
Постсоветская Прибалтика: экономическое чудо, или прибалтов ««неправильно проинформировали»...
Спешка, с которой прибалтийское трио покидало Союз в конце 80-х, вызывало ощущение, что они точно знают, что делают и, главное, ради чего. Подобные стремительные и яростные, пропитанные упорством шаги по демократизации государства и общества, либерализации экономики, должны были привести к заметному и ощутимому результату. Однако дальнейшее развитие политической и экономической ситуации в регионе развеяло некоторые мифы, обнажив определенные тенденции, характерные для любой постсоветской республики, избежать которых при трансформации, не удалось никому.
В составе СССР Прибалтика была вожделенным раем свободы и дозволенного инакомыслия, советской Европой. Этому способствовали небольшие размеры государственных образований с уровнем дохода населения выше, чем в среднем по Союзу, а также развитая экономика, славившаяся не только портовой инфраструктурой, приспособленной для экспорта, но и машиностроением, радиоэлектроникой, знаменитой рыбной продукцией, и, конечно же, близостью Запада.
Однако, весь лоск и богатство именно советской Прибалтики был основан на тесном сотрудничестве с СССР, с пребыванием в его составе, как бы это неприятно ни звучало для уха любого прибалта. Во-первых, это связано с ориентированием на рынок сбыта внутри многонационального государства, во-вторых, благодаря дотациям из госбюджета, в том числе на поддержание предприятий и целых отраслей экономики. Все это создавало благоприятные, если не сказать больше, льготные условия для развития местной экономики. К 1990 году по ВВП на душу населения в мире страны региона занимали места в рейтинге в промежутке между 39-м и 46-м.
В целом, за годы советской «оккупации» и «коммунистического режима», Прибалтийские страны ощутили довольно серьезную диверсификацию и перемены во всей структуре экономической системы, потому что в отрыве от России, государства региона описываются историками исключительно как классические аграрные державы. После так называемой «оккупации», Прибалтика неизменно характеризуется исключительно как область с развитой инфраструктурой портов, сетью железных и автомобильных дорог и обширной промышленностью.
С поспешным выходом из состава СССР, Латвия, Эстония и Литва не утратили статус «витрины», только изменили позицию: теперь они были рекламой капиталистического образа жизни и демократических перемен. Точнее, должны были стать. Обращенные на них взгляды советских республик, все еще формально пребывающих в составе империи, должны были быть поражены экономическим переменам, именуемым не иначе как «чудо», а также наличием гражданских свобод и возможности заниматься частным бизнесом и владеть неограниченной собственностью.
Но все, как известно, пошло совсем по другому пути. После выхода из СССР, в странах Прибалтики были введены национальные валюты и начата массовая приватизация советского промышленного наследия. Все это привело не к росту, а к затяжному и всеобъемлющему кризису. Как отмечают эксперты, это произошло из-за «доминирования политики над экономикой» в процессе реформирования всей системы. В итоге, падение показателей в ходе трансформационного кризиса было чрезвычайно глубоким: 35% в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.
Эпоха «турбулентности» (начало 90-х и до середины десятилетия) подошла к концу к началу нового тысячелетия. А экономический подъем был связан отнюдь не со вступлением трех стран в Евросоюз, а с «советским наследием» и торговле с развивающейся ускоренными темпами Россией.
После утраты и истощения доставшегося от СССР богатства, прибалты вынуждены были искать иные пути экономической активности и нашли его в иностранном капитале, который пришел в регион только после уменьшения размеров страховых премий. Но даже благодаря этим деньгам, «чуда» не произошло. Регион стремительно пустеет, наблюдается колоссальный отток трудовой рабочей силы в силу открытых после вступления в ЕС границ. Разве что, некоторое время наблюдался ажиотажный строительный бум.
С середины 2000-х наблюдается неуклонное падение макроэкономических показателей Прибалтийских государств, демонстрирующих вялые темпы роста, а порой даже отрицательные цифры развития. Некоторые специалисты называют такие причины полного краха «прибалтийской мечты»: полная деиндустриализация (фактически, «снос» промышленности), политизация сугубо экономических процессов, выдача дорогих кредитов на средства иностранных займов, ориентация на узкий круг партнеров (политические мотивы), спекуляции на финансовом рынке и многое другое.
Можно утверждать, что постсоветская Прибалтика прошла характерный, со всеми вытекающими последствиями для «демократизующихся» государств, путь. Чуда, на которое рассчитывало, в первую очередь, население трех стран, не произошло. Миф о богатстве от одного только нахождения в Еврозоне не оправдался, оказавшись ложью пропаганды антисоветчиков. Выходит, самих прибалтов «неправильно проинформировали» о возможностях и реальных последствиях распада. Впрочем, обман продолжается до сих пор, так как сказка и последняя реклама о европейской мечте, полностью разрушена, а молодёжь потоками устремляется на Запад.
«Витрина коммунизма»
В составе СССР Прибалтика была вожделенным раем свободы и дозволенного инакомыслия, советской Европой. Этому способствовали небольшие размеры государственных образований с уровнем дохода населения выше, чем в среднем по Союзу, а также развитая экономика, славившаяся не только портовой инфраструктурой, приспособленной для экспорта, но и машиностроением, радиоэлектроникой, знаменитой рыбной продукцией, и, конечно же, близостью Запада.
Однако, весь лоск и богатство именно советской Прибалтики был основан на тесном сотрудничестве с СССР, с пребыванием в его составе, как бы это неприятно ни звучало для уха любого прибалта. Во-первых, это связано с ориентированием на рынок сбыта внутри многонационального государства, во-вторых, благодаря дотациям из госбюджета, в том числе на поддержание предприятий и целых отраслей экономики. Все это создавало благоприятные, если не сказать больше, льготные условия для развития местной экономики. К 1990 году по ВВП на душу населения в мире страны региона занимали места в рейтинге в промежутке между 39-м и 46-м.
В целом, за годы советской «оккупации» и «коммунистического режима», Прибалтийские страны ощутили довольно серьезную диверсификацию и перемены во всей структуре экономической системы, потому что в отрыве от России, государства региона описываются историками исключительно как классические аграрные державы. После так называемой «оккупации», Прибалтика неизменно характеризуется исключительно как область с развитой инфраструктурой портов, сетью железных и автомобильных дорог и обширной промышленностью.
Экономическое чудо?
С поспешным выходом из состава СССР, Латвия, Эстония и Литва не утратили статус «витрины», только изменили позицию: теперь они были рекламой капиталистического образа жизни и демократических перемен. Точнее, должны были стать. Обращенные на них взгляды советских республик, все еще формально пребывающих в составе империи, должны были быть поражены экономическим переменам, именуемым не иначе как «чудо», а также наличием гражданских свобод и возможности заниматься частным бизнесом и владеть неограниченной собственностью.
Но все, как известно, пошло совсем по другому пути. После выхода из СССР, в странах Прибалтики были введены национальные валюты и начата массовая приватизация советского промышленного наследия. Все это привело не к росту, а к затяжному и всеобъемлющему кризису. Как отмечают эксперты, это произошло из-за «доминирования политики над экономикой» в процессе реформирования всей системы. В итоге, падение показателей в ходе трансформационного кризиса было чрезвычайно глубоким: 35% в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.
Эпоха «турбулентности» (начало 90-х и до середины десятилетия) подошла к концу к началу нового тысячелетия. А экономический подъем был связан отнюдь не со вступлением трех стран в Евросоюз, а с «советским наследием» и торговле с развивающейся ускоренными темпами Россией.
После утраты и истощения доставшегося от СССР богатства, прибалты вынуждены были искать иные пути экономической активности и нашли его в иностранном капитале, который пришел в регион только после уменьшения размеров страховых премий. Но даже благодаря этим деньгам, «чуда» не произошло. Регион стремительно пустеет, наблюдается колоссальный отток трудовой рабочей силы в силу открытых после вступления в ЕС границ. Разве что, некоторое время наблюдался ажиотажный строительный бум.
С середины 2000-х наблюдается неуклонное падение макроэкономических показателей Прибалтийских государств, демонстрирующих вялые темпы роста, а порой даже отрицательные цифры развития. Некоторые специалисты называют такие причины полного краха «прибалтийской мечты»: полная деиндустриализация (фактически, «снос» промышленности), политизация сугубо экономических процессов, выдача дорогих кредитов на средства иностранных займов, ориентация на узкий круг партнеров (политические мотивы), спекуляции на финансовом рынке и многое другое.
Можно утверждать, что постсоветская Прибалтика прошла характерный, со всеми вытекающими последствиями для «демократизующихся» государств, путь. Чуда, на которое рассчитывало, в первую очередь, население трех стран, не произошло. Миф о богатстве от одного только нахождения в Еврозоне не оправдался, оказавшись ложью пропаганды антисоветчиков. Выходит, самих прибалтов «неправильно проинформировали» о возможностях и реальных последствиях распада. Впрочем, обман продолжается до сих пор, так как сказка и последняя реклама о европейской мечте, полностью разрушена, а молодёжь потоками устремляется на Запад.
- Николай Грицай
- сайт порта Вентспилс
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Международные резервы России достигли небывалой цифры
С 1 марта по 1 апреля международные резервы Российской Федерации увеличились на 15 миллиардов долларов США. Из них: валютные резервы выросли на 3,4 миллиарда...

Закат подмосковной «Звезды»: в полку банкротов прибыло
Производитель военной электроники ФГУП «Электромеханический завод "Звезда"» (город Сергиев Посад), учредителем которого является Министерство...

В России могут запретить игру «Мир танков»
Кажется, в российском игровом мире назревает настоящий триллер: Генеральная прокуратура подала иск в Таганский суд Москвы с просьбой запретить деятельность...

Запуск инструментального завода в Петербурге: станки с ЧПУ теперь в безопасности
В Санкт-Петербурге на территории станкостроительного завода «Вириал» состоялся запуск крупнейшего производства, специализирующегося на выпуске металлорежущей...

Россия создала мировой авиационный прецедент
Российская авиационная промышленность сделала то, что казалось невозможным после развала Советского Союза: свой первый полет совершил полностью отечественный...

На Белоярской АЭС разрешили построить реактор будущего
Регулятор выдал лицензию на строительство на Белоярской АЭС энергоблока с реактором БН-1200М. Он считается более долговечным, эффективным и, главное, может...

Очередь к стенке: страшные уроки Курска для нового "Смерша"
Очевидно, что в воюющей стране экономические преступления, влияющие на политическую и социальную обстановку, должны предотвращаться, пресекаться и караться с...

Убытки «Газпрома» и новый проект: перспективы «Восточной системы газоснабжения»
«Газпром» продолжает развивать свою инфраструктуру, несмотря на значительные финансовые трудности, с которыми он сталкивается в последние годы. Одним из...

Возрождение России начнется с жесткой конфискации
Закон запрещает обирать до нитки коррупционера и его родственников, что только стимулирует взяточничество во власти...

Блэкаут в Европе случился из-за отсутствия российского оборудования
Вот уже второй день все гадают, почему значительная часть Европы оказалась погружена во тьму 28 апреля. Без электроэнергии остались Испания, Португалия,...

Новая Россия строит высоковольтные линии и налаживает грузоперевозки
Две новые высоковольтные линии свяжут ДНР и ЛНР, около восьми миллиардов рублей получат воссоединённые регионы на капитальный ремонт электросетей, в Крым...

Росстандарт приостановил эксплуатацию грузовых автомобилей марки «Исток»
Важные новости из мира авто: Росстандарт приостановил выпуск и обращение грузовых автомобилей марки «Исток» типа 4749D категории N1. В опубликованном сообщении...

Ипотеке грозит тотальный обвал
К концу этого года ипотека в России может показать худший результат с 2016-2017 годов. Об этом сообщило агентство Национальные кредитные рейтинги (НКР). Кроме...

В Балтийском море намечается крупный польско-немецкий конфликт
Поляки начали бурение в Балтийском море, что вызвало большое недовольство немецкой стороны. Происходящее вызвало возмущение в Берлине и указывает на серьезные...

В России появились роботизированные комплексы для строительства трубопроводов
Компания «Газпром нефть» внедрила на своих месторождениях роботизированные комплексы для сварки трубопроводов, что является важным шагом в сторону развития...

Россия забурилась так, как на Западе не ожидали
Российские нефтекомпании бурят в этом году так, как не делали этого уже не менее пяти лет. Санкции не помешали выйти на максимум бурения в то время, как ОПЕК+...