
У Суэцкого канала нашлись недостатки: варианты транспортной альтернативы
Когда-то торговые флотилии тратили огромное количество времени, огибая Мыс доброй надежды. С открытием Суэцкого канала вся конфигурация международной торговли претерпела значительные изменения. А с середины ХХ века все, кто был связан с морскими перевозками (особенно с экспортом-импортом нефти), благодаря выгодному маршруту смогли получать больше прибыли.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
- Николай Стальнов
- Официальный сайт Администрации Суэцкого канала suezcanal.gov.eg
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...