У Суэцкого канала нашлись недостатки: варианты транспортной альтернативы
Когда-то торговые флотилии тратили огромное количество времени, огибая Мыс доброй надежды. С открытием Суэцкого канала вся конфигурация международной торговли претерпела значительные изменения. А с середины ХХ века все, кто был связан с морскими перевозками (особенно с экспортом-импортом нефти), благодаря выгодному маршруту смогли получать больше прибыли.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
- Николай Стальнов
- Официальный сайт Администрации Суэцкого канала suezcanal.gov.eg
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Не подлежит восстановлению: терминал КТК под Новороссийском уничтожен БЭК ВСУ
Террористический режим в Киеве продолжает бесчинствовать, атакуя российские и связанные с ней международные энергетические объекты....
Удар по рубильнику: РФ выключила пропаганду миллиону киевлян
Украина постоянно провоцирует и накликает своими попытками ударить по России ее ответные действия, которые более массивные и эффективные....
Бумеранг кармы: все, что Украина пыталась сделать России – накрыло ее саму
Основная дилемма сейчас в том, что правобережная энергетика Украина не может спасти левобережную, а дорожающее топливо исчезает....
В Испании рушится стройка за 1 млрд евро: амбициозный проект стал громким провалом
Этот объект называют одной из крупнейших инфраструктурных катастроф века....
Пекин восстановит закупки: Казахстан заблокирует транзит нефти РФ в Китай
Астана стала заложником геополитической игры трех сверхдержав, которые делят мир и рынки сбыта....
Элитные Porsche в мгновение превратились в металлолом по всей России
Владельцы дорогих автомобилей резко столкнулись с неочевидной технической неисправностью....
Дальше только пустыня: Европа вскоре останется без воды
Водный кризис разгорается на континенте. Об этом уже не предупреждают, а кричат....
«Авиастар» готовит сенсацию: в Ульяновске будут выпускать Ил-100 и Ил-276
Россия запускает два новых самолёта — Ил-100 и Ил-276. Губернатор Ульяновской области раскрыл планы «Авиастара»...
СПГ добил Европу: континент лихорадочно ищет спасение от американского «газа свободы»
Европа, словно зачарованная, ходит по кругу глупостей, из которого ее не может вывести ни крах промышленности, ни протесты избирателей....
МС-21 стал неуязвимым
Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать...
Беззубая реакция Анкары: турецкие владельцы танкеров отказались от сотрудничества с РФ
Судовладельцы прекрасно понимают, что террорист в Киеве – священная «корова» Запада и ему за агрессию ничего не будет. Это не изменить....
Москва дёрнула рубильник: Финны остались без русского электричества
Глава Финляндии Александр Стубб и его предшественники умудрились разрушить мосты между Хельсинки и Москвой, которые создавались целыми поколениями и по...
На грани обезлюдения: в американском Техасе назревает война за воду
Если не предпринять масштабных мер по охране общего ресурса, сельские общины рискуют остаться без воды...
Смена эшелона: неблагополучный Boeing передал проклятье зазнавшемуся Airbus
Два столпа мировой авиапромышленности неожиданно обменялись местами на самой высоте полета над Олимпом....
В России случилось октябрьское экономическое чудо
Официальная статистика зафиксировала в РФ настоящее экономическое чудо: отечественная промышленность за один месяц увеличила выпуск почти на 11%. Такие...
«Ящик Пандоры: Если сделка недействительна, покупателю возвращают деньги
Депутат КПРФ настаивает на новом постановлении пленума ВС РФ по сверхрезонансному делу...