Экономическое обозрение

Экономические проблемы России: дотационные регионы без желания и возможности выйти на самообеспечение

Экономические проблемы России: дотационные регионы без желания и возможности выйти на самообеспечение
Дотационными являются те регионы, у которых недостаточно собственных денежных средств для поддержания и функционирования своей инфраструктуры. Именно на эти цели им выделяют средства из федерального бюджета.


Если можно так выразиться, рентабельных регионов в России мало — в основном это регионы, где происходит добыча природных ресурсов, за их счет пополняется федеральный бюджет примерно на третью часть, также они участвуют в дотировании остальных регионов России.

В число регионов с наименьшими дотациями, где на 85% бюджет состоит из собственных доходов, входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Республика Коми, Сахалин.

Сюда же можно добавить такие хорошо развитые регионы как Свердловская область, Татарстан, Красноярский край, с некоторой натяжкой Липецкую и Кемеровскую области.

У основной части регионов России уровень дотационной поддержи составляет примерно 19-20%. Но у нас в стране также есть хронически дотационные регионы, большая часть которых формирует свой бюджет за счет дотаций из федерального центра - более чем на 50% в течение длительного времени.

Уровень поддержи федерального центра по различным регионам выглядит следующим образом:

Крым, Севастополь, Калининградская область: доля дотаций составляет 56 - 67%.

Дальневосточные регионы: Чукотка, Камчатка, доля дотаций 59% -73%.

Тыва, Алтай, Бурятия: дотации 53% -76%.

Для республик Северного Кавказа: Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан: доля дотаций 55-84%.

Самая максимальная доля дотация в Ингушетии - 83,4% и Чечне - 80,7%.

Как видно из приведенных данных, самыми дотационными регионами являются Дальний Восток, Частично Сибирь, Крым, республики Северного Кавказа. Они требуют самого высокого уровня финансирования, их бюджеты практически полностью состоят из средств, выделяемых центром..

Почему же не развиваются дотационные регионы, какие есть способы повысить доходы их бюджетов и благосостояние граждан, перестать быть зависимыми от дотаций центра? У одних нет желания, у других нет возможностей. Или проблемы всё же иного плана...

Здесь много разных причин, но есть и основная — когда из центра стабильно поступает необходимое количество денежных средств, у чиновников нет мотивации предпринимать какие-то действия чтобы изменить сложившуюся ситуацию, они не стремятся развивать свой регион, поскольку деньги всё равно дадут.

Так проходит время, и десятки лет в России немалое число регионов даже при наличии немалых поступлений из федерального бюджета и огромных собственных ресурсах находятся в упадке и не развиваются.

А ведь можно создавать льготные условия для организации производства, для торговли, строительства, пытаться привлекать инвесторов, организовывать новые рабочие места, что повлечет за собой снижение уровня безработицы, уровень которой достаточно высок в дотационных регионах.

В девяти российских регионов безработица превышает десять процентов, в дотационных регионах меньше всего работающего населения. Там есть все возможности для повышения квалификации работающих, переобучения, но многие к этому не стремятся. В то же время бюджетные средства на поддержание таких регионов расходуются, а частные инвестиции не привлекаются.

В таких депрессивных в экономическом плане регионах как республика Тыва, Алтай, отдельные регионы Северного Кавказа всегда исторически были проблемы с работой, а сами регионы, такие, например, как Северный Кавказ, достаточно густонаселенные. Сложно победить ту же безработицу, если экономическое развитие регионов остается на низком уровне, все взаимосвязано.

Получается, человеческие ресурсы там есть, но профессиональных кадров, желающих работать, — мало. Именно поэтому не приходят инвестиции в эти регионы. Инвесторы попросту не хотят вкладывать свои средства в регион, где мало квалифицированных кадров, вот такой замкнутый круг.

Еще одна причина состоит в том, что инвесторы, в частности иностранные, не верят в Россию в принципе, не говоря про отдельные регионы, у которых даже внутри нашей страны не самая лучшая с экономической точки зрения репутация. Свою роль сыграли и антироссийские санкции.

Подытожив все сказанное, можно сделать вывод, что в ближайшее время больших изменений в сложившейся ситуации с дотационными регионами не предвидится: выбраться из хронической дотационности на фоне преодоления последствий пандемии вряд ли удастся у большинства таких субъектов. Выход в привлечении инвестиционной привлекательности регионов, разработке программ, которые бы позволяли наращивать собственные доходы. Но и здесь без вложений не обойтись.

Автор:

Использованы фотографии: https://pikabu.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен