
«Газпром» попробует заставить Европу бороться за «Северный поток-2»
С начала сезона обогрева Европейские энергетические компании отобрали из подземных газовых хранилищ газа рекордные объемы топлива. Подобные показатели были только в 2017 году, а по сравнению с прошлым, теплым годом, цифры выросли в два раза. Такое положение дел на руку российскому «Газпрому», который с большой охотой снабжает европейских потребителей сырьем из своих запасов находящихся на территории ЕС. К увеличению экспорта газа или показателей эффективности работы «Газпрома» данная ситуация вряд ли приведет, зато она может сыграть важную роль в долгосрочной перспективе по поводу «Северного потока-2».
Переполненные газовые хранилища явились следствием двух факторов: теплой зимы прошлого года и стратегией российского газового монополиста, который готовясь к прекращению транзита через Украину, «накачивал» ЕС газом, чтобы иметь возможность продавать сырье и исполнять контрактные обязательства перед западными клиентами во что бы то ни стало.
На практике получилось совсем иначе, но в итоге российская компания осталась в плюсе. Теперь же высокий спрос из-за холодов в начале месяца и отток СПГ в Азию, где цены бьют все рекорды, заставляет ЕС активно обращаться к монополисту – российскому «Газпрому» и его главному товару. Поступая довольно предусмотрительно, холдинг продает именно нерастаможенный газ из своих хранилищ, а не увеличивает экспортные показатели.
Расчет очень прост: наличие больших запасов топлива на своей территории, делал ЕС малосговорчивым и в каком-то роде независимым, «непуганным», разговаривающим с Москвой свысока. Естественным кажется желания российской стороны лишить Европу столь могущественного козыря и рычага влияния.

Обычно, после прохождения отопительного сезона, ближе к середине года, летом, когда из-за снижения потребления и уменьшения спроса цены на сырье падают, государства начинают скупать дешевеющее топливо и закачивать его на хранение в ПХГ. Логично попытаться «заставить» Европу как можно больше опустошить свои хранилища и уменьшить запасы, чтобы потом предложить «свой товар», что, собственно, «Газпром» и пытается делать.
Причем с оглядкой на «Северный поток-2», поскольку чтобы заполнить подземные резервуары в ЕС потребуются большие поставки, обеспечить которые может «Газпром», но которому нужна транзитная инфраструктура. Тем более, когда по договору с Украиной, российская сторона и вовсе имеет право снизить прокачку сырья до минимума посредством ГТС соседа.
С учетом дороговизны СПГ, а также его несопоставимых с трубопроводным газом количествах, Брюссель может столкнуться с нехваткой топлива на будущий отопительный сезон и лишиться энергобезопасности перед началом зимы. Восполнить газовый «голод» Старого света без привлечения ГТС Украины, могут только обе нитки «Северного потока».
Таким образом, действия «Газпрома» похожи на мягкий шантаж, но, в то же время, полны здравого расчета и прагматизма. Возможно, таким нехитрым способом, Россия предъявляет серьезный аргумент в пользу СП-2, которому осталось совсем чуть-чуть, чтобы дотянуться (в прямом смысле) до ЕС, заставляя Европу бороться за выгоду, а не просто поддерживать газопровод на словах.
Как говорят эксперты, такое намерение не обязательно сработает, но то, что российская сторона попытается это сделать, несомненно. У РФ просто нет другого выхода.
Николай Грицай
План «Б» для «Газпрома»
Переполненные газовые хранилища явились следствием двух факторов: теплой зимы прошлого года и стратегией российского газового монополиста, который готовясь к прекращению транзита через Украину, «накачивал» ЕС газом, чтобы иметь возможность продавать сырье и исполнять контрактные обязательства перед западными клиентами во что бы то ни стало.
На практике получилось совсем иначе, но в итоге российская компания осталась в плюсе. Теперь же высокий спрос из-за холодов в начале месяца и отток СПГ в Азию, где цены бьют все рекорды, заставляет ЕС активно обращаться к монополисту – российскому «Газпрому» и его главному товару. Поступая довольно предусмотрительно, холдинг продает именно нерастаможенный газ из своих хранилищ, а не увеличивает экспортные показатели.
Расчет очень прост: наличие больших запасов топлива на своей территории, делал ЕС малосговорчивым и в каком-то роде независимым, «непуганным», разговаривающим с Москвой свысока. Естественным кажется желания российской стороны лишить Европу столь могущественного козыря и рычага влияния.

Попытка шантажа
Обычно, после прохождения отопительного сезона, ближе к середине года, летом, когда из-за снижения потребления и уменьшения спроса цены на сырье падают, государства начинают скупать дешевеющее топливо и закачивать его на хранение в ПХГ. Логично попытаться «заставить» Европу как можно больше опустошить свои хранилища и уменьшить запасы, чтобы потом предложить «свой товар», что, собственно, «Газпром» и пытается делать.
Причем с оглядкой на «Северный поток-2», поскольку чтобы заполнить подземные резервуары в ЕС потребуются большие поставки, обеспечить которые может «Газпром», но которому нужна транзитная инфраструктура. Тем более, когда по договору с Украиной, российская сторона и вовсе имеет право снизить прокачку сырья до минимума посредством ГТС соседа.
С учетом дороговизны СПГ, а также его несопоставимых с трубопроводным газом количествах, Брюссель может столкнуться с нехваткой топлива на будущий отопительный сезон и лишиться энергобезопасности перед началом зимы. Восполнить газовый «голод» Старого света без привлечения ГТС Украины, могут только обе нитки «Северного потока».
Таким образом, действия «Газпрома» похожи на мягкий шантаж, но, в то же время, полны здравого расчета и прагматизма. Возможно, таким нехитрым способом, Россия предъявляет серьезный аргумент в пользу СП-2, которому осталось совсем чуть-чуть, чтобы дотянуться (в прямом смысле) до ЕС, заставляя Европу бороться за выгоду, а не просто поддерживать газопровод на словах.
Как говорят эксперты, такое намерение не обязательно сработает, но то, что российская сторона попытается это сделать, несомненно. У РФ просто нет другого выхода.
Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иностранные газовозы, возившие балтийский СПГ, остались не у дел
Иностранные танкеры СПГ, которые обслуживали попавшие под санкции проекты «Портовая» и «Криогаз Высоцк», простаивают почти три месяца. Суда принадлежат...

Россиянам рассказали о среднем размере пенсии в стране
По данным Социального фонда, на 1 января 2025 года средний размер назначенных пенсий в целом по Российской Федерации составил: 23 175,2 рубля. Средняя пенсия...

Остров будущего: Россия и Китай вместе освоят территорию на Дальнем Востоке
Россия и Китай объединяются для освоения Большого Уссурийского острова. Совместными силами страны планируют превратить его в транспортно-логистический хаб...

Почему запасов нефти России хватит лишь на 26 лет
Россия и её энергетическая отрасль стоят перед грозным вызовом: разведанных объемов нефти, составляющих 31 млрд тонн, стране хватит лишь на 26 лет при текущем...

Германия меняет своё отношение к АЭС
Берлин изменил свое отношение к атомной энергетике и готов налаживать отношения с Францией, где АЭС являются основным источником генерации. Германия сама стала...

«Атомфлот» заплатит 1,5 миллиона долларов за повреждение танкера «Федор Литке»
Арбитражный суд в Мурманской области вынес решение, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Атомфлот» обязано выплатить...

Британия превращается в страну-банкрот
В Британии никто не верит, что правительство лейбористов справится с нахлынувшими как из ящика Пандоры проблемами, среди которых банкротства городов и...

СПГ-кризис в России: танкеры остались в море, не найдя покупателей
Попавший под санкции российский завод по производству СПГ запустил новую вторую очередь. При этом продать газ с первой очереди «Арктик СПГ-2» не удалось:...

Система маркировки «Честный знак»: сопротивление теневого рынка
Система маркировки «Честный знак», внедренная в России с 2016 года, задумывалась как инструмент борьбы с нелегальным оборотом товаров, контрафактом и защитой...

Власти Днепра и Харькова бросают свои города
В двух крупнейших прифронтовых областных центрах Украины власти бросили население на произвол судьбы и занимаются решением своих шкурных проблем. В Днепре...

Невиданные до этого санкции: ЕС неожиданно нанёс удар по рыболовству России
Новый пакет европейских санкций затронул российские рыбопромышленные компании. Последствия ограничений могут отрицательно сказаться на отрасли....

Возвращение легенды: «Аэрофлот» закупит 11 новых модернизированных Ту-214
«Аэрофлот» возвращается к отечественным самолётам. Перевозчик заключил контракт, по которому получит модернизированные казанские Ту-214....

Россия возвращается на угольный рынок Бразилии
В апреле 2025 года Россия вновь начала экспортировать уголь в Бразилию после двухмесячного перерыва в феврале – марте 2025 года. Весенняя закупка оценивается в...

Челябинская загадка: 20 лет рыть метро, чтобы уткнуться в стену
Сомнений в необходимости проекта ценой 73 млрд рублей все больше...

Спасти продажи любой ценой: «АвтоВАЗ» готовит невиданные скидки для россиян
В России планируют повысить спрос на отечественные автомобили с помощью дополнительных скидок. Меры могут стать беспрецедентными для внутреннего рынка....

Прибалтийский гигант не вынес схватку с удобрениями из России
Achema по-прежнему не может адаптироваться к ценам на газ, которые и сейчас более чем вдвое превышают докризисные. С 2022 года Литва не получает российский газ....