Экономическое обозрение

Стоит поучиться? Китайцы ответили на санкции бойкотом мировых брендов

Стоит поучиться? Китайцы ответили на санкции бойкотом мировых брендов
Казалось бы, какое отношение всемирно известная марка люксовой одежды Burberry имеет к «разборкам» между Пекином и Лондоном или Вашингтоном? Как оказалось, самое непосредственное. Эта компания входит в состав Вetter Cotton Initiative, группы, выступающей «за введение более передовых методов производства хлопка». Еще в октябре прошлого года члены данного сообщества заявили, что откажутся от Синьцзянского хлопка, поскольку в этом регионе «наблюдаются проблемы с соблюдением прав человека». Ну, во всяком случае, так утверждают разнообразные активисты-правозащитники...


В ответ от Burberry отвернулась вся Поднебесная – соцсети переполнены призывами не покупать продукцию этой компании, а известная китайская актриса Чжоу Дунъюй расторгла свой рекламный контракт с фирмой. Она, как и многие другие публичные персоны заявляют о том, что намерены «поддерживать свою страну в бойкоте компаний, распространяющих ложь о Синьцзяне». Немалую роль в этой кампании играет популярнейший в стране ресурс Weibo - китайский сервис микроблогов, являющийся, по сути, чем-то средним между Facebook и Twitter.

«Под огнем» оказалась не только упомянутый выше производитель, но и целый ряд ведущих мировых брендов, также весьма неосмотрительно решивших поддержать тему Синьцзяна. Так, шведская компания H&M, в прошлом году отказавшаяся сотрудничать с текстильными фабриками из этого региона, сегодня исключена из всех электронных торговых площадок Поднебесной, включая такого гиганта, как Alibaba. Не миновал остракизм китайцев и таких «грандов», как Adidas, Nike, New Balance. Китайские знаменитости рвут с ним контракты и призывают соотечественников к бойкоту тех товаров, которые еще вчера рекламировали.

Насколько ощутимыми могут быть потери от такой ситуации для известнейших производителей? Более, чем серьезными – это однозначно. К примеру, та же H&M имеет в Китае, являющемся для нее третьим по объему рынком в мире, более пяти сотен магазинов, принесших бренду в 2019 году около полутора миллиардов долларов дохода. Весьма схожая ситуация и с Nike, продукции которой в Поднебесной продается разве что немногим меньше, чем в Европе. 7 тысяч магазинов в стране – это внушительно, равно как и прошлогодний заработок компании в Китае, составивший 6,7 миллиарда долларов.

Подобные удары без последствий не проходят – и они, насколько известно, уже наступили. Всезнающий Forbes заявляет, что демонстрировавшие активный рост на протяжении последнего года акции Nike после скандала в Китае моментально «просели» сразу на 6%. Котировки H&M снизились пока на 4%, но то ли еще будет... Как минимум, нынешние события должны заставить корпорации задуматься о том, что лезть в сугубо политические скандалы между мировыми державами, стремясь заработать репутацию «поборников прав человека» вряд ли стоит. Слишком дорого обходится...

В данной ситуации стоит отметить, что китайский опыт отпора чужим попыткам «воспитывать» страну, бесцеремонно вмешиваясь в ее внутренние дела, возможно, стоило бы перенять и России. Как минимум в силу того, что в отношении нее подобного рода попытки предпринимаются регулярно. Чему нам точно можно и нужно поучиться – так это китайской сплоченности общества вокруг цели защиты репутации, чести и достоинства своей Родины. Если необходимо – то в ущерб личным интересам и доходам. В современном мире стране, не входящей в условную элиту западного «цивилизованного сообщества» непросто заставить ее представителей считаться с собой. Но, как видим – вполне реально.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен