
Постпандемийная Европа: российский уголь в «минусе», газ в «плюсе»
Потребление энергии в ЕС, и в Германии в частности, резко упало. Это становится предопределяющей тенденцией для всего топливо-энергетического комплекса России, а также отечественной отрасли экспорта угля, газа и нефти. Об этом пишет интернет-версия известной немецкой газеты Dw.com, ссылаясь на данные «Рабочей группы по энергетическим отчетам» (AGEB).
В энергетическом секторе ФРГ пандемия не сломила, а, наоборот, подтвердила и закрепила многолетние тенденции. Спрос на энергию в Германии неуклонно падает уже более десяти лет. Коронавирусный кризис серьезно усилил этот тренд. Только в 2020 году потребление на немецком рынке упало на 8,7% по сравнению с прошлым годом, достигнув при этом минимума за всю историю наблюдений объединенной Германии.
Что касается влияния этого процесса на ТЭК РФ, как основного и главного поставщика нефти, газа и угля на немецкий рынок, то по данным AGEB, экспорт из России претерпел резкое переформатирование, гораздо более быстрое, чем ожидалось. За время двух локдаунов и глубокой рецессии, промышленность, транспорт и частные потребители резко снизили использование любых источников, кроме возобновляемых (ВИЭ выросли на 3%). Таким образом, особенно резко уменьшилось потребление каменного и бурого угля из России: пандемия многократно ускорила уход ФРГ от «грязной энергетики», отзываясь эхом на отрасли его добычи в РФ.
При этом, российский газ чувствует себя на рынке ЕС более, чем уверенно. Он не просто выиграл конкуренцию у российского же производителя угля, но и показал динамическое развитие, вышел в «плюс», пока твердое топливо уходит в забвение, «минус». Даже на фоне ветрогенерации и солнечной энергии, «голубое» топливо сохраняет статус основного энергоносителя ЕС и конкретно Германии.
Иными словами, 2020 уже стал историей и статистикой, годом, когда самые страшные опасения экспортеров угля из РФ стали реальностью, причем гораздо раньше срока.
А вот российские «газовщики» («Газпром», «Новатэк», другие проекты, в том числе СПГ) могут вздохнуть с облегчением. Долгосрочные постпандемийные прогнозы связаны с оптимизмом и пророчат восстановление экономического гиганта ЕС, которому потребуется колоссальное количество энергии. Потребность, что невозможно покрыть даже самыми смелыми проектами ВИЭ.
Аналитики AGEB также коснулись рынка нефти, обозначив, что потребление бензина почти не снизилось, в отличие от нефтепродуктов для химической промышленности. А вот бум роста экспорта нефти из РФ стоит ждать, когда возобновятся в полную силу полеты гражданской авиации. Что, в свете начала массовой вакцинации человеческой популяции планеты, должны произойти в ближайшие несколько месяцев, по крайней мере, по осторожному предположению экспертов.
Николай Грицай
Переформатирование рынка
В энергетическом секторе ФРГ пандемия не сломила, а, наоборот, подтвердила и закрепила многолетние тенденции. Спрос на энергию в Германии неуклонно падает уже более десяти лет. Коронавирусный кризис серьезно усилил этот тренд. Только в 2020 году потребление на немецком рынке упало на 8,7% по сравнению с прошлым годом, достигнув при этом минимума за всю историю наблюдений объединенной Германии.
Что касается влияния этого процесса на ТЭК РФ, как основного и главного поставщика нефти, газа и угля на немецкий рынок, то по данным AGEB, экспорт из России претерпел резкое переформатирование, гораздо более быстрое, чем ожидалось. За время двух локдаунов и глубокой рецессии, промышленность, транспорт и частные потребители резко снизили использование любых источников, кроме возобновляемых (ВИЭ выросли на 3%). Таким образом, особенно резко уменьшилось потребление каменного и бурого угля из России: пандемия многократно ускорила уход ФРГ от «грязной энергетики», отзываясь эхом на отрасли его добычи в РФ.
Конкуренция внутри отечественной добычи
При этом, российский газ чувствует себя на рынке ЕС более, чем уверенно. Он не просто выиграл конкуренцию у российского же производителя угля, но и показал динамическое развитие, вышел в «плюс», пока твердое топливо уходит в забвение, «минус». Даже на фоне ветрогенерации и солнечной энергии, «голубое» топливо сохраняет статус основного энергоносителя ЕС и конкретно Германии.
Иными словами, 2020 уже стал историей и статистикой, годом, когда самые страшные опасения экспортеров угля из РФ стали реальностью, причем гораздо раньше срока.
А вот российские «газовщики» («Газпром», «Новатэк», другие проекты, в том числе СПГ) могут вздохнуть с облегчением. Долгосрочные постпандемийные прогнозы связаны с оптимизмом и пророчат восстановление экономического гиганта ЕС, которому потребуется колоссальное количество энергии. Потребность, что невозможно покрыть даже самыми смелыми проектами ВИЭ.
Аналитики AGEB также коснулись рынка нефти, обозначив, что потребление бензина почти не снизилось, в отличие от нефтепродуктов для химической промышленности. А вот бум роста экспорта нефти из РФ стоит ждать, когда возобновятся в полную силу полеты гражданской авиации. Что, в свете начала массовой вакцинации человеческой популяции планеты, должны произойти в ближайшие несколько месяцев, по крайней мере, по осторожному предположению экспертов.
Николай Грицай
- suek.ru; novatek.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иностранные газовозы, возившие балтийский СПГ, остались не у дел
Иностранные танкеры СПГ, которые обслуживали попавшие под санкции проекты «Портовая» и «Криогаз Высоцк», простаивают почти три месяца. Суда принадлежат...

Россиянам рассказали о среднем размере пенсии в стране
По данным Социального фонда, на 1 января 2025 года средний размер назначенных пенсий в целом по Российской Федерации составил: 23 175,2 рубля. Средняя пенсия...

Остров будущего: Россия и Китай вместе освоят территорию на Дальнем Востоке
Россия и Китай объединяются для освоения Большого Уссурийского острова. Совместными силами страны планируют превратить его в транспортно-логистический хаб...

Почему запасов нефти России хватит лишь на 26 лет
Россия и её энергетическая отрасль стоят перед грозным вызовом: разведанных объемов нефти, составляющих 31 млрд тонн, стране хватит лишь на 26 лет при текущем...

Германия меняет своё отношение к АЭС
Берлин изменил свое отношение к атомной энергетике и готов налаживать отношения с Францией, где АЭС являются основным источником генерации. Германия сама стала...

«Атомфлот» заплатит 1,5 миллиона долларов за повреждение танкера «Федор Литке»
Арбитражный суд в Мурманской области вынес решение, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» обязано выплатить...

Британия превращается в страну-банкрот
В Британии никто не верит, что правительство лейбористов справится с нахлынувшими как из ящика Пандоры проблемами, среди которых банкротства городов и...

СПГ-кризис в России: танкеры остались в море, не найдя покупателей
Попавший под санкции российский завод по производству СПГ запустил новую вторую очередь. При этом продать газ с первой очереди «Арктик СПГ-2» не удалось:...

Система маркировки «Честный знак»: сопротивление теневого рынка
Система маркировки «Честный знак», внедренная в России с 2016 года, задумывалась как инструмент борьбы с нелегальным оборотом товаров, контрафактом и защитой...

Власти Днепра и Харькова бросают свои города
В двух крупнейших прифронтовых областных центрах Украины власти бросили население на произвол судьбы и занимаются решением своих шкурных проблем. В Днепре...

Невиданные до этого санкции: ЕС неожиданно нанёс удар по рыболовству России
Новый пакет европейских санкций затронул российские рыбопромышленные компании. Последствия ограничений могут отрицательно сказаться на отрасли....

Возвращение легенды: «Аэрофлот» закупит 11 новых модернизированных Ту-214
«Аэрофлот» возвращается к отечественным самолётам. Перевозчик заключил контракт, по которому получит модернизированные казанские Ту-214....

Россия возвращается на угольный рынок Бразилии
В апреле 2025 года Россия вновь начала экспортировать уголь в Бразилию после двухмесячного перерыва в феврале – марте 2025 года. Весенняя закупка оценивается в...

Челябинская загадка: 20 лет рыть метро, чтобы уткнуться в стену
Сомнений в необходимости проекта ценой 73 млрд рублей все больше...

Спасти продажи любой ценой: «АвтоВАЗ» готовит невиданные скидки для россиян
В России планируют повысить спрос на отечественные автомобили с помощью дополнительных скидок. Меры могут стать беспрецедентными для внутреннего рынка....

Прибалтийский гигант не вынес схватку с удобрениями из России
Achema по-прежнему не может адаптироваться к ценам на газ, которые и сейчас более чем вдвое превышают докризисные. С 2022 года Литва не получает российский газ....