
«Росатом» подготовил силовую установку для «Лидера» – арктического «ледокола-титана»
Топливная компания «ТВЭЛ» – дочка «Росатома» – закончила создание элементной базы, необходимой для активной зоны реакторной установки нового типа ледокола, который строят в России. Речь идет о проекте 10510 «Лидер» – корабле, способном ломать лед с толщиной в 4 метра и создавать за собой канал шириной 50 метров.
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
Уникальный двигатель для уникального судна
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара (состоит в ТВЭЛ) исполнили заказ ОКБМ Африкантов не только выполнив техпроекты пускового источника нейтронов, но и тепловыводящих составляющих со стержнем выгорающего поглотителя. Также была успешно создана специальная циркониевая (сплав Э635) труба, которая нужна, чтобы разместить в новом ледоколе защиту реактора и стержни компенсирующих групп для системы управления.
Уже известно, что арктический «ледокол-титан» будет работать за счет двух установок «РИТМ-400» – агрегаты, которые почти в два раза мощнее «РИТМ-200», используемых в проектах универсальных ледоколов проекта 22220.
Отличие «Лидера» от строящихся «Якутии», или «Урала», состоит не только в размерах и способности пробивать более толстый лед. Новые реакторные установки делают его намного мощнее (120 МВт) всех существующих атомных ледоколов.
«Лидер» вскрывает Арктику
Такой корабль, как утверждают в «Росатоме», обеспечит круглогодичную проводку судов по всей протяженности Северного морского пути, который в последние годы становится все более оживленной магистралью. Разумеется, это хорошие новости для российского экспортера сжиженного газа – НОВАТЭКа, который вскоре запустит проект «Арктик СПГ–2» и ему придется организовывать более мощное чем сейчас логистическое плечо на Крайнем севере.
Способность преодолевать ледяной поров толщиной в 2 метра со скоростью 12 узлов (при 4 метрах – меньше) – это результат, которым в ближайшем будущем не сможет похвастаться ни одна страна в мире. Кстати, в «Росатоме» подчеркивают, что активная зона реактора «Лидера» будет намного долговечнее, чем у других ледоколов. Для сравнения: перегрузка ядерного топлива в обычных судах выполняется каждые 5 лет, а в новом корабле-гиганте – только раз в 10 лет.
Следует отметить, что подобный опыт специалистов ВНИИНМ им. А. Бочвара может быть использован и для последующих схожих проектов силовых установок. Это открывает новые перспективы в освоении Россией Арктики – не только новой транспортной магистрали, но и территории богатой углеводородами. Также стоит отметить, что «Ростатом» подготовил силовую установку для ледокола-титана «Лидер» в условиях, когда против него действуют санкции Запада.
Илья Круглей
- productcenter.ru, finobzor.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Осло напросился: Москва предъявила ультиматум норвежским рыбакам
Растет напряженность между Россией и Норвегией из-за использования совместных рыбных ресурсов....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Баку на грани срыва: основной источник дохода исчезает
Азербайджан начал агрессивную кампанию, которую он просто не может себе позволить, тем более что республика теряет экспортные рынки....

«Неаполь мертв»: вышедший из-под контроля туризм опустошает города Италии
Проблема приобретает характер национального бедствия для некогда прославленного мирового курорта....

Облегчения не ждать: стали известны три срока ремонта завода «Новатэка» в Усть-Луге
БПЛА Украины наносят повторные удары по уже недавно атакованным целям. Это усложняет ремонт и введение в строй инфраструктуры....

Запад споткнулся о собственный «ценовой порог» на нефть, уготованный России
Ограничения, введенные против отечественного сырья, не подействовали в России, зато хорошо приживутся на западном рынке....

Даже СССР такие расходы были не по карману: национальные интересы РФ все дороже
Свобода в принципе не может быть дешевой или легкодоступной. Ее достижение сулит напряжение – физическое и материальное....

Перспективный авиадвигатель: новый шаг в российской авиации
В России запланировано создание нового тяжелого авиадвигателя с тягой 26 тонн, который, как ожидается, станет революцией в отечественном авиастроении. Об этом...

Шумят, зато работают годами. Чем Россия заменила немецкие турбины
Немецкие тише, они эффективнее, но постоянно ломаются, потому что основная прибыль от этих двигателей – обслуживание и постоянный ремонт...

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

У 14 самолетов SSJ-100 обнаружились проблемы с фюзеляжами
Ситуация с российскими воздушными судами Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95) вызывает серьезные вопросы. Как стало известно из недавних материалов издания «Известия»,...

По цене металлолома: Киев продает крупнейший стратегический химзавод Украины
На Украине пытаются решить сразу две задачи – получить деньги и выжить еще некоторое время и отдать западным кураторам остатки ценного имущества....

Конец нефтяной мечты: Азербайджан остается без золотой жилы
Запад внимательно следит за нефтяными доходами России в условиях санкций, тогда как экспорт других нефтяных стран также снижается. В Азербайджане, где власти в...

Новый завод полного цикла по производству чипов появится в РФ
В России стартует амбициозный проект по запуску предприятия полного цикла, который будет производить микрочипы. Проект расположат на территории...

Медицинский исход: эксперты раскрыли причину бегства врачей из Петербурга
Привлекательные условия для трудоустройства врачей в сельские ЛПУ начали работать. Выпускница медвуза раскрыла преимущества переезда в Ленобласть...

Россия засыпана картошкой: рекордный урожай обрушил рынок
В России в этом году фиксируется хороший урожай картофеля. Однако это не радует аграриев и вызывает беспокойство у экспертов...