
Литва собирается закрыть порт Клайпеды для экспорта белорусского калия - рубит сук, на котором сидит
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил о готовности страны к удовлетворению предложений Евросоюза по санкциям в отношении Белоруссии. В числе санкций – закрытие литовского порта Клайпеда для экспорта через него белорусского калия.
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Удобрения «Беларуськалия» на протяжении многих лет экспортировались за рубеж через ближайший литовский порт Клайпеда. Но сейчас литовские власти сообщают о возможном полном прекращении экспорта в связи с введенными против Белоруссии санкциями. Однако для самой Литвы могут наступить еще более печальные последствия от прекращения белорусского экспорта, чем для Белоруссии.
В 2020 году экспорт калийных удобрений из Белоруссии оценивался в 2,4 млрд долларов. Большая часть экспорта шла через порт Клайпеды. В целом, если говорить не только о калийных удобрениях, но и о другом белорусском экспорте, транзит из Белоруссии формирует более 30% годового грузооборота порта в Клайпеде. Только в 2019 году за счет белорусского транзита Литва пополнила свой бюджет на 155 млн евро.
Какие последствия наступят для белорусского экспорта, если Литва окончательно перекроет доступ к порту Клайпеда? Минск просто переориентирует потоки экспорта на российские порты, например – на Усть-Лугу. Да, чуть подорожает логистика, но на этом и все: Белоруссия по-прежнему будет поставлять свою продукцию, включая и калийные удобрения, на экспорт.
Литва же, отказываясь от белорусского экспорта, совершает экономический суицид. Долгое время доходы от белорусского транзита были весомой частью поступлений в литовский бюджет. Сейчас, в угоду Евросоюзу и США, Литва рубит сук, на котором сидит. Отказ от белорусского транзита приведет к тому, что как минимум на треть упадет грузооборот порта в Клайпеде. Больше через Клайпеду возить нечего.
У Литвы такое специфическое географическое положение, что кроме Белоруссии транзит через Литву особо никому не интересен. Тем более, что рядом есть порты России. В итоге литовские компании, обслуживающие порт, останутся без работы, уменьшится количество и без того не очень многочисленных в Литве рабочих мест.
Но власти Литвы, похоже, заинтересованы не в процветании национальной экономики, а в исправном прислуживании западным интересам. Если в Брюсселе распорядились не пропускать белорусский экспорт, то в Вильнюсе взяли под козырек и бросились выполнять приказ европейских патронов. О последствиях для страны при этом литовские власти особо не задумываются, но это, с другой стороны, и понятно: значительную часть литовского бюджета формируют разнообразные дотации от Евросоюза и Вильнюс, получается, сидит на европейской и американской финансовой игле не менее плотно, чем на доходах от белорусского транзита. Так что в условиях, когда надо выбирать между доходами от порта в Клайпеде и дотациями от ЕС или США, Литва все же останавливается на последних.
Также стоит учесть и такой фактор: Беларусь сама поэтапно отказывается от литовского транзита, переориентируясь в этом плане на РФ. Потому литовский демарш с белорусским калием и портом Клайпеда больше похож на попытку выдать неизбежную потерю транзита за поддержку антибелорусских санкций Евросоюза. Потом у ЕС ещё и компенсацию потребуют...
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Правительство РФ решило помочь рыболовам Астраханской области
Астраханская область, известная своими богатыми рыбными запасами, получит дополнительные средства для улучшения состояния своих водоемов. В соответствии с...

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Тысячи тонн: месторождение золота, о котором не хотят вспоминать в РФ
Первые сведения о золотоносности района относятся ко второй половине XIX века, когда были обнаружены россыпные проявления золота....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

«Был бы ужас»: почему Путин не уволил Набиуллину
Михаил Хазин объяснил, почему Владимир Путин не уволил Эльвиру Набиуллину два года назад или ещё раньше: «Был бы ужас». Но шанс избавиться скоро появится,...

Кошмар на «платке»: М-4 трассу «Дон» летом ждет армагедон
До старта курортного сезона еще больше месяца, но путь на юг стал дико тяжел даже по жадной до чужих денег дороге...

Прорыв импортозамещения в авиации: ОАК подготовила к запуску новый SJ-100
В России подошла к завершению подготовка первого полёта импортозамещённого лайнера SJ-100. Руководство «ОАК» анонсировало скорый запуск....

Денежное табу: россиян ждут жёсткие лимиты при купле-продаже недвижимости
В РФ хотят запретить приобретать за наличные жильё дороже миллиона рублей. Законопроект планируют принять летом....

Россия стала уникальной авиационной державой
Ни Boeing, ни Airbus не производят самолеты такого класса....

«Импортозамещенный» Superjet-100: Отчеты чиновников удались на славу!
Эксперты уверены — о серийном запуске «нашего» SSJ в 2026 году говорить пока рано...