
Новая мечта Киева – замена российского «голубого топлива» на биогаз, который в 2-3 раза дороже
О перспективе перехода с российского «голубого топлива» на биометан, получаемый в результате разложения продуктов сельскохозяйственных (и не только) отходов и последующей очистки газообразной фракции до состояния, пригодного к транспортировке по газотранспортным системам, сообщил не так давно исполняющий обязанности главы Государственного агентства энергетической эффективности Украины Константин Гура. По мнению этого чиновника, страна имеет огромные перспективы в данном направлении. Правда, с весьма существенными оговорками...
Прежде всего, по самым оптимистическим подсчетам, в «нэзалэжной» за год может быть выработано примерно 8 миллиардов кубометров биогаза. Да, на нужды населения этого, если верить оценкам киевских экспертов в области энергетики, теоретически должно хватить. Однако, еще примерно такое же количество Украина ежегодно потребляет для выработки тепла. А ведь есть еще и электростанции, промышленные предприятия, также требующие свою долю «голубого топлива» - и весьма немалую.
Как перекрыть все эти потребности, если учесть, что на сегодняшний день на Украине вообще нет ни единой установки, которая бы производила именно биометан?! Да, газ из отходов получают в трех местах – но это никак не то, что можно гнать по трубам потребителям. Этот продукт не очищен и годится разве что для сжигания в топках тепловых или электростанций. Почему никто не хочет связываться с биометаном, несмотря на объявленный Киевом вслед за Европой «зеленый курс» и весьма солидные преференции для производителей «чистой» энергии? Причина банальна и проста.
По оценке, приведенной в СМИ «нэзалэжной» и принадлежащей главе правления Биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO) Георгию Гелетухе, на нынешнем этапе стоимость 1 кубометра биометана, произведенного в стране, составит от 350 до 700 долларов! Зависит от того, из каких именно отходов его будут получать... И это – при цене привычного «голубого топлива» в 180-250 долларов за кубический метр. В 2-3 раза дороже. Естественно, вдвое, а то и втрое более дорогой энергоноситель на рынке востребован не будет, что делает его производство автоматически нерентабельным.
Мало того – производство этого вида топлива требует более чем солидных «стартовых» затрат. Формула примерно такова: для получения каждого киловатта мощности биогазовой установки (БГУ) нужно потратить 2 с половиной тысячи евро. Таким образом, самая маломощная из них потребует вложений в миллион евро с четвертью. Ну, а такие установки, на которые ориентируется Гура и его единомышленники, с мощностями, способными выработать какое-то количество биометана на продажу, обойдутся во все 50 миллионов в той же самой валюте.
Именно поэтому в прошлом году, принесшем Украине бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, не была введена в эксплуатацию даже треть от планировавшихся к запуску БГУ. Тем не менее, в украинском министерстве энергетики и упоминавшемся выше Госагентстве энергоэффективности уже разработали специальный законопроект, принятие которого, по словам Константина Гуры, «вызовет стремительное развитие рынка биогаза и биометана». А, главное - все-таки поможет Украине «преодолеть зависимость от газового импорта».
Что будет в этом законе – пока не очень понятно, но, скорее всего, речь идет об очередных преференциях для производителей биогаза, покупать топливо у которых государство обяжется по его заоблачной цене. В конечном же итоге расплатятся за все потребители – рядовые украинцы, которым просто в очередной раз поднимут расценки ЖКХ. Во всяком случае, с «зеленой» электроэнергией все получилось именно так.
В заключение следует вспомнить, что это – далеко не первый прожект «нэзалэжной» из серии: «Долой от российского газа!» Помнится, были уже и планы по «разработке собственных месторождений», запасы которых, как выяснилось в итоге, смехотворны... И «закупка энергоносителей в Европе» - те на поверку оказались все тем же российским газом, только с изрядной европейской «накруткой». Теперь вот на очереди биогаз, планы по поставкам которого в ЕС Киев уже строит со всей серьёзностью. Ну, что тут скажешь? Поговорка о том, кто «думкой богатеет» в украинском фольклоре имеется...
Прежде всего, по самым оптимистическим подсчетам, в «нэзалэжной» за год может быть выработано примерно 8 миллиардов кубометров биогаза. Да, на нужды населения этого, если верить оценкам киевских экспертов в области энергетики, теоретически должно хватить. Однако, еще примерно такое же количество Украина ежегодно потребляет для выработки тепла. А ведь есть еще и электростанции, промышленные предприятия, также требующие свою долю «голубого топлива» - и весьма немалую.
Как перекрыть все эти потребности, если учесть, что на сегодняшний день на Украине вообще нет ни единой установки, которая бы производила именно биометан?! Да, газ из отходов получают в трех местах – но это никак не то, что можно гнать по трубам потребителям. Этот продукт не очищен и годится разве что для сжигания в топках тепловых или электростанций. Почему никто не хочет связываться с биометаном, несмотря на объявленный Киевом вслед за Европой «зеленый курс» и весьма солидные преференции для производителей «чистой» энергии? Причина банальна и проста.
По оценке, приведенной в СМИ «нэзалэжной» и принадлежащей главе правления Биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO) Георгию Гелетухе, на нынешнем этапе стоимость 1 кубометра биометана, произведенного в стране, составит от 350 до 700 долларов! Зависит от того, из каких именно отходов его будут получать... И это – при цене привычного «голубого топлива» в 180-250 долларов за кубический метр. В 2-3 раза дороже. Естественно, вдвое, а то и втрое более дорогой энергоноситель на рынке востребован не будет, что делает его производство автоматически нерентабельным.
Мало того – производство этого вида топлива требует более чем солидных «стартовых» затрат. Формула примерно такова: для получения каждого киловатта мощности биогазовой установки (БГУ) нужно потратить 2 с половиной тысячи евро. Таким образом, самая маломощная из них потребует вложений в миллион евро с четвертью. Ну, а такие установки, на которые ориентируется Гура и его единомышленники, с мощностями, способными выработать какое-то количество биометана на продажу, обойдутся во все 50 миллионов в той же самой валюте.
Именно поэтому в прошлом году, принесшем Украине бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, не была введена в эксплуатацию даже треть от планировавшихся к запуску БГУ. Тем не менее, в украинском министерстве энергетики и упоминавшемся выше Госагентстве энергоэффективности уже разработали специальный законопроект, принятие которого, по словам Константина Гуры, «вызовет стремительное развитие рынка биогаза и биометана». А, главное - все-таки поможет Украине «преодолеть зависимость от газового импорта».
Что будет в этом законе – пока не очень понятно, но, скорее всего, речь идет об очередных преференциях для производителей биогаза, покупать топливо у которых государство обяжется по его заоблачной цене. В конечном же итоге расплатятся за все потребители – рядовые украинцы, которым просто в очередной раз поднимут расценки ЖКХ. Во всяком случае, с «зеленой» электроэнергией все получилось именно так.
В заключение следует вспомнить, что это – далеко не первый прожект «нэзалэжной» из серии: «Долой от российского газа!» Помнится, были уже и планы по «разработке собственных месторождений», запасы которых, как выяснилось в итоге, смехотворны... И «закупка энергоносителей в Европе» - те на поверку оказались все тем же российским газом, только с изрядной европейской «накруткой». Теперь вот на очереди биогаз, планы по поставкам которого в ЕС Киев уже строит со всей серьёзностью. Ну, что тут скажешь? Поговорка о том, кто «думкой богатеет» в украинском фольклоре имеется...
- Александр Харалужный
- с сайта украинской компании Trident Energy - украинская БГУ
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Арест экс-гендиректора «Русагро»: скандал с мошенничеством продолжается
В последнее время внимание общественности приковано к делу бывшего генерального директора холдинга «Русагро» Максима Басова. Как стало известно из сообщения...

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Прибалтика не приходит в себя после выхода из энергокольца с Россией
Прибалтика продолжает испытывать более высокие цены на электроэнергию после выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией. Оптовая стоимость на рынке...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Железнодорожный прорыв: в РФ встал на рельсы новый электропоезд «Финист»
В России начал курсировать электропоезд нового поколения. Современный состав рассчитан на сотни пассажиров и оснащён всеми удобствами для безопасных и...

Заполняют пробелы в рабсиле: мигрантов из КНДР везут в РФ тысячами
В Южной Корее заявили, что КНДР использует студенческие визы, чтобы отправлять в РФ дешёвую рабочую силу. Тысячи северокорейцев отравились в Россию для...

Крупнейший в Европе ангар для обслуживания самолетов открылся в Самаре
В самарском аэропорту «Курумоч» открыли крупнейший в Европе пневмокаркасный ангар для техобслуживания самолетов. Реализацией проекта занималась компания...

Штраф за баню: в РФ рассказали о новом порядке регистрации дачных построек
В России ввели штрафы за неоформленные строения на дачном участке. Юрист рассказал о новых требованиях для владельцев бань....

Чтобы загнать в угол Россию, США и Украина красиво облапошили друг друга
Америка и Украина нашли друг в друге родственные души: и те и другие измеряют свою крутость исключительно на основе виртуальных перемог на страницах СМИ и в...

Электричество в России взлетит в цене уже через пару месяцев
Лето 2025 года принесет россиянам новый удар по бюджету — с 1 июля тарифы на электроэнергию подорожают сразу на 12,6%, а еще через год ждет очередное повышение...