
«Газпром» попробует заставить Европу бороться за «Северный поток-2»
С начала сезона обогрева Европейские энергетические компании отобрали из подземных газовых хранилищ газа рекордные объемы топлива. Подобные показатели были только в 2017 году, а по сравнению с прошлым, теплым годом, цифры выросли в два раза. Такое положение дел на руку российскому «Газпрому», который с большой охотой снабжает европейских потребителей сырьем из своих запасов находящихся на территории ЕС. К увеличению экспорта газа или показателей эффективности работы «Газпрома» данная ситуация вряд ли приведет, зато она может сыграть важную роль в долгосрочной перспективе по поводу «Северного потока-2».
Переполненные газовые хранилища явились следствием двух факторов: теплой зимы прошлого года и стратегией российского газового монополиста, который готовясь к прекращению транзита через Украину, «накачивал» ЕС газом, чтобы иметь возможность продавать сырье и исполнять контрактные обязательства перед западными клиентами во что бы то ни стало.
На практике получилось совсем иначе, но в итоге российская компания осталась в плюсе. Теперь же высокий спрос из-за холодов в начале месяца и отток СПГ в Азию, где цены бьют все рекорды, заставляет ЕС активно обращаться к монополисту – российскому «Газпрому» и его главному товару. Поступая довольно предусмотрительно, холдинг продает именно нерастаможенный газ из своих хранилищ, а не увеличивает экспортные показатели.
Расчет очень прост: наличие больших запасов топлива на своей территории, делал ЕС малосговорчивым и в каком-то роде независимым, «непуганным», разговаривающим с Москвой свысока. Естественным кажется желания российской стороны лишить Европу столь могущественного козыря и рычага влияния.

Обычно, после прохождения отопительного сезона, ближе к середине года, летом, когда из-за снижения потребления и уменьшения спроса цены на сырье падают, государства начинают скупать дешевеющее топливо и закачивать его на хранение в ПХГ. Логично попытаться «заставить» Европу как можно больше опустошить свои хранилища и уменьшить запасы, чтобы потом предложить «свой товар», что, собственно, «Газпром» и пытается делать.
Причем с оглядкой на «Северный поток-2», поскольку чтобы заполнить подземные резервуары в ЕС потребуются большие поставки, обеспечить которые может «Газпром», но которому нужна транзитная инфраструктура. Тем более, когда по договору с Украиной, российская сторона и вовсе имеет право снизить прокачку сырья до минимума посредством ГТС соседа.
С учетом дороговизны СПГ, а также его несопоставимых с трубопроводным газом количествах, Брюссель может столкнуться с нехваткой топлива на будущий отопительный сезон и лишиться энергобезопасности перед началом зимы. Восполнить газовый «голод» Старого света без привлечения ГТС Украины, могут только обе нитки «Северного потока».
Таким образом, действия «Газпрома» похожи на мягкий шантаж, но, в то же время, полны здравого расчета и прагматизма. Возможно, таким нехитрым способом, Россия предъявляет серьезный аргумент в пользу СП-2, которому осталось совсем чуть-чуть, чтобы дотянуться (в прямом смысле) до ЕС, заставляя Европу бороться за выгоду, а не просто поддерживать газопровод на словах.
Как говорят эксперты, такое намерение не обязательно сработает, но то, что российская сторона попытается это сделать, несомненно. У РФ просто нет другого выхода.
Николай Грицай
План «Б» для «Газпрома»
Переполненные газовые хранилища явились следствием двух факторов: теплой зимы прошлого года и стратегией российского газового монополиста, который готовясь к прекращению транзита через Украину, «накачивал» ЕС газом, чтобы иметь возможность продавать сырье и исполнять контрактные обязательства перед западными клиентами во что бы то ни стало.
На практике получилось совсем иначе, но в итоге российская компания осталась в плюсе. Теперь же высокий спрос из-за холодов в начале месяца и отток СПГ в Азию, где цены бьют все рекорды, заставляет ЕС активно обращаться к монополисту – российскому «Газпрому» и его главному товару. Поступая довольно предусмотрительно, холдинг продает именно нерастаможенный газ из своих хранилищ, а не увеличивает экспортные показатели.
Расчет очень прост: наличие больших запасов топлива на своей территории, делал ЕС малосговорчивым и в каком-то роде независимым, «непуганным», разговаривающим с Москвой свысока. Естественным кажется желания российской стороны лишить Европу столь могущественного козыря и рычага влияния.

Попытка шантажа
Обычно, после прохождения отопительного сезона, ближе к середине года, летом, когда из-за снижения потребления и уменьшения спроса цены на сырье падают, государства начинают скупать дешевеющее топливо и закачивать его на хранение в ПХГ. Логично попытаться «заставить» Европу как можно больше опустошить свои хранилища и уменьшить запасы, чтобы потом предложить «свой товар», что, собственно, «Газпром» и пытается делать.
Причем с оглядкой на «Северный поток-2», поскольку чтобы заполнить подземные резервуары в ЕС потребуются большие поставки, обеспечить которые может «Газпром», но которому нужна транзитная инфраструктура. Тем более, когда по договору с Украиной, российская сторона и вовсе имеет право снизить прокачку сырья до минимума посредством ГТС соседа.
С учетом дороговизны СПГ, а также его несопоставимых с трубопроводным газом количествах, Брюссель может столкнуться с нехваткой топлива на будущий отопительный сезон и лишиться энергобезопасности перед началом зимы. Восполнить газовый «голод» Старого света без привлечения ГТС Украины, могут только обе нитки «Северного потока».
Таким образом, действия «Газпрома» похожи на мягкий шантаж, но, в то же время, полны здравого расчета и прагматизма. Возможно, таким нехитрым способом, Россия предъявляет серьезный аргумент в пользу СП-2, которому осталось совсем чуть-чуть, чтобы дотянуться (в прямом смысле) до ЕС, заставляя Европу бороться за выгоду, а не просто поддерживать газопровод на словах.
Как говорят эксперты, такое намерение не обязательно сработает, но то, что российская сторона попытается это сделать, несомненно. У РФ просто нет другого выхода.
Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...