
Новая мечта Киева – замена российского «голубого топлива» на биогаз, который в 2-3 раза дороже
О перспективе перехода с российского «голубого топлива» на биометан, получаемый в результате разложения продуктов сельскохозяйственных (и не только) отходов и последующей очистки газообразной фракции до состояния, пригодного к транспортировке по газотранспортным системам, сообщил не так давно исполняющий обязанности главы Государственного агентства энергетической эффективности Украины Константин Гура. По мнению этого чиновника, страна имеет огромные перспективы в данном направлении. Правда, с весьма существенными оговорками...
Прежде всего, по самым оптимистическим подсчетам, в «нэзалэжной» за год может быть выработано примерно 8 миллиардов кубометров биогаза. Да, на нужды населения этого, если верить оценкам киевских экспертов в области энергетики, теоретически должно хватить. Однако, еще примерно такое же количество Украина ежегодно потребляет для выработки тепла. А ведь есть еще и электростанции, промышленные предприятия, также требующие свою долю «голубого топлива» - и весьма немалую.
Как перекрыть все эти потребности, если учесть, что на сегодняшний день на Украине вообще нет ни единой установки, которая бы производила именно биометан?! Да, газ из отходов получают в трех местах – но это никак не то, что можно гнать по трубам потребителям. Этот продукт не очищен и годится разве что для сжигания в топках тепловых или электростанций. Почему никто не хочет связываться с биометаном, несмотря на объявленный Киевом вслед за Европой «зеленый курс» и весьма солидные преференции для производителей «чистой» энергии? Причина банальна и проста.
По оценке, приведенной в СМИ «нэзалэжной» и принадлежащей главе правления Биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO) Георгию Гелетухе, на нынешнем этапе стоимость 1 кубометра биометана, произведенного в стране, составит от 350 до 700 долларов! Зависит от того, из каких именно отходов его будут получать... И это – при цене привычного «голубого топлива» в 180-250 долларов за кубический метр. В 2-3 раза дороже. Естественно, вдвое, а то и втрое более дорогой энергоноситель на рынке востребован не будет, что делает его производство автоматически нерентабельным.
Мало того – производство этого вида топлива требует более чем солидных «стартовых» затрат. Формула примерно такова: для получения каждого киловатта мощности биогазовой установки (БГУ) нужно потратить 2 с половиной тысячи евро. Таким образом, самая маломощная из них потребует вложений в миллион евро с четвертью. Ну, а такие установки, на которые ориентируется Гура и его единомышленники, с мощностями, способными выработать какое-то количество биометана на продажу, обойдутся во все 50 миллионов в той же самой валюте.
Именно поэтому в прошлом году, принесшем Украине бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, не была введена в эксплуатацию даже треть от планировавшихся к запуску БГУ. Тем не менее, в украинском министерстве энергетики и упоминавшемся выше Госагентстве энергоэффективности уже разработали специальный законопроект, принятие которого, по словам Константина Гуры, «вызовет стремительное развитие рынка биогаза и биометана». А, главное - все-таки поможет Украине «преодолеть зависимость от газового импорта».
Что будет в этом законе – пока не очень понятно, но, скорее всего, речь идет об очередных преференциях для производителей биогаза, покупать топливо у которых государство обяжется по его заоблачной цене. В конечном же итоге расплатятся за все потребители – рядовые украинцы, которым просто в очередной раз поднимут расценки ЖКХ. Во всяком случае, с «зеленой» электроэнергией все получилось именно так.
В заключение следует вспомнить, что это – далеко не первый прожект «нэзалэжной» из серии: «Долой от российского газа!» Помнится, были уже и планы по «разработке собственных месторождений», запасы которых, как выяснилось в итоге, смехотворны... И «закупка энергоносителей в Европе» - те на поверку оказались все тем же российским газом, только с изрядной европейской «накруткой». Теперь вот на очереди биогаз, планы по поставкам которого в ЕС Киев уже строит со всей серьёзностью. Ну, что тут скажешь? Поговорка о том, кто «думкой богатеет» в украинском фольклоре имеется...
Прежде всего, по самым оптимистическим подсчетам, в «нэзалэжной» за год может быть выработано примерно 8 миллиардов кубометров биогаза. Да, на нужды населения этого, если верить оценкам киевских экспертов в области энергетики, теоретически должно хватить. Однако, еще примерно такое же количество Украина ежегодно потребляет для выработки тепла. А ведь есть еще и электростанции, промышленные предприятия, также требующие свою долю «голубого топлива» - и весьма немалую.
Как перекрыть все эти потребности, если учесть, что на сегодняшний день на Украине вообще нет ни единой установки, которая бы производила именно биометан?! Да, газ из отходов получают в трех местах – но это никак не то, что можно гнать по трубам потребителям. Этот продукт не очищен и годится разве что для сжигания в топках тепловых или электростанций. Почему никто не хочет связываться с биометаном, несмотря на объявленный Киевом вслед за Европой «зеленый курс» и весьма солидные преференции для производителей «чистой» энергии? Причина банальна и проста.
По оценке, приведенной в СМИ «нэзалэжной» и принадлежащей главе правления Биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO) Георгию Гелетухе, на нынешнем этапе стоимость 1 кубометра биометана, произведенного в стране, составит от 350 до 700 долларов! Зависит от того, из каких именно отходов его будут получать... И это – при цене привычного «голубого топлива» в 180-250 долларов за кубический метр. В 2-3 раза дороже. Естественно, вдвое, а то и втрое более дорогой энергоноситель на рынке востребован не будет, что делает его производство автоматически нерентабельным.
Мало того – производство этого вида топлива требует более чем солидных «стартовых» затрат. Формула примерно такова: для получения каждого киловатта мощности биогазовой установки (БГУ) нужно потратить 2 с половиной тысячи евро. Таким образом, самая маломощная из них потребует вложений в миллион евро с четвертью. Ну, а такие установки, на которые ориентируется Гура и его единомышленники, с мощностями, способными выработать какое-то количество биометана на продажу, обойдутся во все 50 миллионов в той же самой валюте.
Именно поэтому в прошлом году, принесшем Украине бурное развитие солнечной и ветровой энергетики, не была введена в эксплуатацию даже треть от планировавшихся к запуску БГУ. Тем не менее, в украинском министерстве энергетики и упоминавшемся выше Госагентстве энергоэффективности уже разработали специальный законопроект, принятие которого, по словам Константина Гуры, «вызовет стремительное развитие рынка биогаза и биометана». А, главное - все-таки поможет Украине «преодолеть зависимость от газового импорта».
Что будет в этом законе – пока не очень понятно, но, скорее всего, речь идет об очередных преференциях для производителей биогаза, покупать топливо у которых государство обяжется по его заоблачной цене. В конечном же итоге расплатятся за все потребители – рядовые украинцы, которым просто в очередной раз поднимут расценки ЖКХ. Во всяком случае, с «зеленой» электроэнергией все получилось именно так.
В заключение следует вспомнить, что это – далеко не первый прожект «нэзалэжной» из серии: «Долой от российского газа!» Помнится, были уже и планы по «разработке собственных месторождений», запасы которых, как выяснилось в итоге, смехотворны... И «закупка энергоносителей в Европе» - те на поверку оказались все тем же российским газом, только с изрядной европейской «накруткой». Теперь вот на очереди биогаз, планы по поставкам которого в ЕС Киев уже строит со всей серьёзностью. Ну, что тут скажешь? Поговорка о том, кто «думкой богатеет» в украинском фольклоре имеется...
- Александр Харалужный
- с сайта украинской компании Trident Energy - украинская БГУ
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...