
Польша ставит под угрозу свои НПЗ: Варшава отвергла тяжелую нефть из РФ
В январе 2021 года истек срок контракта между польской Orlen и «Роснефтью». Варшава отказалась продлевать договор, так как ее не устроила цена. Этим Польша лишила себя выгодных и необходимых поставок тяжелой нефти. Теперь ей придется либо закупать необходимое сырье через перекупщиков, либо перестраивать инфраструктуру.
При этом «Роснефть» достаточно быстро нашла замену Польше, которая отказалась от поставок. Чем это угрожает Варшаве и почему нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) этой страны все равно вернутся к российскому сырью?
Срок контракта между Orlen и «Роснефтью» истек 31 января 2021 года. В феврале российская компания еще отгрузит 3 дополнительных партии нефти объемом по 100 тысяч тонн из балтийских портов в Польшу. Но дальше вопрос поставок Urals окажется для европейской страны очень острым.
Любые НПЗ работают на смеси разных сортов нефти. Завод не может использовать только легкие ближневосточные сорта (Arab Light) или американскую WTI. Для производства в любом случае потребуется какой-то тяжелый сорт нефти. Причем полностью исключить российское сырье не получится. Инфраструктура нефтеперерабатывающего завода выстроена таким образом, чтобы использовать конкретные сорта.
Выходит, польские НПЗ, привыкшие работать с Urals, все равно будут нуждаться в этом сырье. Варшаве придется либо закупить российскую нефть у перекупщиков по более высокой цене, либо менять инфраструктуру, чтобы использовать канадскую или венесуэльскую тяжелую нефть.
Разрыв контракта должен был негативно отразиться на обеих сторонах. Но «Роснефть» быстро нашла замену Польше. Выпадающие объемы российская компания направит на балтийские порты. Отмечается, что партии будут отгружены из Приморска и Усть-Луги в конце февраля. Эту нефть получат нефтетрейдеры Glencore и Trafigura по долгосрочным контрактам о предэкспортном финансировании. Причем «Роснефть» не понесет слишком больших издержек из-за увеличения логистического плеча.
Выходит, российская экономика в любом случае получит доход благодаря налогам от торговых операций нефтегазовой компании. При этом Варшава потеряла тяжелую нефть РФ, а значит, польским НПЗ придется искать посредников, ведь перенастраивать инфраструктуру слишком дорого.
Сегодня польские переработчики не хотят идти на уступки из-за невысокой маржи переработки в условиях пониженного спроса на нефтепродукты, которая вызвана пандемией. Но в долгосрочной перспективе, нравится это Варшаве или нет, ей придется договариваться с Россией, если она хочет сохранить свою нефтеперерабатывающую отрасль.
Илья Круглей
При этом «Роснефть» достаточно быстро нашла замену Польше, которая отказалась от поставок. Чем это угрожает Варшаве и почему нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) этой страны все равно вернутся к российскому сырью?
Польша ставит под угрозу свои НПЗ
Срок контракта между Orlen и «Роснефтью» истек 31 января 2021 года. В феврале российская компания еще отгрузит 3 дополнительных партии нефти объемом по 100 тысяч тонн из балтийских портов в Польшу. Но дальше вопрос поставок Urals окажется для европейской страны очень острым.
Любые НПЗ работают на смеси разных сортов нефти. Завод не может использовать только легкие ближневосточные сорта (Arab Light) или американскую WTI. Для производства в любом случае потребуется какой-то тяжелый сорт нефти. Причем полностью исключить российское сырье не получится. Инфраструктура нефтеперерабатывающего завода выстроена таким образом, чтобы использовать конкретные сорта.
Выходит, польские НПЗ, привыкшие работать с Urals, все равно будут нуждаться в этом сырье. Варшаве придется либо закупить российскую нефть у перекупщиков по более высокой цене, либо менять инфраструктуру, чтобы использовать канадскую или венесуэльскую тяжелую нефть.
Быстрая замена покупателей
Разрыв контракта должен был негативно отразиться на обеих сторонах. Но «Роснефть» быстро нашла замену Польше. Выпадающие объемы российская компания направит на балтийские порты. Отмечается, что партии будут отгружены из Приморска и Усть-Луги в конце февраля. Эту нефть получат нефтетрейдеры Glencore и Trafigura по долгосрочным контрактам о предэкспортном финансировании. Причем «Роснефть» не понесет слишком больших издержек из-за увеличения логистического плеча.
Выходит, российская экономика в любом случае получит доход благодаря налогам от торговых операций нефтегазовой компании. При этом Варшава потеряла тяжелую нефть РФ, а значит, польским НПЗ придется искать посредников, ведь перенастраивать инфраструктуру слишком дорого.
Сегодня польские переработчики не хотят идти на уступки из-за невысокой маржи переработки в условиях пониженного спроса на нефтепродукты, которая вызвана пандемией. Но в долгосрочной перспективе, нравится это Варшаве или нет, ей придется договариваться с Россией, если она хочет сохранить свою нефтеперерабатывающую отрасль.
Илья Круглей
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иск к бывшим топ-менеджерам «Газпрома»: что стоит за данным делом?
В последние дни российские бизнес-круги потрясены новыми подробностями громкого иска, который был инициирован заместителем генерального прокурора Российской...

В Сибири возрождается центр тяжелого машиностроения
В Емельяновском районе Красноярского края полным ходом идет возведения Центра тяжелого машиностроения. Данный проект призван возродить традиции промышленного...

Будущее в ожидании: строительство завода S7 в Санкт-Петербурге заморожено
Компания «Центр разработок С7», входящая в состав группы S7, приняла неожиданное решение приостановить строительство завода для производства деталей...

Группу компаний «Главпродукт» могут национализировать
Московский арбитражный суд готовится рассмотреть ходатайство Генеральной прокуратуры об аресте активов владельца группы компаний «Главпродукт» Леонида...

Россия и палладий: резкий рост поставок в США
В январе 2025 года Россия внезапно увеличила поставки палладия в Соединенные Штаты более чем в пять раз, достигнув серьезной суммы в 84,8 миллиона долларов....

Русская фотонная интегральная схема перевернула мир
Если бы не Чубайс, Россия могла освоить выпуск сверхбыстрых чипов для национальной связи 5G еще 10 лет назад...

Маркетплейсы убивают экономику: WB и OZON назвали причиной дикой инфляции
В РФ выявили неожиданную причину роста инфляции. По мнению эксперта, в небывалом росте цен на товары виноваты интернет-сервисы продаж...

Сотни тысяч непроданных машин уйдут за копейки
На многие новые авто, ждущие покупателей аж с 2023 года, уже просто не выпускают запчасти...

В чём причина аварии на АЭС в Финляндии?
В Финляндии на атомной электростанции «Олкилуото-3» 7 марта произошла утечка около 100 куб. м теплоносителя (охлаждающей воды). В сообщении пресс-службы...

РФ заблокировала больше денег Запада, чем тот российских
Об этом мало говорят, но на территории России заблокировано больше западных денег, чем на Западе российских. Поэтому и так тормозится процесс экспроприации...

Первый в России высокоскоростной поезд: шаг к новым технологиям
Скорость, эффективность и современные технологии – ключевые аспекты, которые влияют на будущее пассажирских перевозок. В связи с этим состоялось важное событие...

Российский рынок труда: приоритеты будут меняться
В последние несколько лет российский рынок труда претерпел значительные изменения. Этот процесс обусловлен не только глобальными экономическими трендами, но и...

Россиян могут шокировать новые счета за электричество
По всей России прокатилась волна возмущения, вызванная резко возросшими платежами за электроэнергию. Новое постановление правительства о дифференциации...

Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»
Газотурбинные движки для большой авиации мы делать умеем. С малой все гораздо хуже...

Граждан России опять обложили
Джанни Родари с его «налогом на дождь» отдыхает...

Просроченная задолженность россиян по кредитным картам поставила рекорд
По итогам января 2025 года просроченная задолженность по кредитным картам впервые перешагнула отметку в полтриллиона рублей, достигнув внушительной суммы в 510...