
«Росатом» подготовил силовую установку для «Лидера» – арктического «ледокола-титана»
Топливная компания «ТВЭЛ» – дочка «Росатома» – закончила создание элементной базы, необходимой для активной зоны реакторной установки нового типа ледокола, который строят в России. Речь идет о проекте 10510 «Лидер» – корабле, способном ломать лед с толщиной в 4 метра и создавать за собой канал шириной 50 метров.
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
Уникальный двигатель для уникального судна
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
«Лидер» вскрывает Арктику
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
- productcenter.ru, finobzor.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...