
Постсоветская Прибалтика: экономическое чудо, или прибалтов ««неправильно проинформировали»...
Спешка, с которой прибалтийское трио покидало Союз в конце 80-х, вызывало ощущение, что они точно знают, что делают и, главное, ради чего. Подобные стремительные и яростные, пропитанные упорством шаги по демократизации государства и общества, либерализации экономики, должны были привести к заметному и ощутимому результату. Однако дальнейшее развитие политической и экономической ситуации в регионе развеяло некоторые мифы, обнажив определенные тенденции, характерные для любой постсоветской республики, избежать которых при трансформации, не удалось никому.
В составе СССР Прибалтика была вожделенным раем свободы и дозволенного инакомыслия, советской Европой. Этому способствовали небольшие размеры государственных образований с уровнем дохода населения выше, чем в среднем по Союзу, а также развитая экономика, славившаяся не только портовой инфраструктурой, приспособленной для экспорта, но и машиностроением, радиоэлектроникой, знаменитой рыбной продукцией, и, конечно же, близостью Запада.
Однако, весь лоск и богатство именно советской Прибалтики был основан на тесном сотрудничестве с СССР, с пребыванием в его составе, как бы это неприятно ни звучало для уха любого прибалта. Во-первых, это связано с ориентированием на рынок сбыта внутри многонационального государства, во-вторых, благодаря дотациям из госбюджета, в том числе на поддержание предприятий и целых отраслей экономики. Все это создавало благоприятные, если не сказать больше, льготные условия для развития местной экономики. К 1990 году по ВВП на душу населения в мире страны региона занимали места в рейтинге в промежутке между 39-м и 46-м.
В целом, за годы советской «оккупации» и «коммунистического режима», Прибалтийские страны ощутили довольно серьезную диверсификацию и перемены во всей структуре экономической системы, потому что в отрыве от России, государства региона описываются историками исключительно как классические аграрные державы. После так называемой «оккупации», Прибалтика неизменно характеризуется исключительно как область с развитой инфраструктурой портов, сетью железных и автомобильных дорог и обширной промышленностью.
С поспешным выходом из состава СССР, Латвия, Эстония и Литва не утратили статус «витрины», только изменили позицию: теперь они были рекламой капиталистического образа жизни и демократических перемен. Точнее, должны были стать. Обращенные на них взгляды советских республик, все еще формально пребывающих в составе империи, должны были быть поражены экономическим переменам, именуемым не иначе как «чудо», а также наличием гражданских свобод и возможности заниматься частным бизнесом и владеть неограниченной собственностью.
Но все, как известно, пошло совсем по другому пути. После выхода из СССР, в странах Прибалтики были введены национальные валюты и начата массовая приватизация советского промышленного наследия. Все это привело не к росту, а к затяжному и всеобъемлющему кризису. Как отмечают эксперты, это произошло из-за «доминирования политики над экономикой» в процессе реформирования всей системы. В итоге, падение показателей в ходе трансформационного кризиса было чрезвычайно глубоким: 35% в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.
Эпоха «турбулентности» (начало 90-х и до середины десятилетия) подошла к концу к началу нового тысячелетия. А экономический подъем был связан отнюдь не со вступлением трех стран в Евросоюз, а с «советским наследием» и торговле с развивающейся ускоренными темпами Россией.
После утраты и истощения доставшегося от СССР богатства, прибалты вынуждены были искать иные пути экономической активности и нашли его в иностранном капитале, который пришел в регион только после уменьшения размеров страховых премий. Но даже благодаря этим деньгам, «чуда» не произошло. Регион стремительно пустеет, наблюдается колоссальный отток трудовой рабочей силы в силу открытых после вступления в ЕС границ. Разве что, некоторое время наблюдался ажиотажный строительный бум.
С середины 2000-х наблюдается неуклонное падение макроэкономических показателей Прибалтийских государств, демонстрирующих вялые темпы роста, а порой даже отрицательные цифры развития. Некоторые специалисты называют такие причины полного краха «прибалтийской мечты»: полная деиндустриализация (фактически, «снос» промышленности), политизация сугубо экономических процессов, выдача дорогих кредитов на средства иностранных займов, ориентация на узкий круг партнеров (политические мотивы), спекуляции на финансовом рынке и многое другое.
Можно утверждать, что постсоветская Прибалтика прошла характерный, со всеми вытекающими последствиями для «демократизующихся» государств, путь. Чуда, на которое рассчитывало, в первую очередь, население трех стран, не произошло. Миф о богатстве от одного только нахождения в Еврозоне не оправдался, оказавшись ложью пропаганды антисоветчиков. Выходит, самих прибалтов «неправильно проинформировали» о возможностях и реальных последствиях распада. Впрочем, обман продолжается до сих пор, так как сказка и последняя реклама о европейской мечте, полностью разрушена, а молодёжь потоками устремляется на Запад.
«Витрина коммунизма»
В составе СССР Прибалтика была вожделенным раем свободы и дозволенного инакомыслия, советской Европой. Этому способствовали небольшие размеры государственных образований с уровнем дохода населения выше, чем в среднем по Союзу, а также развитая экономика, славившаяся не только портовой инфраструктурой, приспособленной для экспорта, но и машиностроением, радиоэлектроникой, знаменитой рыбной продукцией, и, конечно же, близостью Запада.
Однако, весь лоск и богатство именно советской Прибалтики был основан на тесном сотрудничестве с СССР, с пребыванием в его составе, как бы это неприятно ни звучало для уха любого прибалта. Во-первых, это связано с ориентированием на рынок сбыта внутри многонационального государства, во-вторых, благодаря дотациям из госбюджета, в том числе на поддержание предприятий и целых отраслей экономики. Все это создавало благоприятные, если не сказать больше, льготные условия для развития местной экономики. К 1990 году по ВВП на душу населения в мире страны региона занимали места в рейтинге в промежутке между 39-м и 46-м.
В целом, за годы советской «оккупации» и «коммунистического режима», Прибалтийские страны ощутили довольно серьезную диверсификацию и перемены во всей структуре экономической системы, потому что в отрыве от России, государства региона описываются историками исключительно как классические аграрные державы. После так называемой «оккупации», Прибалтика неизменно характеризуется исключительно как область с развитой инфраструктурой портов, сетью железных и автомобильных дорог и обширной промышленностью.
Экономическое чудо?
С поспешным выходом из состава СССР, Латвия, Эстония и Литва не утратили статус «витрины», только изменили позицию: теперь они были рекламой капиталистического образа жизни и демократических перемен. Точнее, должны были стать. Обращенные на них взгляды советских республик, все еще формально пребывающих в составе империи, должны были быть поражены экономическим переменам, именуемым не иначе как «чудо», а также наличием гражданских свобод и возможности заниматься частным бизнесом и владеть неограниченной собственностью.
Но все, как известно, пошло совсем по другому пути. После выхода из СССР, в странах Прибалтики были введены национальные валюты и начата массовая приватизация советского промышленного наследия. Все это привело не к росту, а к затяжному и всеобъемлющему кризису. Как отмечают эксперты, это произошло из-за «доминирования политики над экономикой» в процессе реформирования всей системы. В итоге, падение показателей в ходе трансформационного кризиса было чрезвычайно глубоким: 35% в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.
Эпоха «турбулентности» (начало 90-х и до середины десятилетия) подошла к концу к началу нового тысячелетия. А экономический подъем был связан отнюдь не со вступлением трех стран в Евросоюз, а с «советским наследием» и торговле с развивающейся ускоренными темпами Россией.
После утраты и истощения доставшегося от СССР богатства, прибалты вынуждены были искать иные пути экономической активности и нашли его в иностранном капитале, который пришел в регион только после уменьшения размеров страховых премий. Но даже благодаря этим деньгам, «чуда» не произошло. Регион стремительно пустеет, наблюдается колоссальный отток трудовой рабочей силы в силу открытых после вступления в ЕС границ. Разве что, некоторое время наблюдался ажиотажный строительный бум.
С середины 2000-х наблюдается неуклонное падение макроэкономических показателей Прибалтийских государств, демонстрирующих вялые темпы роста, а порой даже отрицательные цифры развития. Некоторые специалисты называют такие причины полного краха «прибалтийской мечты»: полная деиндустриализация (фактически, «снос» промышленности), политизация сугубо экономических процессов, выдача дорогих кредитов на средства иностранных займов, ориентация на узкий круг партнеров (политические мотивы), спекуляции на финансовом рынке и многое другое.
Можно утверждать, что постсоветская Прибалтика прошла характерный, со всеми вытекающими последствиями для «демократизующихся» государств, путь. Чуда, на которое рассчитывало, в первую очередь, население трех стран, не произошло. Миф о богатстве от одного только нахождения в Еврозоне не оправдался, оказавшись ложью пропаганды антисоветчиков. Выходит, самих прибалтов «неправильно проинформировали» о возможностях и реальных последствиях распада. Впрочем, обман продолжается до сих пор, так как сказка и последняя реклама о европейской мечте, полностью разрушена, а молодёжь потоками устремляется на Запад.
- Николай Грицай
- сайт порта Вентспилс
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

Производство авиационных двигателей продолжает развиваться в Москве
Крупнейший российский производитель авиадвигателей получил финансирование для развития производства. Соглашение между «Объединенной двигателестроительной...

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...

Загнать молодежь на завод: в РФ нашли необычный способ спасти производства
Новая инициатива депутатов Госдумы должна решить проблему дефицита кадров в стране. Парламентарии обратили внимание на молодёжь...

«Бензиновых королей» припугнули
Правительство дало понять магнатам, что с огнем на АЗС играть не надо...