
Польская энергетика: выбор между российским углем и российской АЭС
В 2020 году потребности страны в электроэнергии оценивалась в 165,5 ТВт*ч, при этом ее импорт составлял 13 ТВт*ч. Данную брешь в польском энергоснабжении вполне могла бы заполнить Балтийская АЭС, возведение которой было запланировано в Калининградской области. Соорудить электростанцию собирались в 12 километрах от города Неман и примерно на таком же расстоянии от литовской границы. Ее два энергоблока должны были иметь общую мощность 2388 МВт.
Предполагалось, что ввод станции в эксплуатацию состоится в 2016 (первый энергоблок) и 2018 (второй энергоблок) годах. Однако, после развернувшейся в 2014 году на Западе антироссийской кампании строительство станции было «поставлено на паузу». Далеко не последнюю роль тут сыграла как раз позиция Варшавы и Вильнюса, которые в один голос заявили о том, что не намерены платить за электричество, вырабатываемое «в стране, которая оккупировала Крым».
В конечном итоге АО «Концерн Росэнергоатом» 26 сентября 2018 года издал приказ о «заморозке» строительства на пять лет. Срок этот близится к своему концу, а в Польше вовсю подумывают о том, чтобы принять участие в данном проекте в случае его возобновление. В частности, такое желание выразил владелец концерна ZE PAК, польский медиамагнат Зигмунт Солорж-Жак, заявивший, что готов вложить немалые средства в достройку Балтийской АЭС, для обеспечения своей страны «чистой и дешевой энергией вырабатываемой, в том числе, и под польским контролем».
Нельзя сказать, чтобы данное начинание встретило горячую поддержку у местной политической элиты, славящейся своей русофобией. Еще меньшее понимание озвученная Солорж-Жаком инициативы вызывает у прибалтийских «партнеров» Польши. Так, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис уже поспешил назвать саму мысль об экспорте туда российской электроэнергии «недоразумением». Также аналитики прогнозируют возможное недовольство некоторых других стран ЕС, связанное с появлением очередной АЭС «у них за забором».
Как бы то ни было, но для самой Польши на первом месте стоит все-таки вопрос стабильного обеспечения своих жителей и промышленности электроэнергией. А он так или иначе упирается сегодня в сотрудничество с нашей страной. Вот весьма красноречивые цифры: в 2020 году Варшава импортировала из России 10 миллиардов тонн угля на миллиарды злотых. Это топливо пошло не только в печи местных домохозяйств, но и, в первую очередь стало сырьем для работы польских электростанций. В любом случае денежки ушли не куда-то, а в Москву.
У проблемы есть и еще один аспект. В соответствии со взятыми на себя Варшавой в рамках ее присоединения к «зеленому курсу», объявленному Евросоюзом, обязательствами, доля угля в ее энергетике уже к 2030 году не должна превышать 56%. На сегодня же она составляет 70%, снизившись за минувший год всего на 3%. Удастся ли к указанному сроку довести мощности возобновляемых источников энергии до почти четверти объема, необходимого стране – большой вопрос. При таком раскладе выбор в пользу участия в завершении строительства Балтийской АЭС однозначно представляется наиболее разумным и реалистичным.
Единственным возможным препятствием для реализации этого проекта могут стать даже не политические амбиции Варшавы (там довольно быстро забывают о русофобии, оказавшись в действительно безвыходном положении), а повышенный интерес, проявляемый к ее энергорынку Соединенными Штатами. По имеющимся данным, польская компания Synthos не так давно заявила о подписании с американской корпорацией GE Hitachi Nuclear Energy соглашения о возведении в стране четырех малых ядерных реакторов мощностью 4 ГВт.
Впрочем, есть в данном моменте некоторые весьма существенные нюансы. Во-первых, проект, затеянный Synthos, обещает обойтись, как минимум, втрое дороже, чем достройка Балтийской АЭС. Во-вторых же, приступить к его воплощению в жизнь компания намерена никак не ранее 2030 года, о сроках же завершения строительства вообще речь пока не идет. Электростанция в Калининградской области, безусловно, может быть введена в строй в гораздо более близкой перспективе. Так что время для того, чтобы «сыграть на опережение» у отечественных атомщиков есть. Главное, чтобы они его использовали, а не упустили. Вот и получается, что Польша может оказаться перед выбором между российским углем и российской АЭС.
Предполагалось, что ввод станции в эксплуатацию состоится в 2016 (первый энергоблок) и 2018 (второй энергоблок) годах. Однако, после развернувшейся в 2014 году на Западе антироссийской кампании строительство станции было «поставлено на паузу». Далеко не последнюю роль тут сыграла как раз позиция Варшавы и Вильнюса, которые в один голос заявили о том, что не намерены платить за электричество, вырабатываемое «в стране, которая оккупировала Крым».
В конечном итоге АО «Концерн Росэнергоатом» 26 сентября 2018 года издал приказ о «заморозке» строительства на пять лет. Срок этот близится к своему концу, а в Польше вовсю подумывают о том, чтобы принять участие в данном проекте в случае его возобновление. В частности, такое желание выразил владелец концерна ZE PAК, польский медиамагнат Зигмунт Солорж-Жак, заявивший, что готов вложить немалые средства в достройку Балтийской АЭС, для обеспечения своей страны «чистой и дешевой энергией вырабатываемой, в том числе, и под польским контролем».
Нельзя сказать, чтобы данное начинание встретило горячую поддержку у местной политической элиты, славящейся своей русофобией. Еще меньшее понимание озвученная Солорж-Жаком инициативы вызывает у прибалтийских «партнеров» Польши. Так, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис уже поспешил назвать саму мысль об экспорте туда российской электроэнергии «недоразумением». Также аналитики прогнозируют возможное недовольство некоторых других стран ЕС, связанное с появлением очередной АЭС «у них за забором».
Как бы то ни было, но для самой Польши на первом месте стоит все-таки вопрос стабильного обеспечения своих жителей и промышленности электроэнергией. А он так или иначе упирается сегодня в сотрудничество с нашей страной. Вот весьма красноречивые цифры: в 2020 году Варшава импортировала из России 10 миллиардов тонн угля на миллиарды злотых. Это топливо пошло не только в печи местных домохозяйств, но и, в первую очередь стало сырьем для работы польских электростанций. В любом случае денежки ушли не куда-то, а в Москву.
У проблемы есть и еще один аспект. В соответствии со взятыми на себя Варшавой в рамках ее присоединения к «зеленому курсу», объявленному Евросоюзом, обязательствами, доля угля в ее энергетике уже к 2030 году не должна превышать 56%. На сегодня же она составляет 70%, снизившись за минувший год всего на 3%. Удастся ли к указанному сроку довести мощности возобновляемых источников энергии до почти четверти объема, необходимого стране – большой вопрос. При таком раскладе выбор в пользу участия в завершении строительства Балтийской АЭС однозначно представляется наиболее разумным и реалистичным.
Единственным возможным препятствием для реализации этого проекта могут стать даже не политические амбиции Варшавы (там довольно быстро забывают о русофобии, оказавшись в действительно безвыходном положении), а повышенный интерес, проявляемый к ее энергорынку Соединенными Штатами. По имеющимся данным, польская компания Synthos не так давно заявила о подписании с американской корпорацией GE Hitachi Nuclear Energy соглашения о возведении в стране четырех малых ядерных реакторов мощностью 4 ГВт.
Впрочем, есть в данном моменте некоторые весьма существенные нюансы. Во-первых, проект, затеянный Synthos, обещает обойтись, как минимум, втрое дороже, чем достройка Балтийской АЭС. Во-вторых же, приступить к его воплощению в жизнь компания намерена никак не ранее 2030 года, о сроках же завершения строительства вообще речь пока не идет. Электростанция в Калининградской области, безусловно, может быть введена в строй в гораздо более близкой перспективе. Так что время для того, чтобы «сыграть на опережение» у отечественных атомщиков есть. Главное, чтобы они его использовали, а не упустили. Вот и получается, что Польша может оказаться перед выбором между российским углем и российской АЭС.
- Александр Харалужный
- из Википедии польская Белхатувская ТЭС, работающая на российском угле
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Самозапрет на кредиты стал ловушкой для части россиян
С недавнего времени мошенники начали использовать новый способ обмана граждан через самозапрет на кредиты, который заработал в России с 1 марта 2025 года....

Иск к бывшим топ-менеджерам «Газпрома»: что стоит за данным делом?
В последние дни российские бизнес-круги потрясены новыми подробностями громкого иска, который был инициирован заместителем генерального прокурора Российской...

В Сибири возрождается центр тяжелого машиностроения
В Емельяновском районе Красноярского края полным ходом идет возведения Центра тяжелого машиностроения. Данный проект призван возродить традиции промышленного...

США получат Северный поток-2
В деловой прессе в последние недели активно обсуждают слух о скором запуске газопровода Северный поток-2. Особую остроту моменту добавляет тот факт, что...

Будущее в ожидании: строительство завода S7 в Санкт-Петербурге заморожено
Компания «Центр разработок С7», входящая в состав группы S7, приняла неожиданное решение приостановить строительство завода для производства деталей...

Российский рынок труда: приоритеты будут меняться
В последние несколько лет российский рынок труда претерпел значительные изменения. Этот процесс обусловлен не только глобальными экономическими трендами, но и...

Россия и палладий: резкий рост поставок в США
В январе 2025 года Россия внезапно увеличила поставки палладия в Соединенные Штаты более чем в пять раз, достигнув серьезной суммы в 84,8 миллиона долларов....

На территории ОЭЗ «Авангард» открылся первый завод
Несколькими днями ранее на площадке особой экономической зоны (ОЭЗ) «Авангард» в Советском округе Омска открылось первое предприятие. Завод принадлежит...

Маркетплейсы убивают экономику: WB и OZON назвали причиной дикой инфляции
В РФ выявили неожиданную причину роста инфляции. По мнению эксперта, в небывалом росте цен на товары виноваты интернет-сервисы продаж...

Сотни тысяч непроданных машин уйдут за копейки
На многие новые авто, ждущие покупателей аж с 2023 года, уже просто не выпускают запчасти...

Первый в России высокоскоростной поезд: шаг к новым технологиям
Скорость, эффективность и современные технологии – ключевые аспекты, которые влияют на будущее пассажирских перевозок. В связи с этим состоялось важное событие...

В чём причина аварии на АЭС в Финляндии?
В Финляндии на атомной электростанции «Олкилуото-3» 7 марта произошла утечка около 100 куб. м теплоносителя (охлаждающей воды). В сообщении пресс-службы...

РФ заблокировала больше денег Запада, чем тот российских
Об этом мало говорят, но на территории России заблокировано больше западных денег, чем на Западе российских. Поэтому и так тормозится процесс экспроприации...

Россиян могут шокировать новые счета за электричество
По всей России прокатилась волна возмущения, вызванная резко возросшими платежами за электроэнергию. Новое постановление правительства о дифференциации...

Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»
Газотурбинные движки для большой авиации мы делать умеем. С малой все гораздо хуже...

Граждан России опять обложили
Джанни Родари с его «налогом на дождь» отдыхает...