
У Суэцкого канала нашлись недостатки: варианты транспортной альтернативы
Когда-то торговые флотилии тратили огромное количество времени, огибая Мыс доброй надежды. С открытием Суэцкого канала вся конфигурация международной торговли претерпела значительные изменения. А с середины ХХ века все, кто был связан с морскими перевозками (особенно с экспортом-импортом нефти), благодаря выгодному маршруту смогли получать больше прибыли.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.
Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.
Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.
К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.
В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.
Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.
Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.
Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?
Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
- Николай Стальнов
- Официальный сайт Администрации Суэцкого канала suezcanal.gov.eg
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Коботы врываются в российскую промышленность
В мире, где автоматизация и инновации становятся неотъемлемой частью производственных процессов, новосибирская компания «ПИН-Программная интеграция»...

«Южный завод тяжелого станкостроения» готовят к старту
В Краснодаре скоро запустят обновленный промышленный гигант – «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС). Сейчас производственные цеха заполняют...

Россиян ждет беспрецедентное повышение тарифов ЖКХ: плюс 34 тыс. рублей
Правительство РФ пересмотрело план повышения всех регулируемых тарифов в стране на ближайшие три года. Изменения в график повышения тарифов внесены...

«Амурский газохимический комплекс»: гигант скоро будет в строю
Близится к завершению строительство крупнейшего кластера – «Амурского газохимического комплекса» (АГХК). Уже готово 75% проекта, о чем сообщил руководитель...

Казахстан пошел ва-банк: ОПЕК, арабы и РФ с удивлением смотрят на Астану
Наши соседи способны нарастить добычу нефти, но столкнутся с неизбежными экспортными ограничениями...

Канада и Германия намерены угнать наши «Русланы» в Киев
Как нам вырвать наши «конфискованные» гражданские транспортники из лап Оттавы и Берлина?...

ОПЕК+ «сбросила бомбу» на Россию в интересах США?
В первую очередь может пострадать Россия, бюджет которой заложен из расчёта 69,7 доллара за баррель при курсе доллара 96 рублей....

Прибалтика не приходит в себя после выхода из энергокольца с Россией
Прибалтика продолжает испытывать более высокие цены на электроэнергию после выхода из энергокольца БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией. Оптовая стоимость на рынке...

Легенда на экспорт: для Lada Niva нашли неожиданное место сбыта
Главный автоконцерн РФ нашёл новых партнёров для продажи российских машин. «АвтоВаз» начнёт поставлять свои автомобили шейхам....

Куда бегут из России дворники с кассирами
Рекрутеры фиксируют их острую нехватку практически по всей стране, но даже удачный советский опыт невостребован...

Boeing уходит в окончательное пике
Ситуация вокруг авиакорпорации Boeing олицетворяет общий кризис американского промышленного сектора. В этих условиях устраивать реиндустриализацию США...

Энергетика Арктики: почему Россия все еще не забрала всю эту нефть?
Когда мы слышим слово «Арктика», перед глазами сразу встают льды до горизонта, суровые морозы и белые медведи где-то вдали. Однако мало кто задумывается, что...

В Приморье стартует строительство очередного малотоннажного комплекса СПГ
Компания «Аврора СПГ Спасск-Дальний» (входит в ГК «Аврора СПГ»), являющаяся резидентом Свободного порта Владивосток (СПВ), планирует в ближайшее время...

Страны Прибалтики стали морить голодом русских
«Людей намеренно ставят перед перспективой голода». Такими словами политологи описывают отношение властей стран Прибалтики к русским пенсионерам – им...

В Харькове техногенная катастрофа: вода становится смертельно опасной
В Харькове и области большие проблемы – власти украли деньги на наполнение Краснопавловского водохранилища, которое теперь умирает, убивая всё вокруг....

Штраф за баню: в РФ рассказали о новом порядке регистрации дачных построек
В России ввели штрафы за неоформленные строения на дачном участке. Юрист рассказал о новых требованиях для владельцев бань....