
Польская энергетика: выбор между российским углем и российской АЭС
В 2020 году потребности страны в электроэнергии оценивалась в 165,5 ТВт*ч, при этом ее импорт составлял 13 ТВт*ч. Данную брешь в польском энергоснабжении вполне могла бы заполнить Балтийская АЭС, возведение которой было запланировано в Калининградской области. Соорудить электростанцию собирались в 12 километрах от города Неман и примерно на таком же расстоянии от литовской границы. Ее два энергоблока должны были иметь общую мощность 2388 МВт.
Предполагалось, что ввод станции в эксплуатацию состоится в 2016 (первый энергоблок) и 2018 (второй энергоблок) годах. Однако, после развернувшейся в 2014 году на Западе антироссийской кампании строительство станции было «поставлено на паузу». Далеко не последнюю роль тут сыграла как раз позиция Варшавы и Вильнюса, которые в один голос заявили о том, что не намерены платить за электричество, вырабатываемое «в стране, которая оккупировала Крым».
В конечном итоге АО «Концерн Росэнергоатом» 26 сентября 2018 года издал приказ о «заморозке» строительства на пять лет. Срок этот близится к своему концу, а в Польше вовсю подумывают о том, чтобы принять участие в данном проекте в случае его возобновление. В частности, такое желание выразил владелец концерна ZE PAК, польский медиамагнат Зигмунт Солорж-Жак, заявивший, что готов вложить немалые средства в достройку Балтийской АЭС, для обеспечения своей страны «чистой и дешевой энергией вырабатываемой, в том числе, и под польским контролем».
Нельзя сказать, чтобы данное начинание встретило горячую поддержку у местной политической элиты, славящейся своей русофобией. Еще меньшее понимание озвученная Солорж-Жаком инициативы вызывает у прибалтийских «партнеров» Польши. Так, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис уже поспешил назвать саму мысль об экспорте туда российской электроэнергии «недоразумением». Также аналитики прогнозируют возможное недовольство некоторых других стран ЕС, связанное с появлением очередной АЭС «у них за забором».
Как бы то ни было, но для самой Польши на первом месте стоит все-таки вопрос стабильного обеспечения своих жителей и промышленности электроэнергией. А он так или иначе упирается сегодня в сотрудничество с нашей страной. Вот весьма красноречивые цифры: в 2020 году Варшава импортировала из России 10 миллиардов тонн угля на миллиарды злотых. Это топливо пошло не только в печи местных домохозяйств, но и, в первую очередь стало сырьем для работы польских электростанций. В любом случае денежки ушли не куда-то, а в Москву.
У проблемы есть и еще один аспект. В соответствии со взятыми на себя Варшавой в рамках ее присоединения к «зеленому курсу», объявленному Евросоюзом, обязательствами, доля угля в ее энергетике уже к 2030 году не должна превышать 56%. На сегодня же она составляет 70%, снизившись за минувший год всего на 3%. Удастся ли к указанному сроку довести мощности возобновляемых источников энергии до почти четверти объема, необходимого стране – большой вопрос. При таком раскладе выбор в пользу участия в завершении строительства Балтийской АЭС однозначно представляется наиболее разумным и реалистичным.
Единственным возможным препятствием для реализации этого проекта могут стать даже не политические амбиции Варшавы (там довольно быстро забывают о русофобии, оказавшись в действительно безвыходном положении), а повышенный интерес, проявляемый к ее энергорынку Соединенными Штатами. По имеющимся данным, польская компания Synthos не так давно заявила о подписании с американской корпорацией GE Hitachi Nuclear Energy соглашения о возведении в стране четырех малых ядерных реакторов мощностью 4 ГВт.
Впрочем, есть в данном моменте некоторые весьма существенные нюансы. Во-первых, проект, затеянный Synthos, обещает обойтись, как минимум, втрое дороже, чем достройка Балтийской АЭС. Во-вторых же, приступить к его воплощению в жизнь компания намерена никак не ранее 2030 года, о сроках же завершения строительства вообще речь пока не идет. Электростанция в Калининградской области, безусловно, может быть введена в строй в гораздо более близкой перспективе. Так что время для того, чтобы «сыграть на опережение» у отечественных атомщиков есть. Главное, чтобы они его использовали, а не упустили. Вот и получается, что Польша может оказаться перед выбором между российским углем и российской АЭС.
Предполагалось, что ввод станции в эксплуатацию состоится в 2016 (первый энергоблок) и 2018 (второй энергоблок) годах. Однако, после развернувшейся в 2014 году на Западе антироссийской кампании строительство станции было «поставлено на паузу». Далеко не последнюю роль тут сыграла как раз позиция Варшавы и Вильнюса, которые в один голос заявили о том, что не намерены платить за электричество, вырабатываемое «в стране, которая оккупировала Крым».
В конечном итоге АО «Концерн Росэнергоатом» 26 сентября 2018 года издал приказ о «заморозке» строительства на пять лет. Срок этот близится к своему концу, а в Польше вовсю подумывают о том, чтобы принять участие в данном проекте в случае его возобновление. В частности, такое желание выразил владелец концерна ZE PAК, польский медиамагнат Зигмунт Солорж-Жак, заявивший, что готов вложить немалые средства в достройку Балтийской АЭС, для обеспечения своей страны «чистой и дешевой энергией вырабатываемой, в том числе, и под польским контролем».
Нельзя сказать, чтобы данное начинание встретило горячую поддержку у местной политической элиты, славящейся своей русофобией. Еще меньшее понимание озвученная Солорж-Жаком инициативы вызывает у прибалтийских «партнеров» Польши. Так, министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис уже поспешил назвать саму мысль об экспорте туда российской электроэнергии «недоразумением». Также аналитики прогнозируют возможное недовольство некоторых других стран ЕС, связанное с появлением очередной АЭС «у них за забором».
Как бы то ни было, но для самой Польши на первом месте стоит все-таки вопрос стабильного обеспечения своих жителей и промышленности электроэнергией. А он так или иначе упирается сегодня в сотрудничество с нашей страной. Вот весьма красноречивые цифры: в 2020 году Варшава импортировала из России 10 миллиардов тонн угля на миллиарды злотых. Это топливо пошло не только в печи местных домохозяйств, но и, в первую очередь стало сырьем для работы польских электростанций. В любом случае денежки ушли не куда-то, а в Москву.
У проблемы есть и еще один аспект. В соответствии со взятыми на себя Варшавой в рамках ее присоединения к «зеленому курсу», объявленному Евросоюзом, обязательствами, доля угля в ее энергетике уже к 2030 году не должна превышать 56%. На сегодня же она составляет 70%, снизившись за минувший год всего на 3%. Удастся ли к указанному сроку довести мощности возобновляемых источников энергии до почти четверти объема, необходимого стране – большой вопрос. При таком раскладе выбор в пользу участия в завершении строительства Балтийской АЭС однозначно представляется наиболее разумным и реалистичным.
Единственным возможным препятствием для реализации этого проекта могут стать даже не политические амбиции Варшавы (там довольно быстро забывают о русофобии, оказавшись в действительно безвыходном положении), а повышенный интерес, проявляемый к ее энергорынку Соединенными Штатами. По имеющимся данным, польская компания Synthos не так давно заявила о подписании с американской корпорацией GE Hitachi Nuclear Energy соглашения о возведении в стране четырех малых ядерных реакторов мощностью 4 ГВт.
Впрочем, есть в данном моменте некоторые весьма существенные нюансы. Во-первых, проект, затеянный Synthos, обещает обойтись, как минимум, втрое дороже, чем достройка Балтийской АЭС. Во-вторых же, приступить к его воплощению в жизнь компания намерена никак не ранее 2030 года, о сроках же завершения строительства вообще речь пока не идет. Электростанция в Калининградской области, безусловно, может быть введена в строй в гораздо более близкой перспективе. Так что время для того, чтобы «сыграть на опережение» у отечественных атомщиков есть. Главное, чтобы они его использовали, а не упустили. Вот и получается, что Польша может оказаться перед выбором между российским углем и российской АЭС.
- Александр Харалужный
- из Википедии польская Белхатувская ТЭС, работающая на российском угле
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Репутация армянских коньяков на российском рынке оказалась под угрозой
На днях мир алкогольной отрасли потрясла новость, которая не оставила равнодушными любителей крепких напитков в России. Исследование, проведенное Союзом...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

«Россия смеется над нами»: до финнов дошло, что ЕС и США ее подставили
В Суоми возмущаются, что западные компании тайком торгуют с русскими, а их бросили на произвол судьбы...

Азербайджанский газ: Алиев начал считать, Зеленский обиделся на него
Киев надеялся получить скидки в счет дружбы, но наткнулся на жесткий принцип — «мухи отдельно, котлеты отдельно»...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

10-километровые очереди фур: Что ищут на границе с Казахстаном
Ужесточение пограничных досмотров стало для многих водителей неожиданным...

Маленький подшипник едва не угробил всю авиацию России
Эксперты выявили причину провалов в отечественном авиапроме...

РФ смогла, США – нет: авиакомпания Delta пустила новые Airbus на запчасти
В США запустили каннибализацию самолётов из-за дефицита компонентов. СМИ раскрыли проблему западной авиации, которую избежали в РФ...

Плачевный финал спонсора ВСУ: империя «Мира танков» стала государственной
Компания-разработчик популярных видеоигр «Мира танков» и «Мира кораблей» была национализирована из-за прежнего владельца...

Российское золото получит свободу от Лондона
Россия – второй в мире золотодобытчик – хочет освободиться от зависимости цен на золото от Лондонской биржи. Для этого до конца года планируется запустить...

Смерть России придет через частную канализационную трубу
Есть отрасли, которые нельзя приватизировать — и ЖКХ стоит первым в списке...

Война резервов. Сколько сил осталось у Киева?
Рейтинг ценных бумаг, привязанных к ВВП Украины, упал до дефолтного уровня, — объявило в июне международное агентство S&P Global Ratings. Киев отказался...

7,5 миллиарда рублей ущерба: итоги работы экс-руководителей Дальнегорского ГОКа
В городе Дальнегорск (Приморский край) вновь разгорелись финансовые страсти – общий ущерб от действий бывших руководителей Дальнегорского горно-обогатительного...

Новое «экономическое чудо» может бахнуть по стране уже лет через пять
Платформизация экономики вернет Россию к социализму?...

Прощай, Запад: полностью импортозамещённый SJ-100 встал на крыло
В России появился полностью импортозамещённый пассажирский самолёт SJ-100. На днях ОАК продемонстрировала его СМИ...