Экономическое обозрение

Российская «нефтянка» возвращается в Ливию

Российская «нефтянка» возвращается в Ливию
Гражданская война в североафриканской стране до сих пор не утихла. Однако Национальная нефтяная корпорация Ливии (NOC) во главе с Мустафой Саналлой в начале 2021 года показала, что даже в таких условиях она способна наращивать уровень добычи углеводородов. В феврале этого года уровень добычи нефти в Ливии вырос до 1,16 млн баррелей в сутки, хотя еще год назад показатели находились на отметке в 100 тыс. баррелей в сутки.


На фоне этого в NOC обратились к российским компаниям с просьбой возобновить свою деятельность в стране, как это было еще до 2011 года, когда началась гражданская война. Примечательно, что обращения к американским и европейским корпорациям остались без ответа. Зато компании из РФ на этот зов откликнулись. В начале 2021 года «Татнефть» возобновила сейсморазведочные работы в ливийском бассейне Гедамес, где она уже имела опыт работ еще с 2005 года.

Теперь же директор «Татнефти» Наиль Маганов сообщил в прессу, что его компания хочет полностью восстановить работу в североафриканской стране и завершить проекты до конца. Это значит, что российская «нефтянка» возвращается в Ливию, успевая «застолбить» один из самых многообещающих нефтяных участков в этом государстве.

Кто первый, тому и сливки


После начала гражданской войны в Ливии из нефтедобывающей страны ушли итальянская компания ENI и немецкая Wintershall AG (имела долю в проекте по добыче вместе с «Газпромом»). До сих пор никто из них не высказал желания вернуться.

Однако два противоборствующих правительства североафриканской страны, несмотря на периодические боестолкновения, все же смогли договориться по вопросу увеличения нефтедобычи и действительно добились успеха. Более того, руководство NOC уверяет, что Ливия не остановится на отметке добычи в 1,16 млн баррелей в сутки, а продолжит наращивание. Ей, правда, для этого нужна помощь иностранных компаний, имеющих опыт в бурении, геологоразведке и эксплуатации новых скважин.

Именно в это время и проявила себя «Татнефть». По сути, она выбрала идеальный момент, когда в Ливии у нее нет конкурентов, а оба правительства и единственная компания-оператор по добыче углеводородов де-факто готовы заключать контракт на крайне выгодных условиях.



Нужно ли это России?


Глава ливийской NOC не скрывает, что хотел бы видеть в своей стране не только «Татнефть», но и другие компании из РФ – «Газпром» и «Роснефть». Нужно отметить, что последняя имеет множество успешных проектов по добыче нефти в Ираке, которые уже годами приносят ей прибыль.

Для России, которая является экспортером «черного золота», конечно, лишние конкуренты не нужны, однако добыча Ливии, не считая последних нескольких лет, когда ее почти не было, органично вписывалась в мировой экспорт углеводородов. «Черное золото» ближневосточной страны не мешало корпорациям из РФ торговать нефтью на привычных для них рынках. Это значит, что углеводороды Ливии не будут мешать России и сейчас.

Более того, компании вроде «Роснефти» платят налог с доходов от своих международных проектов в бюджет РФ. Это значит, что работа в Ливии, выгодна не только ближневосточной стране, но и самой России.

Автор:

Использованы фотографии: pixabay.com, dmcglobal.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен