потребление на немецком рынке упало на 8,7% по сравнению с прошлым годом, достигнув при этом минимума за всю историю наблюдений объединенной Германии.
Что касается влияния этого процесса на ТЭК РФ, как основного и главного поставщика нефти, газа и угля на немецкий рынок, то по данным AGEB, экспорт из России претерпел резкое переформатирование, гораздо более быстрое, чем ожидалось. За время двух локдаунов и глубокой рецессии, промышленность, транспорт и частные потребители резко снизили использование любых источников, кроме возобновляемых (ВИЭ выросли на 3%). Таким образом, особенно резко уменьшилось потребление каменного и бурого угля из России: пандемия многократно ускорила уход ФРГ от «грязной энергетики», отзываясь эхом на отрасли его добычи в РФ.
Конкуренция внутри отечественной добычи
При этом, российский газ чувствует себя на рынке ЕС более, чем уверенно. Он не просто выиграл конкуренцию у российского же производителя угля, но и показал динамическое развитие, вышел в «плюс», пока твердое топливо уходит в забвение, «минус». Даже на фоне ветрогенерации и солнечной энергии, «голубое» топливо сохраняет статус основного энергоносителя ЕС и конкретно Германии.
Иными словами, 2020 уже стал историей и статистикой, годом, когда самые страшные опасения экспортеров угля из РФ стали реальностью, причем гораздо раньше срока.
А вот российские «газовщики» («Газпром», «Новатэк», другие проекты, в том числе СПГ) могут вздохнуть с облегчением. Долгосрочные постпандемийные прогнозы связаны с оптимизмом и пророчат восстановление экономического гиганта ЕС, которому потребуется колоссальное количество энергии. Потребность, что невозможно покрыть даже самыми смелыми проектами ВИЭ.
Аналитики AGEB также коснулись рынка нефти, обозначив, что потребление бензина почти не снизилось, в отличие от нефтепродуктов для химической промышленности. А вот бум роста экспорта нефти из РФ стоит ждать, когда возобновятся в полную силу полеты гражданской авиации. Что, в свете начала массовой вакцинации человеческой популяции планеты, должны произойти в ближайшие несколько месяцев, по крайней мере, по осторожному предположению экспертов.
Николай Грицай
- suek.ru; novatek.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...