
Литва собирается закрыть порт Клайпеды для экспорта белорусского калия - рубит сук, на котором сидит
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил о готовности страны к удовлетворению предложений Евросоюза по санкциям в отношении Белоруссии. В числе санкций – закрытие литовского порта Клайпеда для экспорта через него белорусского калия.
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Осло напросился: Москва предъявила ультиматум норвежским рыбакам
Растет напряженность между Россией и Норвегией из-за использования совместных рыбных ресурсов....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Баку на грани срыва: основной источник дохода исчезает
Азербайджан начал агрессивную кампанию, которую он просто не может себе позволить, тем более что республика теряет экспортные рынки....

«Неаполь мертв»: вышедший из-под контроля туризм опустошает города Италии
Проблема приобретает характер национального бедствия для некогда прославленного мирового курорта....

Облегчения не ждать: стали известны три срока ремонта завода «Новатэка» в Усть-Луге
БПЛА Украины наносят повторные удары по уже недавно атакованным целям. Это усложняет ремонт и введение в строй инфраструктуры....

Запад споткнулся о собственный «ценовой порог» на нефть, уготованный России
Ограничения, введенные против отечественного сырья, не подействовали в России, зато хорошо приживутся на западном рынке....

Даже СССР такие расходы были не по карману: национальные интересы РФ все дороже
Свобода в принципе не может быть дешевой или легкодоступной. Ее достижение сулит напряжение – физическое и материальное....

Перспективный авиадвигатель: новый шаг в российской авиации
В России запланировано создание нового тяжелого авиадвигателя с тягой 26 тонн, который, как ожидается, станет революцией в отечественном авиастроении. Об этом...

Шумят, зато работают годами. Чем Россия заменила немецкие турбины
Немецкие тише, они эффективнее, но постоянно ломаются, потому что основная прибыль от этих двигателей – обслуживание и постоянный ремонт...

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

У 14 самолетов SSJ-100 обнаружились проблемы с фюзеляжами
Ситуация с российскими воздушными судами Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95) вызывает серьезные вопросы. Как стало известно из недавних материалов издания «Известия»,...

По цене металлолома: Киев продает крупнейший стратегический химзавод Украины
На Украине пытаются решить сразу две задачи – получить деньги и выжить еще некоторое время и отдать западным кураторам остатки ценного имущества....

Конец нефтяной мечты: Азербайджан остается без золотой жилы
Запад внимательно следит за нефтяными доходами России в условиях санкций, тогда как экспорт других нефтяных стран также снижается. В Азербайджане, где власти в...

Новый завод полного цикла по производству чипов появится в РФ
В России стартует амбициозный проект по запуску предприятия полного цикла, который будет производить микрочипы. Проект расположат на территории...

Медицинский исход: эксперты раскрыли причину бегства врачей из Петербурга
Привлекательные условия для трудоустройства врачей в сельские ЛПУ начали работать. Выпускница медвуза раскрыла преимущества переезда в Ленобласть...

Россия засыпана картошкой: рекордный урожай обрушил рынок
В России в этом году фиксируется хороший урожай картофеля. Однако это не радует аграриев и вызывает беспокойство у экспертов...