
«Росатом» подготовил силовую установку для «Лидера» – арктического «ледокола-титана»
Топливная компания «ТВЭЛ» – дочка «Росатома» – закончила создание элементной базы, необходимой для активной зоны реакторной установки нового типа ледокола, который строят в России. Речь идет о проекте 10510 «Лидер» – корабле, способном ломать лед с толщиной в 4 метра и создавать за собой канал шириной 50 метров.
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
Уникальный двигатель для уникального судна
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
«Лидер» вскрывает Арктику
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
- productcenter.ru, finobzor.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...