
Литва собирается закрыть порт Клайпеды для экспорта белорусского калия - рубит сук, на котором сидит
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил о готовности страны к удовлетворению предложений Евросоюза по санкциям в отношении Белоруссии. В числе санкций – закрытие литовского порта Клайпеда для экспорта через него белорусского калия.
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Производство авиационных двигателей продолжает развиваться в Москве
Крупнейший российский производитель авиадвигателей получил финансирование для развития производства. Соглашение между «Объединенной двигателестроительной...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

Загнать молодежь на завод: в РФ нашли необычный способ спасти производства
Новая инициатива депутатов Госдумы должна решить проблему дефицита кадров в стране. Парламентарии обратили внимание на молодёжь...

«Бензиновых королей» припугнули
Правительство дало понять магнатам, что с огнем на АЗС играть не надо...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Градус падает: в России рухнуло производство алкогольных напитков
Алкогольная отрасль в России переживает сложное время. Изменения правил привели к значительному спаду объёмов производства...