«Росатом» подготовил силовую установку для «Лидера» – арктического «ледокола-титана»
Топливная компания «ТВЭЛ» – дочка «Росатома» – закончила создание элементной базы, необходимой для активной зоны реакторной установки нового типа ледокола, который строят в России. Речь идет о проекте 10510 «Лидер» – корабле, способном ломать лед с толщиной в 4 метра и создавать за собой канал шириной 50 метров.
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
Уникальный двигатель для уникального судна
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
«Лидер» вскрывает Арктику
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
- productcenter.ru, finobzor.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещенные двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Где аппараты МРТ? Минпромторг РФ раскрыл провальные данные импортозамещения
Минпромторг раскрыл низкие показатели импортозамещения медоборудования в России. В ведомстве заявили, что поставленные правительством задачи не достигнуты....
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Беглый либерал-экономист сорвал антироссийский план украинского эфира
Ведущая-украинка явно хотела услышать прогноз о скором и неминуемом крахе экономики России. Вместо этого бежавший на Запад либерал озвучил совершенно иные...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...