
Польша ставит под угрозу свои НПЗ: Варшава отвергла тяжелую нефть из РФ
В январе 2021 года истек срок контракта между польской Orlen и «Роснефтью». Варшава отказалась продлевать договор, так как ее не устроила цена. Этим Польша лишила себя выгодных и необходимых поставок тяжелой нефти. Теперь ей придется либо закупать необходимое сырье через перекупщиков, либо перестраивать инфраструктуру.
При этом «Роснефть» достаточно быстро нашла замену Польше, которая отказалась от поставок. Чем это угрожает Варшаве и почему нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) этой страны все равно вернутся к российскому сырью?
Срок контракта между Orlen и «Роснефтью» истек 31 января 2021 года. В феврале российская компания еще отгрузит 3 дополнительных партии нефти объемом по 100 тысяч тонн из балтийских портов в Польшу. Но дальше вопрос поставок Urals окажется для европейской страны очень острым.
Любые НПЗ работают на смеси разных сортов нефти. Завод не может использовать только легкие ближневосточные сорта (Arab Light) или американскую WTI. Для производства в любом случае потребуется какой-то тяжелый сорт нефти. Причем полностью исключить российское сырье не получится. Инфраструктура нефтеперерабатывающего завода выстроена таким образом, чтобы использовать конкретные сорта.
Выходит, польские НПЗ, привыкшие работать с Urals, все равно будут нуждаться в этом сырье. Варшаве придется либо закупить российскую нефть у перекупщиков по более высокой цене, либо менять инфраструктуру, чтобы использовать канадскую или венесуэльскую тяжелую нефть.
Разрыв контракта должен был негативно отразиться на обеих сторонах. Но «Роснефть» быстро нашла замену Польше. Выпадающие объемы российская компания направит на балтийские порты. Отмечается, что партии будут отгружены из Приморска и Усть-Луги в конце февраля. Эту нефть получат нефтетрейдеры Glencore и Trafigura по долгосрочным контрактам о предэкспортном финансировании. Причем «Роснефть» не понесет слишком больших издержек из-за увеличения логистического плеча.
Выходит, российская экономика в любом случае получит доход благодаря налогам от торговых операций нефтегазовой компании. При этом Варшава потеряла тяжелую нефть РФ, а значит, польским НПЗ придется искать посредников, ведь перенастраивать инфраструктуру слишком дорого.
Сегодня польские переработчики не хотят идти на уступки из-за невысокой маржи переработки в условиях пониженного спроса на нефтепродукты, которая вызвана пандемией. Но в долгосрочной перспективе, нравится это Варшаве или нет, ей придется договариваться с Россией, если она хочет сохранить свою нефтеперерабатывающую отрасль.
Илья Круглей
При этом «Роснефть» достаточно быстро нашла замену Польше, которая отказалась от поставок. Чем это угрожает Варшаве и почему нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) этой страны все равно вернутся к российскому сырью?
Польша ставит под угрозу свои НПЗ
Срок контракта между Orlen и «Роснефтью» истек 31 января 2021 года. В феврале российская компания еще отгрузит 3 дополнительных партии нефти объемом по 100 тысяч тонн из балтийских портов в Польшу. Но дальше вопрос поставок Urals окажется для европейской страны очень острым.
Любые НПЗ работают на смеси разных сортов нефти. Завод не может использовать только легкие ближневосточные сорта (Arab Light) или американскую WTI. Для производства в любом случае потребуется какой-то тяжелый сорт нефти. Причем полностью исключить российское сырье не получится. Инфраструктура нефтеперерабатывающего завода выстроена таким образом, чтобы использовать конкретные сорта.
Выходит, польские НПЗ, привыкшие работать с Urals, все равно будут нуждаться в этом сырье. Варшаве придется либо закупить российскую нефть у перекупщиков по более высокой цене, либо менять инфраструктуру, чтобы использовать канадскую или венесуэльскую тяжелую нефть.
Быстрая замена покупателей
Разрыв контракта должен был негативно отразиться на обеих сторонах. Но «Роснефть» быстро нашла замену Польше. Выпадающие объемы российская компания направит на балтийские порты. Отмечается, что партии будут отгружены из Приморска и Усть-Луги в конце февраля. Эту нефть получат нефтетрейдеры Glencore и Trafigura по долгосрочным контрактам о предэкспортном финансировании. Причем «Роснефть» не понесет слишком больших издержек из-за увеличения логистического плеча.
Выходит, российская экономика в любом случае получит доход благодаря налогам от торговых операций нефтегазовой компании. При этом Варшава потеряла тяжелую нефть РФ, а значит, польским НПЗ придется искать посредников, ведь перенастраивать инфраструктуру слишком дорого.
Сегодня польские переработчики не хотят идти на уступки из-за невысокой маржи переработки в условиях пониженного спроса на нефтепродукты, которая вызвана пандемией. Но в долгосрочной перспективе, нравится это Варшаве или нет, ей придется договариваться с Россией, если она хочет сохранить свою нефтеперерабатывающую отрасль.
Илья Круглей
- pixabay.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...