У Суэцкого канала нашлись недостатки: варианты транспортной альтернативы
6 380

У Суэцкого канала нашлись недостатки: варианты транспортной альтернативы

Когда-то торговые флотилии тратили огромное количество времени, огибая Мыс доброй надежды. С открытием Суэцкого канала вся конфигурация международной торговли претерпела значительные изменения. А с середины ХХ века все, кто был связан с морскими перевозками (особенно с экспортом-импортом нефти), благодаря выгодному маршруту смогли получать больше прибыли.


После того, как в 2020 году в водах Суэцкого канала застрял контейнеровоз Ever Given, глобальная торговля столкнулась с последствиями кризисного фактора, который прежде считался маловероятным. В одном из материалов отраслевого издания «Hellenic Shipping News» напомнили, что каждый час блокировки Суэцкого канала обходился мировой торговле в 400 миллионов долларов. Однако настоящая проблема заключается не в размере подсчитанных убытков.

Оказалось, достаточно было застрять одному кораблю, чтобы весь мир осознал силу зависимости выстроенных логистических цепочек от событий на клочке земли, которому судьбой суждено было стать стратегически важной точкой в масштабах целой планеты. На какой-то период в США возникли перебои с поставкой медицинских масок и иного оборудования – потому что в районе Суэца скопилось и простаивало неестественно большое число кораблей.

Суэцкий канал является неотъемлемой частью глобальной транспортной системы. Эта искусственная артерия соединяет торгово-экономические маршруты Тихого и Индийского океанов со Средиземным морем - с Атлантикой. С изменением геополитических реалий для некоторых государств возрастает соблазн использовать Суэц в качестве инструмента для решения своих внешних и внутренних проблем. Только результат применения такого инструмента может иметь абсолютно разные последствия.

К примеру, Египет как бенефициар транзита заинтересован в развитии и стабилизации бесперебойной работы канала. К 2023 году Каир обещал удвоить пропускную способность канала, в том числе – за счет расширения площадей судоходной зоны и оптимизации двустороннего трафика. Стараться есть причины: по итогам 2020 года зафиксирован проход через Суэц 18 829 судов совокупным объемом в 1,17 миллиарда тонн грузов. А годовой доход египетской казны пополнился на 5,6 миллиарда долларов.

В Дубае находится центр изучения глобального экономического будущего (CSGEF). Эксперты этой организации рассматривают Суэцкий канал как феномен, включающий в себя нечто большее, чем просто морские ворота. Исследователи отталкиваются от целого комплекса предпосылок, в том числе – и от того, что на Суэцкий узел завязана одна десятая часть мировой торговли.

Последний инцидент с застрявшим контейнеровозом наглядно показал необходимость как минимум модернизации инфраструктуры, способной отвечать потребностям глобальной схемы поставок товаров и сырья. Однако в данном регионе растут и другие риски, которые напрямую могут повлиять на безопасность и стабильность работы данного маршрута. В том случае, если предпринимаемые шаги не помогут снизить риски, придется изыскивать альтернативу Суэцкому каналу.

Впрочем, высказывается мнение о том, что пользователям маршрута было бы выгоднее оставаться в рамках устоявшейся схемы перевозки товаров через Суэцкий канал, не распыляя усилия и ресурсы на поиск запасных вариантов. Якобы, если заинтересованные игроки будут продолжать инвестировать в безопасность и долговечность Суэцкого канала, это ускорит экономический прогресс.

Появление материалов подобной тематики в информационной повестке не вызвано каким-либо остросюжетным кризисным событием. Пираты не свирепствуют, сухогрузы и танкеры не перегораживают канал. Зачем же было привлекать внимание к теме Суэцкого канала именно сейчас?

Кстати, известно о нескольких крупных проектах глобального значения, способных в перспективе повлиять на значимость ближневосточного транзита через Красное море. Китай намеревался прокопать в Никарагуа соперника Панамскому каналу. В Турции объявлен Стамбульский «дублер» для Босфора. А Россия помимо Северного морского пути рассматривает и еще один маршрут: международный проект «Север-Юг». Это совместный проект России, Ирана и Индии. При этом с точки зрения перевозки грузов из Восточной Азии в Европу и обратно реальной альтернативой Суэцкому каналу является именно российский Северный морской путь. В последнее время наблюдается ежегодный рост товаропотоков через СМП, однако пока многие компании всё же опасаются использовать этот транспортный вариант - в первую очередь из-за климатических условий.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас