«Отомстили за президента»
Важное и в определенной степени сложное решение было принято во время визита главы белорусского кабинета министров в Москву. Обсуждалось много вопросов, однако главной новостью стало декларирование готовности Минска «уйти» в российские морские порты, перенаправив хозяйственные торговые потоки из Литвы.
На этот шаг тяжело было решиться, последней каплей стало непризнание Вильнюсом итогов президентских выборов в соседнем государстве и активное участие в европейской антибелорусской политике. Сам глава РБ Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что Литва «зажралась» и время поставить ее на место пришло.
Впрочем, без сомнения, судьбоносное решение Минска можно рассматривать в контексте построения РФ и Белоруссией Союзного государства, выражающегося в максимальном экономическом сближении. Но, что, если речь не идет об интеграционной составляющей такого шага?
Экономика или политика?
В данном решении белорусского правительства можно найти больше политики, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, тесное экономическое сотрудничество, в том числе с использованием экспортной инфраструктуры России возможно (и предусмотрено) в рамках интеграционных процессов двух стран. Тогда «переброс» товаропотока из Литвы в Россию имеет смысл, так как белорусские нерезиденты могут быть приравнены к местным субъектам хозяйствования, что сделало бы такое перенаправление более выгодным (из-за логистического увеличения маршрута транспортировки).
В противном случае, если описанное выше решение имеет «частный» и единичный характер, то есть не продиктовано «в том числе» экономикой, а является чисто политической акцией, то подобная «месть» может иметь неприятные последствия для и без того не слишком развитого белорусского экспорта, поскольку транспортировка через порты России не так выгодна, как по «прямому» маршруту через Литву.
Ну а для Вильнюса же такое решение станет едва ли не «контрольным выстрелом» в сердце экономики республики, поскольку чуть ранее из-за русофобии единственные работающие в стране портовые предприятия лишились российских грузов. Уход Белоруссии, скорее всего, станет критическим шоком для экономики всей Прибалтики.
Николай Грицай