Экономическое обозрение

«Газпром» стал «донором» прибыли для своих европейских клиентов

«Газпром» стал «донором» прибыли для своих европейских клиентов
Поразивший экономику ЕС в разгар подготовки к зиме газовый кризис вызвал к жизни неестественные процессы в отрасли, несвойственные логическому ходу событий. Европа хочет больше газа из России, но накладывает на него ограничения, чтобы сдержать цены, которые все равно растут. Реальной проблемы с газоснабжением нет, зато есть ажиотажная паника, имеющая реальные последствия. «Газпром» вместо увеличения поставок, наоборот, снижает их, так как получает массовый отказ клиентов в Европе от законтрактованных объемов топлива, поскольку по столь огромной стоимости приобретать сырье не станет никто. Газ нужен, но, в то же время, спроса на него нет.


Происходит деградация спроса, разоряются целые заводы и конкретные поставщики газа конечным потребителям. По такой цене закупать топливо интереса нет

- сетует начальник управления «Газпром экспорта» Сергей Комлев.

Свежие данные показывают более, чем 10% падение экспорта газа в сентябре по сравнению с августом текущего года.

Разумеется, на прибыли холдинга это никак не сказывается, наоборот, рост котировок приводит к удорожанию сырья даже по долгосрочным контрактам компании заключенными с крупными клиентами. Однако суть в другом, - российская сторона действительно выступает в роли некоторого стимулятора газового кризиса и ценового ралли в ЕС, хотя совсем не в том ракурсе, с позиции которого рассуждают в Еврокомиссии.

К примеру, совместный бизнес с «Газпромом» позволяет многим европейским компаниям получать топливо в больших объемах и по относительно низкой цене. Что вызывает неизбежный и непреодолимый «соблазн» торговать полученным газом из РФ на бирже и получать прибыль от подобного рода сделок, а не, скажем, от проведения более свойственной им многоступенчатой затратной хозяйственной деятельности (выработка электроэнергии, и пр.).

Оптимизация поставок «Газпромом» привела к тому, что контрактные объемы по договорам стали почти равны объему транзита. Иными словами, 87% от общего прокачанного в ЕС сырья приходится на гибридные долгосрочные контракты (частичная привязка к стоимости нефти и частично к биржевым котировкам). Это делается для того, чтобы исключить перекупную деятельность. Однако в нынешней ситуации компании-клиенты «Газпрома» решаются торговать на бирже полученным по контракту топливом, не являющимся излишками в чистом виде. Слишком велика разница между стоимостью долгосрочного соглашения и биржевых фьючерсов.

Таким образом российская компания выступает невольным «донором» большой прибыли для своих европейских клиентов, «потакая» углублению газового, а точнее уже полномасштабного энергетического кризиса. Просто потому, что предоставляет огромные объемы по вполне конкурентной цене.

Автор:

Использованы фотографии: pixabay.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен