«Росатом» подготовил силовую установку для «Лидера» – арктического «ледокола-титана»
Топливная компания «ТВЭЛ» – дочка «Росатома» – закончила создание элементной базы, необходимой для активной зоны реакторной установки нового типа ледокола, который строят в России. Речь идет о проекте 10510 «Лидер» – корабле, способном ломать лед с толщиной в 4 метра и создавать за собой канал шириной 50 метров.
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
Уникальный двигатель для уникального судна
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
«Лидер» вскрывает Арктику
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
- productcenter.ru, finobzor.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Китай начал массово возвращать российскую нефть обратно
Местные бизнесмены не прочь подзаработать на том, что уже стало предметом заработка и принесло прибыль....
Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....
Десять миллионов пустых домов: Италия превратилась в одну большую заброшку
Проблемы европейской республики накапливаются с кумулятивным эффектом, они не решаются десятилетиями....
«Уже не взлетит»: КАЗ третий год подряд не может собрать новый Ту-214
Этот новый российский авиалайнер мог бы помочь избавиться от зависимости от западных самолетов....
Взялись за газ: ВСУ пытались сделать «факел» из крупнейшего в мире ГПЗ в Оренбурге
Враг пытается наносить удары хаотично и по обширной территории, стараясь добиться системного кризиса в отрасли....
Россия отомстит Норвегии за притеснение своих рыбаков к концу года
Осло совсем не исправился и не собирается «сдавать назад» в своих недружелюбных действиях, значит Москве также надо начинать предпринимать меры....
Вьетнам быстро отказался от полетов на китайской гордости – авиалайнере COMAC C909
Во время полетов неисправностей выявлено не было, проблемы оказались гораздо глубже....
Спасет от Китая: обнаружен крупнейший в мире сырьевой «склад», сокровище ЕС
У Европы все есть под боком, однако она хочет быть в зависимости от других стран....
В Америке тоже кризис: крупнейшие НПЗ США останавливаются и без атак беспилотников
Как долго продлится остановка и в чем причина до сих пор не известно. Атак с воздуха не наблюдалось....
Новая реальность: украинцы остались и без света, и без газа
Украина заслужила тот энергетический шторм, который получила после того, как пыталась посеять бурю в России....
VW на грани банкротства, прекращен выпуск двух популярных моделей
Крупнейшей автомобильной компании Европы не хватает более десяти миллиардов евро на стабильную работу в следующем году....
«У нас всё забирают»: Запорожские фермеры пытаются достучаться до Кремля
«Новым территориям» срочно требуются прокураторы...
Под именем «Волга»: в России показали новую модель легенды автопрома
В России показали предсерийную версию обновлённой «Волги». Машина оказалась копией машины зарубежного производителя...
Взрыв на «Пластмасс»: СМИ назвали предварительную версию трагедии
Взрыв на оборонном предприятии в Копейске породил множество версий. СМИ сходятся на одной наиболее вероятной...
Посмотрим через шесть месяцев: Трамп сорвался после слов Путина о санкциях
Путин поставил точку: Россия не боится санкций. Трамп в бешенстве, но встречу в Будапеште отменить не решился...
Триллионный бизнес: в городах неделями будут хранить энергию с помощью гравитации
В настоящее время ведется глобальная гонка за поиск долгосрочных решений в области хранения энергии, при этом венчурный капитал активно инвестирует в новые...